Самая важная часть воспитания — образование характера.
Константин Ушинский
/СЛАЙД 1/
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребёнка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования.
Внеурочная деятельность в МКОУ «ООШ № 17 п. Михайловка» осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:
духовно-нравственное;
общеинтеллектуальное;
социальное;
спортивно-оздоровительное;
общекультурное.
Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:
1. Общеинтеллектуальное:
предметные недели;
библиотечные уроки;
конкурсы, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры и др.;
участие в олимпиадах;
разработка проектов к урокам.
2. Спортивно-оздоровительное:
организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;
проведение бесед по охране здоровья;
применение на уроках игровых моментов, физкультминуток;
участие в районных спортивных соревнованиях.
3. Социальное:
беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты;
практикумы, конкурсы, сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие;
участие в творческих конкурсах, в акциях;
беседы, экскурсии;
участие и подготовка к мероприятиям;
разработка проектов.
4. Общекультурное:
беседы, экскурсии;
подготовка и участие в конкурсах;
сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия.
5. Духовно-нравственное:
организация экскурсий, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
проведение тематических классных часов, встреч, бесед;
участие в конкурсах, выставках детского творчества на различных уровнях;
уроки этики, посещение концертов, заочные путешествия, экскурсии;
литературно-музыкальные постановки, композиции;
изучение правил поведения в школе и на улице, о взаимоотношениях в семье;
составление видеороликов, презентаций, проектов;
экскурсии и знакомства с представителями разных профессий, классные часы о роли труда и полезной деятельности, участие в мероприятиях, посвященных традициям и трудовому опыту семьи;
посещение памятников природы и природных объектов, нуждающихся в охране; экологические игры, тренинги, праздники, субботники, акции, выпуск плакатов и стенгазет, викторины;
встречи с представителями различных профессий, заочные экскурсии к памятникам зодчества, беседы и классные часы о правилах поведения, о поступках.
Эта работа, на мой взгляд, позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. В нашей школе внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной деятельности, мне кажется, можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
В современных условиях возрождается патриотическое воспитание. В связи с этим повышается значение интеллектуального, духовно-нравственного воспитания личности. Поэтому особенно важна воспитательная работа по формированию нравственности, патриотизма личности обучаемого, которая необходима для современной жизни.
/СЛАЙД 2/
Отсюда основные задачи воспитания мы видим в формировании нравственности и патриотизма. Исследователями нравственность рассматривается как один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Это подлинно общественная, активная нравственность. Мы разделяем мнение М.М. Рубинштейна: «Воспитание нравственного характера» важнее, нежели некая сумма знаний». В этом смысле воспитание нами рассматривается как формирование высоконравственных, духовно богатых и внутренне свободных и ответственных личностей.
Мы полагаем, что нравственность является стержнем патриотизма. Нравственный человек должен всегда служить примером высоконравственного поведения, быть объективным, уважать право каждого иметь собственное мнение, признавать свои ошибки, быть чётким, организованным и т.д.
Велика роль в развитии идей нравственного, патриотического воспитания К.Д. Ушинского. Многие его теории о нравственном формировании личности имеют огромное значение не только в отечественной, но и мировой науке. Он утверждал, что развитие ума, укрепление физических сил обучаемого должны быть подчинены формированию нравственности, составлявшей основу воспитания. Идеал воспитания, по его мнению, это воспитание «совершенного человека», идеи воспитания должны переходить в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности. Он утверждал, что школьное воспитание должно встраиваться в основание той «действительной школы», которая слагается в культурно-исторической жизни народа и выявляет идею народа как его самобытность в его нравственном идеале. Исходя из этого, педагоги нашей школы, рассматривают идеал нравственности как единство общечеловеческого и национального; совокупность норм и правил поведения.
Ушинский исходил из того, что воспитание, его характер и цели находятся в связи и зависимости от общества. «Идеал у каждого народа соответствует его характеру, определяется общественной жизнью, развивается вместе с его развитием...” Ушинский считал, человек должен воспитываться для общества.
На первое место в нравственном воспитании великий педагог ставил патриотическое воспитание. Патриот, по его мнению, должен подчинять свои эгоистические стремления служению обществу и превыше всего ставить свои гражданские особенности. Он должен быть готовым принести себя в жертву, защищая честь, независимость и свободу своего Отечества от внешних врагов и служить своему народу, в любых условиях стоять за правду.
/СЛАЙД 3/
Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Считаю, что для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.
На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания школьников остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родины. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней».
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благоприятная пора для привития чувства любви к Родине.
Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
/СЛАЙД 4/
Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Появилась необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма.
/СЛАЙД 5/
Правительство и Министерство образования РФ считает патриотическое воспитание в школе, как одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы.
