Дата проведения: 10. 02. 2022
Методист: Политова М. В.________
Учитель: Шуткина С. А. _________
г. Дзержинск – 2022
РУУД: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые операции, действуют по плану;
Этап | Задача этапа | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации | Формы контроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Организационный момент. | Создать мотивацию, включить в учебную деятельность | Настрой на урок | Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок- Начинается урок. Проверьте вашу готовность к уроку: на столе должен быть учебник и пенал. | Приветствуют учителя Настраиваются на работу на уроке Проверяют, все ли у них лежит на парте. | Фронтальная, индивидуальная | Речь учителя, самоконтроль, контроль | - | - | Проявляют способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу |
Подготовка к первичному восприятию. | Создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить на восприятие конкретного произведения | Беседа | Откройте учебники на стр. 142 – 143 и посмотрите, с каким произведением мы сегодня познакомимся. Какова тема нашего урока? Кто автор этого произведения? Какие цели мы можем поставить на урок? Верно, молодцы! Сегодня мы будем изучать стихотворения «Поет зима-аукает…», «Береза». Но прежде чем начать чтение. Давайте немного узнаем про Есенина Сергея Александровича. Родился Сергей Есенин в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Своё детство будущий поэт провёл в доме деда и бабушки, которые научили его читать, писать и считать. Учился Есенин хорошо и отлично. В 8 лет он написал своё первое стихотворение, которое понравилось учителю и друзьям-одноклассникам. В 17 лет поэт переехал в Москву, где начал публиковать свои сборники стихотворений. С первых сборников Сергей Есенин выступил как тонкий лирик, мастер пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. Когда ему исполнился 21 год выходит его первая книга стихов «Радуница», после которой имя поэта становится популярным. В 30 лет жизнь Сергея Есенина трагически прервалась, но его поэзией уже второй век подряд восхищаются миллионы людей. Думаю, что и вам понравятся его стихотворения. | Открывают учебники на стр.142 и 143 «Поет зима-аукает…», «Береза»; Стихотворения С. А. Есенин 1. Познакомиться с биографией автора 2. Прочесть стихотворения 3. Анализ стихотворений Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Речь учителя, презентация, самоконтроль, контроль | Знают биографию С. А. Есенина | ППУД: Осмысливают цель чтения, извлекают необходимую информацию; КУУД: Учитывают разные мнения и прислушиваются к мнению одноклассников; | Проявляют способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. |
Первичное восприятие. | Познакомить с текстом изучаемого произведения | Беседа, объяснение | Но для того, чтобы во время чтения у нас не возникало трудностей, давайте обратимся к неизвестным нам словам, чтобы расширить наш словарный запас. Слова будут на слайде. Учащиеся сначала отвечают значение слова, потом значение появляется на слайде и желающий прочитывает. Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Зима аукает – зима как будто перекликается. Стозвоном сосняка – сосновый лес издает звуки, похожие на звон, качаясь под ветром. Седые облака – бело-серые облака. Отлично, молодцы! А теперь давайте приступим к чтению. | Слушают учителя Разбирают слова Готовятся к чтению | Фронтальная, индивидуальная | Речь учителя, презентация, самоконтроль, контроль | Читают стихотворения «Поет зима – аукает…» | ПУУД: Осознают познавательную задачу РУУД: Планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые операции, действуют по плану; | Умеют проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; |
Проверка качества первичного восприятия. | Выявить, что дети освоили в тексте самостоятельно, а что прошло мимо их внимания; определить направление дальнейшего анализа текста. | Объяснение, беседа | Молодцы, ребята. Как поэт говорит о метелице? Как еще можно назвать это явление природы? Как поэт оживляет природу? Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своём произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны. Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стихотворения представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает», укрывая его мягким снежным покрывалом. Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей. В произведении Есенина природа живёт, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь. | Поэт говорит о том, что метелица ковром шелковым стелется, но она холодна Метелица – метель, вьюга Поэт оживляет природу за счет олицетворений: поет зима и аукает, баюкает, плывут облака, метелица стелется | Фронтальная, индивидуальная | Речь учителя, самоконтроль, контроль | Анализируют стихотворение | - | Проявляют способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. |
