СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык: подготовка к ЕГЭ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык: подготовка к ЕГЭ. Фонетика и орфография.

Просмотр содержимого документа
«ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ»

Александров В.Н., Александрова О.И.

Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся / В.Н. Алек­сандров, О.И. Александрова. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010.-320 с.

15ВК 978-5-9932-0478-9

В книге представлены краткие теоретические сведения по основным раз­делам школьного курса «Русский язык», тренировочные задания с ответами, - методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.

Пособие предназначено для подготовки выпускников к Единому государст­венному экзамену.


Предисловие

Перед вами книга, которая должна стать мудрым и требовательным наставни­ком при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку.

Мы стремились создать надёжную и эффективную учебную технологию, обеспечивающую достижение определённого результата. Эта технология пред­полагает следующие моменты:

Определение круга тех знаний, владение которыми обеспечивает решение разнообразных учебных задач.

Так, например, чтобы правильно написать личное окончание глагола учишь­ся, нужно иметь основательные знания по морфемике и морфологии, уметь оп­ределять вид глагола, его начальную форму, спряжение, знать нормы, регулиру­ющие написание этой орфограммы, обладать развитой логикой и т.д. Решение элементарной орфографической задачи возможно лишь при наличии довольно широкого круга специальных знаний. Отсутствие какого-либо элемента в систе­ме знаний может спровоцировать ошибку.

Создание рационально организованной системы учебно-тренировочных упражнений.

Овладение любой сложной деятельностью немыслимо без целенаправленной и систематической тренировки. Предлагаемые в пособии учебные задания мы расположили в определённой последовательности и предъявили в таком виде, чтобы их выполнение не отнимало много времени и одновременно актуализиро­вало теоретические знания.

Обеспечение грамотного педагогического руководства деятельностью уча­щегося.

Наше пособие может быть успешно использовано как на обычных школьных уроках и факультативных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к ЕГЭ. Такая многофункциональность может быть обеспечена только возможнос­тью непрерывного педагогического руководства. Это руководство осуществля­ется с помощью скрытых подсказок, специальных команд, алгоритмов.

Например, мы отрабатываем правописание личных окончаний глаголов. Ре­шение задачи имеет следующий вид:

он почин..т (что сделает?) — н. ф. (что с д е л а т ь?) починить, окан­чивается на , = гл. II спряжения, пишем

Предлагая другой пример, мы удалим из условия отдельные элементы, ус­ложнив таким образом задачу, но сохранив логику рассуждения:

собака ла..т (__?) — н.ф. (___?) ___оканчивается на __ , = гл. __ спр., пишем .

При обучении сочинению-рассуждению, помимо объяснений, развёрнутых инструкций, схем, мы предлагаем образцы, модели ответов, тексты с клише.

Вот, например, какой вид может иметь речевая задача, связанная с подготов­кой к сочинению-рассуждению.

Комментарий к тексту.

(Обозначьте тему исходного текста.) пишет о том, что творческий труд развил в человеке художника и учёного, то есть творца, созидателя. (Раскройте основные моменты в содержании исходного текста.) Наиболее ярко (в-1; угнетаю­щая, воскресающая, величественная, одухотворяющая) сила труда проявилась в судьбах великих людей. Не случайно в тексте звучат имена Льва Толстого, Ни­колая Некрасова, Нильса Бора. Труд стал «главным содержанием» в жизни ве­ликих людей.

Как в приведённом примере предъявляется учебная задача? В ней есть не­сколько команд, направляющих действия ученика: даются инструктивные ука- зания, пропуски (лакуны), которые должны быть заполнены самими учащими­ся. Обратите внимание на команду «выбор»; она имеет такой вид: (в-1...). Буква в означает «выбери слово или выражение», цифра после буквы (в нашем слу­чае1) указывает на то, сколько элементов из предложенных в скобках необхо­димо выбрать.

Подготовка носит планомерный, целенаправленный и развивающий харак­тер, побуждая учащегося на основе прочной базы искать новые, творческие, пути решения речевых задач.

Необходимостью оптимизировать каждое учебное действие, встроить его в общую систему подготовки обусловлена и композиция каждого отдельного за­нятия. Занятие состоит из четырёх логически связанных этапов.