И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию. Ребёнок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине.
Роль учителя и классного руководителя в воспитании подрастающего поколения огромна, поэтому работа по патриотическому воспитанию в МКОУ «ООШ № 17 п. Михайловка» ведётся круглый год.
Классные руководители применяют в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.
Наиболее часто используемые традиционные формы работы:
классные часы с использованием презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенных газет.
/СЛАЙД 6/
Инновационные формы работы: поисковая работа, участие в социальных проектах, конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.
/СЛАЙД 7/
Все перечисленные формы работы направлены на формирование следующих качеств личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Наша задача - привить детям любовь к Родине, к нашей великой стране, научить их уважать традиции, показать способы самореализации и развития. У детей должно развиваться понимание того, что любовь к Родине начинается с любви к семье, к людям, к природе родного края, к культуре, прошлому и настоящему нашей страны. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка: долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества, под влиянием телевидения и интернета становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения.
/СЛАЙД 8/
Для решения этих вопросов Министерство образования Российской Федерации с 1 сентября текущего года предложило ввести в школах новый предмет: «Разговоры о важном». С 5 сентября, как и во всех российских школах, каждый понедельник первым уроком в нашей школе проходят внеурочные занятия цикла «Разговоры о важном». В рамках «Разговоров о важном» классные руководители нашей школы говорят с ребятами о семейных традициях, государственных символах, современной науке, обращаются к истории и традициям нашей страны, знаниям о природе и человеке, нашей литературе и языкознанию. Центральными темами «Разговоров о важном» являются патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др.
/СЛАЙД 9/
Воспитание патриотических чувств в ходе внеурочной деятельности чувств происходит через:
- изучение истории своего рода;
- составление генеалогических древ;
- создание библиографических альбомов о земляках, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны;
- проведение конкурсов сочинений – рассуждений «Без срока давности», «Наследники Победы»;
- проведение конкурсов рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мир!» и др.;
- организацию совместных праздников родителей с детьми.
/СЛАЙД 10/
Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы происходит через:
- сбор материалов и оформление тематических стендов;
- проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;
- проведение акции «Своих не бросаем!», «Письмо солдату», поздравление ветеранов ВОВ, тружеников тыла, ветеранов труда, чье детство было опалено войной.
/СЛАЙД 11/
Опыт работы показывает, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.
/СЛАЙД 12/
Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, её прошлого, настоящего и будущего проходит через мероприятия, направленные на познание историко-культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном крае.
По данному направлению проводятся следующие мероприятия:
- изучение истории возникновения нашего посёлка, района;
- проведение уроков – путешествий «Заповедные места родного края»;
- конкурс рисунков «Красоты моего края»;
- проведение классного часа «Край родной»;
- классные часы «Неизвестный солдат»;
- уход за памятниками в посёлке;
- проведение внеклассных мероприятий у памятников.
/СЛАЙД 13/
Всё, что изучают и о чём узнают дети в школе, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.
Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего и, работая в это направлении, все педагоги стараются воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Считаю, что проведение мероприятий ко Дню Победы в Великой Отечественной войне - это идеальные условия для развития патриотических ценностей у школьников.
/СЛАЙД 14/
По данному направлению проводятся следующие мероприятия:
- ежегодно 3 декабря отмечается праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами;
- 9 декабря проводятся мероприятия ко Дню Героев Отечества;
- проведение уроков мужества «Не забудется Афган», посвящённый выводу советских войск из Афганистана, дню воинов-интернационалистов;
- традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных празднику День защитника Отечества;
- выпуск стенгазеты к праздникам;
- участие в акциях: «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Сад памяти», «Свеча памяти» в День памяти и скорби 22 июня;
- в конкурсах рисунков, поделок, посвященных Дню Победы;
- проведение классных часов, посвящённых снятию блокады Ленинграда;
Сталинградской битве;
- возложение венков и цветов к обелиску воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны.
На всех патриотических мероприятиях чтим память славных воинов минутой молчания.
/СЛАЙД 15/
И, конечно, каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей.
Итак, идеи патриотического воспитания К.Д. Ушинского особо актуальны в современных условиях. Проблема формирования патриотизма школьников – одна из наиболее серьезных и важных социальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашего общества.
/СЛАЙД 16/
В заключение хотелось бы сказать, школа – не только место, где учатся дети. Школа - это мир творчества, раскрытие ребёнком своих интересов, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Ведь самая главная задача школы не только дать образование, но и воспитать достойного человека!!!
Патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять её с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Николай Михайлович Карамзин. Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе.
Надеюсь, мы воспитаем детей настоящими патриотами!
7