СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РУССКИЙ ЯЗЫК планирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РУССКИЙ ЯЗЫК планирование»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.А. Некрасова»


Рассмотрена: на методическом объединении учителей начальных классов 20.08.2020г. Протокол №1

Согласована: на педагогическом совете 25.08.2020г. Протокол №1


Утверждена: приказ МАОУ «СОШ №1 им. Н.А. Некрасова» от 27.08.2020г. №188








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку

на 2020-2021учебный год


разработана на основе Авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко «Русский язык» (УМК «Школа России»)





Составила:

учитель начальных классов

Мосина Т.А.



г Чудово

2020г

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 2 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

- Авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко «Русский язык» (УМК «Школа России»)

-- Основная Образовательная Программа начального общего образования МАОУ «СОШ №1 им. Н.А.Некрасова».

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включёнными в федеральный перечень учебников, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. №345

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч.. - М.: Просвещение, 2015.

  2. Голубь В. Т. Русский язык. Тематический контроль знаний учащихся. 2 класс. Практическое пособие для начальной школы: – Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2020.

  3. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю.Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс.-М.:ВАКО,2012г

Курс направлен на реализацию целей обучения русскому языку в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно выделить задачи курса математики, решаемые в течение второго года обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В освоении учебного материала активно используются элементы опережающего обучения.

Использование опережающего обучения позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур.

Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе — принцип вариативности, который реализуется через деление материала учебников на инвариантную и вариативную части.

В учебниках ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить упражнения в рубрике «Проверяем, чему научились».

Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений учащихся.

Учебники предоставляют широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение.

При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертёжной линейкой, угольником, циркулем, учатся изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой бумаге.

Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией. Учащиеся выделяют существенную информацию из текста, получают информацию из рисунков, таблиц, схем, диаграмм, дополняют таблицы данными, достраивают диаграммы, сопоставляют информацию, представленную в разных видах, находят нужную информацию при выполнении заданий на информационный поиск и в процессе проектной деятельности.

В целом материал инвариантной и вариативной частей нацелен на освоение не только предметных умений, но и метапредметных умений (коммуникативных, регулятивных, познавательных).

Оценить достижения учащихся в освоении метапредметных умений к концу каждого года помогут задания рубрики «Умеешь ли ты…».


При нештатных ситуациях (карантин, пандемия, ограничительные меры) реализация образовательной программы возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Русский язык» во втором классе отводится:

Количество часов в неделю - 4,5

Количество часов в год по – 153

Количество проверочных работ – 6

Количество контрольных работ – 10

Количество контрольных списываний – 2

Комплексная контрольная работа - 1



Планируемые результаты освоения программы по русскому языку:

к концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ


У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к урокам русского языка;

  • умение признавать собственные ошибки;

  • оценивать собственные успехи в освоении языковой деятельности;

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • умение оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося ;

  • умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

ПРЕДМЕТНЫЕ

Развитие речи

Обучающийся научится:

•распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

•составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка);

Обучающийся получит возможность научиться:

•письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

•понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста

Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

•определять качественную характеристику звука (в объёме изученного);

•характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

Обучающийся получит возможность научиться:

•осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

•иметь представление о синонимах и антонимах;

•наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

•на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

•осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

•определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова)

Обучающийся получит возможность научиться:

•различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

•подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

•находить имена существительные, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

•находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

•находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

Обучающийся получит возможность научиться:

•различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

•выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

Синтаксис

Обучающийся научится:

•находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

•различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

Обучающийся получит возможность научиться:

•опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

•находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • списывать текст с доски и из учебника;

  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

•применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

•пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);


  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

  • организовывать взаимопроверку выполненной работы;

  • высказывать свое мнение при обсуждении задания.

  • при выполнении заданий в паре: слушать друг друга, договариваться, объединять полученные результаты при совместной презентации решения.

Оценка личностных и метапредметных результатов проводится методом встроенного педагогического наблюдения. Результаты фиксируются в таблице в соответствии с положением о системе оценивания.

Оценка предметных результатов осуществляется диагностическими, проверочными и контрольными работами, решением проектных задач.

Для организации текущего контроля используются следующие пособия:

  • Голубь В. Т. Русский язык. Тематический контроль знаний учащихся. 2 класс. Практическое пособие для начальной школы: – Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2020.

Содержание курса «Русский язык» 2 класс


Наша речь

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

Предложение

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова…

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов(горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы.

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. 

Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила.  Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. 

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками  ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА

Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь.


Части речи.

Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран,  городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не.Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение































Тематический план.

Раздел

Предметное содержание.