Разминка. Она выполняет две важнейшие функции: во-первых, здесь пов­торяются те элементы, которые нуждаются в постоянном закреплении (произ­носительные нормы, теоретические понятия и т.д.); во-вторых, актуализируются те языковые сведения, которые обеспечивают усвоение нового материала. (Так, если мы изучаем знаки препинания в предложениях с обособленными определе­ниями, нам необходимо повторить и морфологию, и строение словосочетания, и. грамматическую основу - то есть актуализировать те знания, которые выступа­ют в качестве определяющих условий для понимания нового материала.)

Открытая книга. Здесь в наглядной и лаконичной форме представлены не­обходимые теоретические сведения, которые являются основой для выполнения разного рода языковых и речевых задач.

Учебно-тренировочный этап. На этом этапе предлагаются различные уп­ражнения, позволяющие закрепить знания, овладеть необходимыми умениями и навыками.

Контрольный этап служит средством объективной проверки прочности и качества полученных знаний.

Нам бы хотелось, чтобы с нашей книгой было приятно и комфортно рабо­тать. Мы попытались создать такую книгу, которая бы отменяла необходимость (но не возможность, конечно) искать что-то другое. Здесь есть всё, что нужно для подготовки к экзамену.

ЕГЭ по русскому языку постоянно совершенствуется: корректируются зада­ния, появляются новые задачи. Но если у выпускника будет прочная база зна­ний, умений и навыков, то он легко сможет сориентироваться в изменившихся условиях.

Надеемся, что эта книга станет вашим добрым и надёжным помощником при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Авторы


























ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ

Звуки


ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

[а], [о], [у], [э], [ы], [и]

твёрдые мягкие

Парные по твёрдости — мягкости

[с] - [с’]:

солосело,

[д] - [д’]:

домдень

звонкие глухие

ударные безударные

буква и звук могут не сов­

падать:

вода[вада]

в слове количество слогов = количеству гласных

Парные по звонкос­ти — глухости

[б’]-[п’]:

голубиголубь;

[д] - [т]:

голодныйголод;

[з] - [с]:

морозныймороз;

[ж] — [ш]: ужиуж


Буквы


(не звуки!):

е, ё, ю, я

обозначают один гласный

звук и мягкость предыдущего

согласного:

лес [л’эс],

тёмный [т’омный]

обозначают два звука

е - [jэ]

ё - [jo]

ю -[jу]

я - [j’а]

в начале слова:

ёлка[j’о]лкa;

после ъ и ъ:

въезд в[j’э]зд,

вьюгав[jу]га;

после гласной:

маякма[j’а]к

обозначают звуки:

ц,ж,ш — всегда твёрдые;

й,ч, щ — всегда мягкие;

й, р, л,м,н — всегда звонкие (сонорные);

х, ч,щ,ц — всегда глухие;

ж, ш,ч,щ — шипящие.


не обозначают звука:

буквы ъ и ь:

соль (4 буквы) — [сол’] (3 звука);

непроизносимые согласные:

властный (8 букв) — [власный] (7 звуков).

Помните!

Звуковой состав слова может не совпа­

дать с буквенным:

вклад — [фклат], сбросил — [зброс’ил].


1. Дайте развёрнутые ответы на вопросы.

  1. На какие группы делятся гласные, а на какие — согласные звуки?

  2. В каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

  3. Какие согласные звуки не имеют парных по твёрдости?

  4. Какие согласные звуки не имеют парных по глухости?

  5. Какие буквы не обозначают звуков?

2. Укажите правильный ответ.

1. В каких словах буква д обозначает глухой звук?

а) беседка б) склад в) сдаться г) идти д) праздник

2. В каких словах буква с обозначает звонкий звук?

а) сломал б) сеновал в) косьба г) степной д) сгибать

3. В каких словах есть [ф]?

а) винтовка б) фокус в) готовься г) фишка д) покров

4. В каком слове все согласные звуки глухие?

а) бумажка б) косьба в) молотьба г) ползти д) сказка

5. В каком слове все согласные звуки звонкие?

а) развязка б) несла в) отбросить г) ложь д) айсберги

6. В каком слове все согласные звуки мягкие?

а) листы б) часть в) кайма г) щетина д) цепь

7. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

а) шёпот б) нянька в) щавель г) личный д) ласковый

8.В каких словах есть [п’]?

