УМК: Школа России; Класс: 3; Тема урока: «Местоимение. Личные местоимения »; Тип урока: изучение нового материала; Цель: формирование первичного представления о личных местоимениях и умения выделять их и правильно употреблять их в речи; -Личностные результаты: Развивают навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; -Метапредметные результаты: -познавательные: Строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи; -регулятивные: Адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; -коммуникативные: Участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, договариваются с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходят к общему решению, осуществляют взаимоконтроль; -Предметные результаты: Распознают личные местоимения среди других частей речи; Определяют грамматические признаки личных местоимений: лицо, число; Оборудование и материалы: Проектор, презентация, карточки, компьютер. |
Организация начала урока/ 2 минуты | Словесный | Фронтальная | У: Здравствуйте, ребята, напоминаю, меня зовут Екатерина Николаевна. Выпрямите спинки, проверьте, чтобы на ваших столах лежали учебник, пенал и тетрадь. Проверьте, чтобы у вас на столе был порядок. Продолжите фразу: На сегодняшнем уроке я постараюсь быть… Например: На сегодняшнем уроке я постараюсь быть внимательной, чтобы увидеть, как все работают. О: Предполагаемые ответы. | | |
Актуализация знаний/ 7 минут | Словесный: Учебный диалог Практический: выполняют задания | Фронтальная | У: Итак, сейчас будет небольшой мозговой штурм, я буду задавать вам вопросы, вы записываете ответы в столбик у себя в тетрадях, откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и «Классная работа». Приступим. Груз пассажиров (багаж) Страна пирамид и фараонов (Египет) Цветок, по которому гадают (ромашка) Маленький колючий зверёк, которого сравнивают с игольницей (ёжик) Громкий школьный оповеститель на начало и конец урока (звонок) Приходит во время еды (аппетит) Последнее слово, будет сложено из первых букв данных слов (берёза) У: Белая берёза под моим окном, принакрылась снегом точно серебром. У: Кто может сказать, откуда эти строчки? О: Стихотворение Е.С. Есенин «Белая береза». У: Молодцы! Сегодня слово «берёза» поможет нам на уроке. У: Сейчас вам нужно будет в каждом слове выделить корень и подобрать однокоренное слово. Обучающиеся выполняют задание. У: Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите карандаш, оцените выполнение задания своего соседа по парте, исправьте ошибки, если они есть и поставьте отметку. | -Личностные результаты: Развивают навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; регулятивные: Адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; коммуникативные: Участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, договариваются с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходят к общему решению, осуществляют взаимоконтроль; | Самоконтроль; Взаимооценка; Словесная похвала; |
Целеполагание/ 5 минут | Словесный: учебный диалог; Наглядный: презентация | Фронтальная | У: Я составила маленький рассказ. Давайте прочитаем. У: В рассказе есть выделенные слова, вам нужно их выписать и разобрать слова по составу. Обучающиеся выполняют задание. У: Понравился ли вам мой рассказ? Может быть что-то не так? О: В каждом предложении используется слово «береза». У: Что мы можем сделать с этим рассказом? О: Мы можем его переделать. У: Давайте попробуем переделать его. О: Берёзу милую, родную считают символом России. Она воспета в музыке, живописи. О ней написано немало стихов, рассказов, сказок. У: Эти слова заняли место имени существительного. Такие слова называются местоимениями. У: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? О: Местоимения. У: Верно, а именно мы познакомимся с личными местоимениями. Давайте запишем на доске цель урока. Егор, выйди к доске и запиши под диктовку одноклассников цель. О: Познакомиться с личными местоимениями. | -Личностные результаты: Развивают навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; | - |
Изучение нового материала/ 9 минут | Словесный: учебный диалог; Практический: Работа с учебником | Фронтальная, индивидуальная | У: Откройте учебник на странице 92, прочитаем правило, внимательно следите по тексту. У: Поиграем в игру, я вам буду говорить предложения, а вам нужно будет их переделать, используя личные местоимения, заменяя ими существительные. Лиза вышла в магазин за продуктами. О: Она вышла в магазин за продуктами. У: Мяч попал в окно дома. О: Он попал в окно дома. У: Ребята играли во дворе в резиночку. О: Они играли во дворе в резиночку. У: Ребята, молодцы! У: Личные местоимения делятся на 3 группы, первое лицо, второе лицо и 3 лицо. Как вы думаете, какие личные местоимения относятся к первому лицу? О: Я, мы. У: Ко второму лицу относятся личные местоимения ты, вы. И к третьему – он, она, оно, они. Так же все эти местоимения разделяются на еще две группы, число. Напомните мне, какое бывает число у слова. О: Единственное и множественное. У: Верно. Личные местоимения