Тема урока | С. Васильев «Белая береза» |
Тип урока | Комбинированный урок |
Цели и задачи | - познакомить с биографией С. Васильева, его стихотворением «Белая береза»; - работать над совершенствованием навыков выразительного чтения: правильность, беглость, активизировать вдумчивое чтение; - познакомить учащихся с произведениями на военную тематику; - формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; - развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения наизусть. |
| |
Новые понятия и термины. | Литературоведческие термины: сравнение, эпитеты. |
Планируемые результаты. | Личностные: - буду определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - задумаюсь о важности уважения к людям, которые сражались в годы Великой Отечественной войны и памяти погибших, способность создания атмосферы доверия; - задумаюсь о чувствах ответственности за свои поступки, способность защищать свою точку зрения; - задумаюсь о необходимости уважительного отношения к близким людям; - буду оценивать собственное поведение и поведение других людей. Метапредметные: - буду определять и формулировать цель деятельности на уроке; - буду учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами; - буду развивать воображение и фантазию, свои творческие способности; - буду совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения; - буду расширять свой словарный запас, развивать читательский кругозор; - учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Предметные: - буду учиться работать со стихотворным текстом, определять его главную мысль и тему; - буду учиться выразительно читать стихотворение, используя интонацию, обращая внимание на средства художественной выразительности; - буду определять героев стихотворения, время, в которое происходили описанные события. |
Формы работы на уроке: | индивидуальная, коллективная, работа в паре |
Оборудование: | мультимедийная презентация, проектор, |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Организацион-ный момент. | - Отставляем все дела! Заниматься нам пора. Улыбнитесь солнышку! Урок начинаем с хорошим настроением! | Проявляем эмоциональную отзывчивость на слова учителя, настраиваемся на работу. | Личностные: самоопределение. |
II. Актуализация знаний. 1. Подготовка к восприятию | Проведём игру «Собери пословицы». Учитель раздаёт карточки. - Установи соответствие, чтобы получились пословицы. | Выполняем задание в паре. Читаем пословицы и объясняем свой выбор.
| Коммуникативные: учимся взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания; оцениваем свою работу и других. |
- Проверим, как вы выполнили задание. -У кого нет ошибок? (одна? две?) - О чём/о ком эти пословицы? | Читаем пословицы. Отвечаем на вопрос. |
| - Дороже всех на свете для каждого из нас является мама, папа и вся семья. Самое главное в жизни человека – это мир. -Что такое мир? | безоблачное небо, нет войны, веселятся дети. | Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; |
| -Что для вас Родина? | -Родной дом, мама, папа, родственники, школа, село или город, сад, цветы и т.д | Личностные: умение оценить своё отношение к близким. Коммуникативные: управляем своим поведением. |
III. Физкультминутка. | - Хорошо оказаться на полянке, отдохнуть, слушая звуки родной природы. Повторяйте движения бабочки. Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, подтянулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. | Для снятия утомления имитируем движения под звуки луга. | Личностные: ориентируемся на здоровый образ жизни. |
IV.Работа по теме урока. 1)Подготовка к чтению. | -Присядьте. Закройте глаза. Хорошо, когда мир на земле! - А всегда ли было так? Какой праздник будет скоро отмечать весь народ? - Что вы знаете об этом празднике? - 9 мая исполняется 72 лет с того дня, как советские воины освободили нашу страну и все страны Запада от фашистов. Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято фильмов о героизме советских людей. Мы всегда должны помнить о тех людях, которые завоевали мир во всем мире. | - 9 Мая | Личностные: задумываемся о важности уважения к людям, которые сражались в годы ВОВ и памяти погибших и гордости за нашу родину. |
| - Кто догадался, о чём стихотворение, которое мы будем читать? | Высказываем свои предположения | Познавательные: умение определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение. |
2) Сообщение темы урока и цели. | - Прочитайте название и фамилию автора (стр. 122). -Сегодня мы познакомимся и будем учиться анализировать стихотворением С. Васильева «Белая береза». | Выполняем задание учителя. |
3) Знакомство с биографией писателя. | Сергей Александрович Васильев (1811-19750)-известный советский поэт-песенник. Родился 17 июля 1911 года в г. Курган. В годы Великой Отечественной войны Сергей Васильев в качестве военного корреспондента воевал в Подмосковье, участвовал в освобождении Украины и Крыма, прошёл через Польшу и Германию. В 1975 году в память о нём улица Въезжая переименована в улицу Сергея Васильева, а два года спустя в 29-й школе города Кургана был открыт музей, посвящённый его творчеству. | Слушаем рассказ учителя, просматривая слайды. | Познавательные: -знакомимся с биографией писателя, задумываемся о чувстве уважения к его жизни. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать и слышать других и уважать их точку зрения. |
4) Первичное восприятие. | -Послушайте стихотворение и скажите, где проходил бой? | -Под Москвой. | |
| Давайте познакомимся с новыми слова. Студеный сок- холодный. Изувеченная кора- поврежденная. Дым пороховой – дым после выстрела, от пороха. | | Метапредметные: расширение словарного запаса, читательского кругозора. |
Прочитайте это стихотворение «цепочкой». -Какие чувства вызывает это стихотворение? -От чьего имени написано стихотворение? -Когда рассказывает солдат о случившемся? -Опишите состояние солдата. | Читаем «цепочкой». - Чувство патриотизма, любви к родине, к природе. -От имени солдата, который защищал Москву. -После войны, т.к. говорит...Я помню…. -Переживание за свою Родину, столицу, радость, что закончилась война. | Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Предметные: умение владеть техникой чтения, приёмами понимания текста. |
| -Ребята, какие слова нам помогают ярко представить картину, описываемую в стихотворении? – Как называются такие слова? Найдите их в тексте. | -Сравнения: «…сок бежал, как слёзы…»; -Эпитеты: студёный сок, дым пороховой, родная русская берёза. | |
-В какие моменты солдат испытывал жалость, страх, гордость, радость, призыв? | Находим ответы в тексте, читаем выразительно, используя правильную интонацию. | Метапредметные: работаем с текстом. Личностные: умение высказывать, пояснять и защищать свою точку зрения. |
IX. Рефлексия | - Оцените на уроке работу свою и класса. | -Я сегодня узнал … -Могу похвалить себя за …. -У меня получилось … | Коммуникативные: умение давать оценку своим действиям. |
X. Подведение итогов. Оценивание. | - С каким стихотворением мы работали на уроке? -Какая главная мысль стихотворения? -Кто автор? -Что вы о нём узнали? -Какие иллюстрации можно нарисовать к стихотворению7 | | Личностные: нравственно-этическое оценивание. |