а) цапля б) пенсия в) голубь г) трубка д) хобби

9. В каких словах есть [т]?

а) теннис б) тема в) подсадил г) термин д) ателье

10. В каком слове все согласные звуки мягкие и звонкие?

а) художник б) сельчане в) леший г) бенефис д) ремень

3.Укажите правильный ответ.

1. В каких словах есть [а]?

а) счастливый б) без пощады в) якорный г) впечатление д) протя­нулись

2. В каких словах есть [о]?

а) остужать б) холмистый в) чёрный г) кумачовый д) щёчки

3. В каких словах буква я обозначает два звука?

а) пляска б) паясничать в) статья г) ядовитый д) сотня

4. В каких словах буква е обозначает один звук?

а) поехали б) если в) пьеса г) медный д) в песне

5. Какие слова состоят из двух слогов?

а) осенний б) хлебный в) ещё г) явь д) слегка

6. В каких словах выделенная согласная произносится твёрдо?

1) аТелье; 2) пРесс-атташе; 3) Теннис; 4) тиРе; 5) Тематика; 6) Тембр; 7) продюСер; 8) геНетика; 9) аДепт; 10) Термин; 11) аДекватный; 12) антиТеза; 13) акаДемия; 14) Дебют; 15) Сервант; 16) Револьвер; 17) инДекс; 18) Тендер; 19) эфФект; 20) абориГен; 21) Сертификат; 22) фаНера.

7. В каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный звук? Исправьте ошибочно поставленное ударение.

алфавИт; 2) анАлог; 3) бАлованный; 4) бОязнь; 5) воспрИнял; 6) дОговор; 7) досУг; 8) дОсыта; 9) дремОта; 10) позвОнит; 11) инструмЕнт; 12) Искра; 13) красивЕе; 14) тОрты; 15) намЕрение; 16) началА; 17) обеспЕчение; 18) облЕгчить; 19) Отрочество; 20) свЕкла; 21) средствА; 22) хвоЯ; 23) ходАтайствовать; 24) экспЕртный.

8. Какими звуками различаются слова?

Мёл — мол [ ] — [ ]; 2) пуст — пусть [ ] — [ ]; 3) луг — люк [ ] — [ ]; ряд — рад [ ] — [ ]; 5) круг — крюк [ ] — []; 6) яркий — юркий [ ] — [ ]; сэр - сер [ ] - [ ].



Проверочная работа

1. В каком ряду во всех словах есть [к]?

а) помог, также, каньон в) предлог, такого, супруг

б) пакет, композиция, такси г) анекдот, как бы, крепость

2. В каком ряду во всех словах есть [ j’]?

а) свеча, зимний, светает в) главный, вьюжный, взгляд

б) оглушён, поверьте, заяц г) быстрее, платье, сосновый

3. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

а) лила, свёкла, поручни в) тортов, отрочество, хвоя

б) искра, портфель, эксперт г) звонит, отняла, досуг

4. В каком ряду во всех словах выделена буква, обозначающая твёрдый звук?

а) Тембр, шиНель, акаДемия в) Территория, тиРе, гипоТеза

б) альТернатива, каФе, анТенна г) лиДер, геНетика, аТелье

5. В каком слове все согласные звуки глухие?

а) станция б) морозы в) поющие г) посадка

6. В каком слове есть [о]?

а) деловая б) зашьёшь в) бросать г) простоял

7. В каком слове есть [д]?

а) подпись б) ходьба в) поход г) победа

8. В каком слове нет [ j’]?

а) примять б) ядовит в) простой г) съёмки


Правописание безударных гласных в корне слова


1. Непроверяемые (см. словарь)

2. Проверяемые ударением:

утешение утешить.

Глаголы сов. вида нельзя проверять глаголами несов. вида на ыва- (-ива ): подсолить соль (не подсаливать).

Не путайте омонимичные корни.

Сравните:



примирять соперников (мир) примерять платье (примёрка).