Физкультминутка | Снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности | Объяснение | Все умеем мы считать Раз, два, три, четыре, пять — Все умеем мы считать. Раз! Подняться потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть. | Под счет учителя дети выполняют потягивания Наклоны. Повороты туловища Движения головой Хлопки в ладоши Движения руками Прыжки. Ходьба на месте | Фронтальная, индивидуальная | Речь учителя, самоконтроль, контроль | - | - | Проявляют способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. |
Вторичное восприятие текста | Возможность осознать свое целостное художественное впечатление, провести ключевую операцию для дальнейшего целостно-выборочного анализа — определить содержательные и стилевые доминанты произведения. | Беседа – рассуждение, объяснение | Ребят, а сегодня еще мы познакомимся с еще одним стихотворением, которое написал Есенин Сергей Александрович «Береза». Но перед тем, как начать чтение, давайте объясним слова некоторых слов. Откройте стр. 143. Слова будут на слайде. Учащиеся сначала отвечают значение слова, потом значение появляется на слайде и желающий прочитывает. Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Снежная кайма – ветки окутаны снегом, инеем, они свисают от тяжести снега, как бахрома. Распустились кисти – еще один элемент декора, которым украшают ткани, например, шторы. Здесь так описан слой инея, который покрылась березка. Белая бахрома – связано здесь с кистями, то есть несколько кистей образуют бахрому. Сонная тишина – означает, что вокруг тихо и спокойно, рядом нет ни души. Горят снежинки в золотом огне – падает на место, где снежинки освещаются светом фонаря (солнца), тот свет золотистый, под лучами фонаря (солнца) снежинки дают отблеск и как бы горят, сверкают. Новое серебро – показывает, что природа каждый день осыпает березу свежими снежинками. Молодцы, ребят. Давайте начнем чтение. Начинает, Левон, остальные следят, я спрошу любого во время чтения. Отлично. После чтения задаются вопросы по учебнику. | Слушают учителя Открывают учебник на стр. 143 Объясняют значение слов Чтение стихотворения Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Речь учителя, презентация, самоконтроль, контроль | Читают стихотворение Есенина А. С. Анализируют стихотворение | ПУУД: Осмысливают цель чтения, извлекают необходимую информацию; КУУД: Учитывают разные мнения и прислушиваются к мнению одноклассников; | Проявляют способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. |
Обобщение | Скорректировать субъективные представления школьников о произведении, приблизить к пониманию авторской идеи. | Чтение стихотворений | Сейчас мы прочитаем оба стихотворения выразительно у доски. А ребята оценят, насколько выразительно вы прочитаете и сможете ли передать те эмоции, которые показывает автор. (по 2 человека на каждое стихотворение) | Чтение стихотворений | Фронтальная, индивидуальная | Речь учителя, самоконтроль, контроль, взаимоконтроль | - | ПУУД: Осознают познавательную задачу; РУУД: Планируют самостоятельно необходимые операции, действуют по плану; | Умеют проявлять самостоятельность в разных видах деятельности |
Итог урока (рефлексия). | Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности. | Рассказ | - Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на нашем уроке. На доске у меня написаны незаконченные предложения. Дополните их. 1. Сегодня мы продолжили знакомство с … 2. Мы познакомились со стихотворениями …, автором которых является …. - Ребята, так какое ж вам стихотворение понравилось больше и почему? | Слушают учителя Дополняют предложения Отвечают на вопрос | Фронтальная, индивидуальная | Речь учителя, ученическая доска, самоконтроль, контроль | Знают биографию С. А. Есенина; Умеют анализировать стихотворение. | КУУД: Учитывают разные мнения и прислушиваются к мнению одноклассников; | Проявляют способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. |
Домашнее задание. | Укрепление знаний по теме | Объяснение | Вашим домашним заданием будет выучить понравившееся вам стихотворение. И представить к стихотворению иллюстрацию (необходимо нарисовать рисунок на листе А4). | Слушают учителя Записывают в дневник | Фронтальная, индивидуальная | Речь учителя, самоконтроль, контроль | - | - | Проявляют способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. |