Кол-во часов в авторскойпрограмме

Кол-во часов в рабочей программе

Практическая часть



Основные виды деятельности.

1.

Наша речь

Виды речи.

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Устная, письменная

внутренняя речь. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Виды речевой деятельности.

Диалог и монолог.

Диалог, монолог, реплика. Речь диалогическая и монологическая.

Проверка знаний

3

3

Контрольные – Проверочные – 1

Т.Н. Ситникова, И.Ф Яценко Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной 2 класс

Рассуждать о значении языка и речи в жизнилюдей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей(при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

Различать устную,письменную речь и речь про себя.

Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение».

Отличать диалогическую речь от монологической.

Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге.

Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слов диалоги монолог.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

2.

Текст

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие.

Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного

текста. Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной

коммуникативной задачей. Развитие речи.

Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и

задачами.

4

4

Контрольные –1

Проверочные –

Административная входная контрольная работа

Отличать текст от других записей по его признакам.

Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.

Составлять текст по заданной теме.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Выбирать ту часть текста,которая соответствует заданной коммуникативной задаче.

Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Составлять рассказ по рисунку,данному началу и опорным словам.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

3.

Предложение

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в

предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Члены предложения.

Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении.

12

11

Контрольные-1

Проверочные –







Т.Н. Ситникова, И.Ф Яценко Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной 2 класс

Отличать предложение от группы слов,не составляющих предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.

Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи логическое(смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов.

Составлять (устно и письменно)ответы на вопросы.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно. Находить главные члены(основу)предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

Различать распространённое(с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения.

Распространять нераспространённые предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

4.

Слова, слова, слова...

Слово и его значение. Номинальная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Наблюдение за переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов. Развитие речи. Однокоренные слова. Родственные (однокоренные слова). Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов, синонимов и слов с омонимичными корнями. Работа со словарем однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слова с непроверяемым написанием: сахар, сахарный. Слог. Ударение. Перенос слова. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарем. Орфоэпические нормы современного русского языка. Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую. Слова с непроверяемым написанием: желтый, посуда.


18

16



Контрольные–1

Проверочные – 1

Проекты -



Т.Н. Ситникова, И.Ф Яценко Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной 2 класс



Административная контрольная работа


Определять значение слова по толковому словарю.

Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

Распознавать многозначные слова,слова в прямом и переносном значениях.

Работать со страничкой для любознательных.

Наблюдатьза этимологиейслова лопата.

Работать с толковым и орфографическим словарями.

Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.

Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы.

Подбирать к слову синонимы,антонимы.

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним.

Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Группировать однокоренные слова с разными корнями.

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Работать с памяткой«Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.

Работать со словарём однокоренных слов учебника.

Производить анализ,сравнение,обобщение при выделении в словах корня.

Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения.

Составлять простейшие слогоударные модели слов.

Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.

Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.

Сравнивать слова по возможности переносаслов с одной строки на другую крот,улей,зима).

Переносить слова по слогам.

Определять способы переноса(ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

5.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Гласные звуки. Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. Согласные звуки. Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку. Согласный звук [й’] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам. Проект «И в шутку и всерьез». Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака на конце слова и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Слово с непроверяемым написанием: тарелка. Развитие речи. Работа с текстом. Проект «Рифма». Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Развитие речи. Работа с предложением и текстом. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Произношение парного по глухости–звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости–звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости–звонкости согласный звук на конце слова и перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Правописание гласных и согласных в корне слова. Фонетический разбор слова. Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в слова

59

56

Контрольные-5

Проверочные – 1

Контрольное списывание - 1

Проекты –2

Т.Н. Ситникова, И.Ф Яценко Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной 2 класс

Административная контрольная работа

Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков

и букв в слове.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Наблюдать модели слов(звуковые и буквенные), анализировать их.

Объяснять,где могут пригодиться знания об алфавите.

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.

Работать с памяткой«Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Использовать знание алфавита при работе со словарями.

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.

Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.

Работать соcтраничками для любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.).

Находить в слове гласные звуки.Объяснять особенности гласных звуков.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы,обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой«Гласные звуки и буквы для их обозначения».

Определять «работу»букв,обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв,юла,поют.

Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове.

Соотносить звуковой и буквенный составслов (роса,река).

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться со сведениями из истории русского языка (о букве э).

Наблюдать,из каких языков пришли в нашуречь слова.

Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны—слон,слоник;трава—травы, травка).

Наблюдать за единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Работать со страничками для любознательных. Знакомиться со сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника

Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.

Оценивать свои достижения при выполнениизаданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Находить в слове согласные звуки.Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки.

Работать с памяткой«Согласные звуки русского языка».

Составлять предложения из слов,данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком.

Различать согласный звук[й’]и гласныйзвук [и].