3. Чередующиеся

И//Е

0//А

Есть А — пишите и

-бирА- — -бер-

-дирА--дер-

-мирА- -мер-

-пирА- — -пер-

-тирА- -тер-

-читпА- -чет-

-блистА- -блест-

-жигА- — -жег-

-стилА- -стел-

-имА- — -а-(-я-)

-инА- — -а-(-я-)

выбирать выберу

отдирать отдеру

замирать замереть

запирать запереть

блистать блестеть

выжигать выжег

устилатьустелить

вычитаниевычет

упоминатьупомянуть

пониматьпонять

отжиматьотжать

начинатьначать


Запомните:

сочетать, сочетание, чета

1. Есть суффикс А — пишите а в корне:

-лагА лож- прилагать приложить;

-касА кос- касаться коснуться.

2. Поставьте ударение:

безударная о

-гар -гор- гореть;

-клан клон- склонить;

-твар--твор - сотворить;

безударная а

-плов- плав- плавучий;

-зор- зар- озарённый.

Запомните:

пловец (пловчиха); плывун; утварь.

3. Перед согласными

-раст- (-ращ-) -рос-

растение выращенный росли;

-скак- — -скоч-

проскакать проскочу.

Запомните:

отрасль, росток, ростовщик, Ростов: ска­чок, скачу.

4. Значение корня

-мок- = пропускать влагу (непромокаемый); -мак- = погружать в жидкость (обмакнуть)', -ровн- = ровный, гладкий (выровнять до­рожки);

-равн- = равный, одинаковый (уравнение);

Запомните: равнина, поровну, ровесник; равнение, равняться на..., подравняться.


1. Укажите правильный ответ.

1. В каких словах возможно двоякое ударение?

а) досуг б) ржаветь в) включит г) договор д) тотчас

2. В каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный звук?

а) аргумЕнт б) поднЯтый в) каталОг г) задалА д) клеИть

3. В каких словах есть [о]?

а) комедия б)свёкла в)хвоя г)столяр д)боязнь

4. В каких словах буква я обозначает два звука?

а) ваятель б) неувядаемый в) обоняние г) покаяние д) поглядеть

5. Значение каких слов определено неверно? ,

а) фатальный — предопределённый свыше, загадочно-непонятный

б) д..виденд — обесценивание бумажных денег

в) к..рифей — выдающийся деятель на каком-либо поприще

г) пл..гиат — выдача чужого произведения за своё

д) н..гилист — человек, который отказался от жизненных благ и удовольствий


2. Вставьте пропущенные буквы

  1. упр…влять

  2. повт…рить

  3. сокр…щать

  4. ост…новиться

  5. от...гощать

  6. прик…сновение

  7. оз...рённый

  8. расст…лается

  9. кат…строфа

  10. к...мпозиция

  11. поб…ждать

  12. опл...тить

  13. вр...жда

  14. напр…жение

  15. препод...вать

  16. предпол...гать

  17. непром...каемый

  18. зап...реть

  19. об…яние

  20. ф...нтазия


3. Ответьте на вопросы.

  1. Можно ли вне контекста определить, какую гласную нужно писать в словах пос…деть, посв...титъ? Почему?

  2. Можно ли проверить ударением правописание безударной гласной в корне слова блестеть? Почему?

  3. Правописание каких корней зависит от наличия или отсутствия в слове суффикса -а?

  4. От чего зависит правописание гласной в корнях -ровн-(-равн-), -мок- (-мак-)?

  5. В каких корнях с чередованием о//а всегда пишется буква о?

4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

1 — гласная проверяется ударением


2 — корень с чередованием


3 — непроверяемая гласная


1) созд…вать ( )

11) прибл...жаться ( )

2) повзр…слеть ( )

12) заст...влять ( )

3) насл…ждение ( )

13) ниг...лист ( )

4) об...няние ( )

14) выск...зать ( )

5) пос...деть от горя ( )

15) ум...реть ( )

6) нар...совать ( )

16) прив…легия ( )

7) наб…рать ( )

17) отр...сль ( )

8) к...саться ( )

18) посв…тить фонариком ( )

9) посв…тить книгу ( )

19) погл..деть ( )

10) опт...мизм ( )

20) несг…раемый ( )




  1. Какое слово этимологически связано с древнерусским словом вонять, пахнуть?

  2. Латинское слово optimus обозначает наилучший. Какие слова, активно используемые в современном русском языке, произошли от него?

  3. Объясните, какую букву следует писать в корне слова просвещение. Найдите одно­коренное слово.


5. Укажите правильный ответ.

  1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква а?