первого лица в единственном числе – я. А во множественном? О: Мы. У: Молодцы, продолжайте в том же духе. Местоимения второго лица в единственном числе? О: Ты. Во множественном – вы. У: И третьего лица? О: В единственном – он, она, оно. А во множественном числе – они. У: Совершенно верно. У: На предыдущем уроке русского языка, я вас просила завести маленький блокнот. Этот блокнот понадобится нам для того, чтобы записывать правила, с которыми мы будем знакомиться. Придумаем название для нашей памятки. О: Предполагаемые ответы. У: Предлагаю остановиться на названии – «Памятка-напоминалка». Ведь вы сможете обратиться к ней в любое время и напомнить самому себе правила русского языка. Итак, предлагаю вам выделить самую важную информацию из правила, выписать ее, а так же перенести таблицу в нашу памятку-напоминалку. У: Сейчас я прочитаю вам стихотворение, вам нужно будет его внимательно слушать. Прочитаю я вам его три раза, чтобы вы его запомнили и записали по памяти, первый раз, когда я вам его буду читать, можете на него смотреть в учебнике на странице 93 упражнение 157. О: Выполняют задание. У: Итак, подчеркните личные местоимения, которые вы нашли в стихотворении. Какие ответы у вас получились? О: Ты, я, ты, я. | -Личностные результаты: Развивают навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; Метапредметные результаты: познавательные: Строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи; регулятивные: Адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; Предметные результаты: Распознают личные местоимения среди других частей речи; Определяют грамматические признаки личных местоимений: лицо, число; | Словесная похвала |
Физминутка/ 1 минута | Словесный: инструктаж | | У: Не забываем о своем здоровье. Позаботимся о нем, встаньте, задвиньте свои стулья, чтобы случайно не удариться. Сейчас я вам буду говорить предложения, если вы услышите личное местоимение, то вы присаживаетесь, если же вы в предложении их не услышали, то тянете руки вверх, высоко, прямо к солнцу. - Я сегодня проснулся рано утром. - Лес был гремуч. - Мы с другом пошли гулять. - Кошка нашла своих котят. - В школе отменили уроки. - Они говорили о летних каникулах. - Дома мы клеили обои. - Погода была чудесная. | | |
Закрепление изученного материала/ 13 минут | Словесный: учебный диалог; Практический: диктант | Фронтальная, индивидуальная | У: Присаживайтесь, откройте учебник на странице 94. У: Прочитаем текст этого упражнения, читаем по предложению и называем авторов. Обучающиеся читают тест по цепочке. У: Выпишите два любых предложения, выпишите в столбик личные местоимения, напротив каждого личного местоимения напишите к какому числу и лицу оно относится. У: Заметили ли вы, что в тексте скрыта загадка? О: Да, в седьмом предложении. У: Прочитайте эту загадку. О: Был я солнышком лучистым. Стал я облачком пушистым. У: Вы уже, наверное, знаете ответ? О: Одуванчик. У: Вы уже знаете, что слово одуванчик является словарным словом. Запишем его еще раз себе в тетрадь в центре строки. Обучающиеся записывают слово к себе в тетрадь. У: Я попросила записать это слово неспроста. Это будет заголовок текста, который я вам сейчас прочитаю. - Что же такое одуванчики, как они выглядят и где их можно увидеть? Это весенний цветок яркого солнечно-жёлтого цвета. Они начинают цвести одними из первых цветов. Ещё в самом начале весны одуванчиками укрываются все свободные лужайки, клумбы и скверики. Они надевают на себя жёлтое покрывало из маленьких цветов круглой формы. У: Сейчас вам нужно будет записать предложения под диктовку, писать начинаем с красной строки. Обучающиеся записывают текст под диктовку. У: Обратите внимание на экран, сравните свои тексты с верным образцом. У: Подчеркните личные местоимения и определите их лицо и число, подпишите аккуратно карандашом сверху. Обучающиеся выполняют задание. У: Как вы заметили, в тексте есть слова, которые выделены жирным шрифтом. Как вы думаете, что мы будем делать с этими словами? О: Списывать. У: Верно! Их нужно будет списать и разобрать по составу. Так же перед тем как вы начнете их списывать, хотелось бы сказать о том, что слова необходимо списать в столбик и к каждому слову подобрать по два однокоренных слова. У: Ребята, в последних двух предложениях вам нужно будет найти грамматическую основу. Кто может мне напомнить, что такое грамматическая основа? О: Грамматическая основа состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Подлежащее - это существительно, а сказуемое – это глагол. У: Верно! Приступаем к выполнению. После того, как вы сделаете это задание, сдайте тетради мне на проверку, за это задание будет выставлена отметка в электронный журнал. | -Личностные результаты: Развивают навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; регулятивные: Адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; Предметные результаты: Распознают личные местоимения среди других частей речи; Определяют грамматические признаки личных местоимений: лицо, число; | Словесная похвала, оценка учителя |