Различать способы обозначения согласногозвука [й’] буквами.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й’].

Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка).

Наблюдать за произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (К н -на).

Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других

источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

Объяснять,как обозначена мягкость согласных на письме.

Работать с памяткой«Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебныедействия при письме по памяти.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь,кольцо.

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком(ь) (пальцы, паль-то).

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком (ь) на конце слова и в середине слова перед согласным (день,коньки).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Работать cтекстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста.

Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы.

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетаниячк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с таки- ми сочетаниями.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн,чт чтобы,скучно и др.).

Работать с орфоэпическим словарём.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями К ,чн,чт,щн,нч.

Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему.

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетанияжи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши,ча—ща,чу—щу.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Работать с предложением и текстом.

Составлять предложения из слов, обсуждать,составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный

текст.

Различать глухие и звонкие согласные звуки,парные и непарные.

Характеризовать согласный звук(глухой— звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики.

Правильно произносить глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

Определять на слух парный по глухости- звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка—трава,травушка; мороз — морозы, морозный).

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным вкорне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Объяснять правильность написания слов сизученными орфограммами. Работать с памяткой«Как подготовиться

кдиктанту».

Работать с памяткой«Как провести звуко- буквенный разбор слова».

Проводить звуко-буквенный разбор слова позаданному образцу.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Составлять (под руководством учителя)текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам.

Наблюдать за произношением слов с разделительным мягким знаком (ь).

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья,вьюга.

Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком (ь).

Различать слова с мягким знаком(ь)— показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком (ь).

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).

Объяснять написание разделительного мягкого знака (ь) в словах.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению

6.

Части речи

Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Имя существительное как часть речи. Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Одушевленные имена существительные. Профессии и люди труда. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Число имен существительных. Изменение имени существительного по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе. Синтаксическая функция имени существительного в предложении. Глагол как часть речи и употребление его в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении. Число глагола. Изменение глагола по числам. Употребление в речи глаголов (одеть и надеть). Правописание частицы не с глаголом. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). Текст-рассуждение. Структура. . Предлоги. Роль предлогов в речи. Наиболее употребляемые предлоги. Функция предлогов. Правописание предлогов с именами существительными. Проект «В словари – за частями речи!»

58

52




























Контрольные-2

Проверочные – 3

Констрольное списывание-1

Т.Н. Ситникова, И.Ф Яценко Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной 2 класс



Административная контрольная работа




Соотносить слова- названия(предметов,признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему«Части речи», составлять по ней сообщение.

Находить в тексте части речи сопорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собственный словарь именами

существительными разных лексико тематических групп.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? И что?,подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Писать с заглавной буквы имена собственные.

Находить информацию(с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, из Интернета о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка,деревни).

Определять число имён существительных (единственное и множественное).

Изменять имена существительные по числам (книга—книги).

Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля туфли,простыня

— простыни).

Работать с орфоэпическим словарём.

Определять,каким членом предложения является имя существительное в предложении.

Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного.

Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку.

Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком.

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль,подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.

Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы,употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определять,каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.

Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать).

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения признаков глагола.

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст.

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать за ролью глаголов в повествовательном тексте.

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и

записыватьответ.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.

Приводить примеры имён прилагательных.

Определять,каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные—сравнения

для характеристики качеств, присущих людям и животным.

Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменятьприлагательные по числам.

Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

Распознавать текст-описание.

Наблюдать за ролью имён прилагательных в тексте-описании.

Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или

множественное), роль в предложении.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Распознавать личные местоимения(в начальной форме) среди других слов и в предложении.

Различать местоимения и имена = существительные.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять из предложений текст,подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст.

Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.

Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте- рассуждении, записывать текст по частям.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).Раздельно писать предлоги со словами.

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.

Оценивать свои достижения при выполнениизаданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

7.

Повторение

Повторение по теме «Текст». Повторение по теме «Предложение». Повторение по теме «Слово и его значение». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме Звуки и буквы». Повторение по теме «Правала правописания». Повторение и закрепление изученного материала. Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс

16

11

Контрольные– Проверочные – Комплексная работа-1

Т.Н. Ситникова, И.Ф Яценко Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной 2 класс



Итого:


170

153

Контрольные–10

Комплексная контрол. работа -1

Проверочные – 6

Контрольное списывание-2

Проекты - 2


Рабочая программа приведена в соответствии с учебным планом. Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы учебного предмета. Сокращено количество часов на изучение отдельных тем в количестве 17 часов. Указанные часы реализуются через учебный предмет Родной (русский) язык.


Количество часов в учебном плане – 153

Количество часов в рабочей программе – 153