а) созд…вать, б...тальон, соприк...снулся

б) отр...сль, ост...новка, аккомп…немент

в) обозн…чать, оз...рённый, анн…тация

г) благосл...вить, опр...вдаться, вообр…жение

  1. В каком ряду во всех словах пишется буква е?

а) зап...реть, увл..чение, дом...нировать

б) ч...столюбие, расст…лается, л…гальный

в) св...тальник, р…ализм, забл...стел,

г) просв..щение, мер...диан, ст...реть

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая уда­рением?

а) сож..леть, пом...риться

б) пол…жение, заб..вляться

в) ч…татель, к…лоссальный

г) б...йкот, проск...чить

  1. К какому слову неверно подобрано проверочное слово?

а) обмакнуть — мокрый

б) поспешить — спешка

в) представлять — представить

г) идеальный — идея

  1. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

а) л...беральный, маг…страль, прот...нулись

б) вд…еке, г…рмония, преод..леть

в) сокр…щать, тр…диция, мем…риальный

г) м…билизация, эв…люция, повзр...слеть


Проверочная работа

Вставьте пропущенные буквы.

  1. вообр…жать

  2. разв...ваться на ветру

  3. заб...вляться

  4. оц…нить

  5. соч...нение

  6. возр...стной

  7. сотв...рить

  8. бл…стательный

  9. лаб...ринт

  10. крим…нальный

  11. разв…вать память

  12. сп...шить

  13. неув...дающий

  14. зат...нуть потуже

  15. обозн…чать

  16. проск...чить

  17. ср...внять счёт

  18. подж…гать

  19. п…ссимизм

  20. реж…ссёр


Правописание согласных в корне слова


Звонкие и глухие согласные

отчётливо слышатся перед

  • гласными: низкийнизок, косьбакосить;

  • р, л, м, н, в: насмешкасмешной.

Различайте:

плод (плоды)плот (плоты) изморозь (морозный)измо­рось ( моросит ).

Запомните:

идти, приди, придёшь,

НО: прийти, выйти.

Непроизносимые согласные

в сочетаниях вств, здн, стл, стн

отчётливо — перед гласными:

яростныйв ярости,

прекрасныйпрекрасен.

Различайте:

блеснутьблестеть

искусныйискусство

косный (отсталый) — костный (кость)

ровесниксверстник

шествовать (шёл) — шефствовать (шефы)

участвовать (часть) — чувствовать

яства (ясти — «есть») — явственный (явь)


Двойные согласные

  • Пишутся:

  1. В русских словах:

  • жж: дрожжи, вожжи, жужжать, можжевельник; от глагола жечь: жжёт, сожжёт, выжженный;

  • нн: одиннадцать;

  • сс: ссора, Россия, Белоруссия.

  1. На стыке приставок и корня, корня и суффикса: рассказ, воззрение, русский.

  2. В сложносокращённых словах на стыке — одинаковые согл.: главврач, роддом.

  3. В иноязычных словах (см. словарь): аттестат, интеллект, терри­тория, компромисс.

  4. В производных словах (см. словарь): кристаллкристаллический, программапрограммка; баллпятибалльный; колоссколос­сальный.

  • Не пишутся:

  1. В сложносокращённых словах: первая часть — от корня с двойной со­гласной: корпункт (но корреспондент); грамзапись (но граммофон).

  2. В иноязычных словах (см. словарь): алюминий, гуманизм, пьеса, галерея.

  3. В производных словах (см. словарь): кристаллкристальный; ко­лоннаколонка; тоннапятитонка; опереттаоперетка.

  1. Укажите правильный ответ.

1. В какой паре слов все согласные звуки глухие?

а) посадка, сказки

б) зыбкий, нож

в) предлог, заказчик

г) подсвечник, указка

д) персонаж, проводка

2. В какой паре слов все согласные звуки звонкие?

а) сладкий, вклад

б) перевод, сжался

в) горный, пастбище

г) айсберги, экзамен

д) явственный, перевязка

3. В какой паре слов во всех словах есть [с]?

а) бесшумный, сдался

б) повозка, косьба

в) сзади, извозчик

г) сберечь, паровоз

д) отвёз, подъезд

4. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный звук?

а) боЯзнь б) давнИшний в) обеспЕчение г) облегчИть д) сливОвый

2. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

1) ма(?)штабный

11) прелес(?)ный

2) развя…ка

12) страс(?)ный

3) громоз(?)кий

13) прекрас(?)ный

4) зы…кий

14) безопас(?)ный

5) искус(?)ный

15) э...замен

6) тягос(?)ный

16) предше(?)ствующий

7) но…шество

17) сладос(?)ный

8) прести…

18) сверс(?)ник

9) референ…

10) забре…жить

19) безмол(?)ствовать

3. Ответьте на вопросы

  1. Перед какими звуками звонкие и глухие согласные слышатся отчёт­ливо?

  2. В каких случаях на стыке морфем пишутся двойные согласные?

  3. Можно ли проверить написание двойных согласных в словах криста(л,лл)ьный, коло(н,нн)ка? Почему?

  4. Как пишутся сложносокращённые слова, первая часть которых образо­вана от корня с двойной согласной? Приведите примеры.

  5. Назовите исконно русские слова с двойными согласными жж, нн, сс в корне.

4. В каких словах на месте пропуска пишется буква, обозначающая непроизносимый согласный?

1) Блес(?)нуть; 2) древес(?)ный; 3) ужас(?)ный; 4) бескорыс(?)ный; 5) ровес(?)ник; 6) влас(?)ный; 7) уча(?)ствовать; 8)прелес(?)ный; 9)сверс(?)ник; 10)бесчу(?)ственный; 11)гнус(?)ный; 12)гиган(?)ский; 13) предше(?)ствующий; 14) искус(?)ный; 15) праз(?)нословие; 16) провозвес(?)ник; 17) сло­вес (?)ный; 18) безмол(?)ствовать; 19) че(?)ствовать; 20) дилетан(?)ский; 21) инци(?)дент; 22) конста(?)тировать; 23) я(?)ственный.

Укажите слова, которые имеют следующее лексическое значение:

а) умелый, хорошо знающий своё дело _______

б) молчать_______

в) непрофессиональный, некомпетентный_______

г) пустые слова, разговоры_______

д) предыдущий_______

е) установить наличие, несомненность_______

5. Укажите правильный ответ.

  1. В каких словах на месте пропуска пишется буква з?

а) пово...ка б) бре...жит в) ви...жать г) выве...ка д) ма...штабный

  1. В каких словах на месте пропуска пишется буква д?

а) сла...кий б) увя...ший в) референ... г) громоз…кий д) пала…ка

  1. В каких словах на месте пропуска пишется буква в?

а) филосо...ский б) стол с я...ствами в) ло...кач г) но...шество д) взять ше…­ство над детским домом

  1. В каких словах происходит озвончение согласного?

а) косьба б) сдерживать в) здание г) безвкусный д) свадьба

  1. В каких словах происходит оглушение согласного?

а) философский б) молотьба в) автор г) складка д) берег

6. Укажите слова, в которых пишется двойная согласная.

Э...егия; 2) пье...а; 3) коло...альный; 4) со...ённый; 5) и...юзия; 6) иску...тво;.те...итория; 8) кри…тальный; 9) ко...ентарий; 10) па…ивный; 11) та...антливый; 12) коло…а; 13) кла...ификация; 14) ба...ада; 15) пе...имизм; 16) э...ектный; 17) нроце...; 18) а...истент; 19) компроми...; 20) апе...яция; 21) а...онанс; 22) анте...а.

Вставьте нужные слова:

  1. построиться в _________

  2. подать в комиссию __________

  3. ________ В. Жуковского «Светлана»

  4. __________А. Островского «Бесприданница»

  5. пойти на ____________ со своим оппонентом

  6. ____________ зрелище

  7. работать___________режиссёра

  8. питать

Проверочная работа

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

  1. блес(?)нуть

  2. безопас(?)ный

  3. сочу(?)ствие

  4. я(?)ственно

  5. ис(?)кус(?)тво

  6. агрес(?)ивный

  7. диф(?)еренцированный

  8. ком(?)ис(?)ия

  9. ок(?)уп(?)ация

  10. тер(?)итор(?)ия

  11. доблес(?)ный

  12. сверс(?)ник

  13. уча(?)ствовать

  14. пас(?)бище

  15. ал(?)егория

  16. ас(?)ис(?)тент

  17. ил(?)юзия

  18. ап(?)атичный

  19. драм(?)а

  20. экспрес(?)ивный









17