СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ по теме "Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ по теме "Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»


Введение

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования в средней школе являются особенно актуальными.

Таким образом, на современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Сознавая, какое мировоззренческое, воспитательное и образовательное значение имеют русский язык и литература, учителя-словесники стремятся пробудить интерес и любовь к родному языку, используя при этом разнообразные образовательные технологии.

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний возрастает, уже недостаточно только усвоения определённой суммы знаний. Сегодня, чтобы быть успешным, ученик, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

В своей практике я использую следующие технологии обучения:

  1. Тестовая работа

Система российского образования в последние годы претерпевает значительные изменения, меняются приоритеты в образовании, структура и содержание образования, образовательные Стандарты, меняется система оценки результатов обучения, создана общероссийская система оценки качества образования – ЕГЭ, ОГЭ. Одной из наиболее объективных форм оценки ЗУН обучающихся в последнее время стало тестирование.

       Тест (от английского слова test - проверка,  задание)  -  это  система заданий, позволяющая измерить  уровень  усвоения  знаний,  степень  развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.

      Тест тем принципиально отличается от привычного контроля  знаний,  что к нему (заданию) можно заранее приготовить  эталон,  с  которым  сравнивают  ответ ученика.        На Западе, особенно в США, тесты используются достаточно давно, и  что любопытно:  мы  движемся  к  тестовой   проверке   знаний,   а   там   -   в противоположном направлении.

     Достоинства тестов:

       тест - это многофункциональный метод, объединяющий контроль и обучение;

       тестирование позволяет свести к минимуму субъективность учителя и объективно

       оценить знания учащихся;

       с помощью тестового контроля возможно быстро проверить наличие некоторого

      объема зафиксированной информации в памяти испытуемого;

   тестирование разнообразит занятие;

  тестовые задания разной степени сложности позволяют

  учитывать индивидуальные особенности учащихся, их уровень  

  знаний;

 в ходе работы с тестом учащимся реализуется самоконтроль

  и самооценка своей учебной деятельности;

  тестирование развивает наблюдательность и догадку;

       тесты выявляют «зону ошибок учащихся» с целью ее последующей ликвидации.

      Недостатки тестов:

       в тестовых заданиях знание догматизировано, в них нет творчества,

      интерактивности, совместного поиска истины;

       решение любого тестового задания содержит элемент случайности;

       тестовый контроль способствует фрагментарности знаний;

       тестирование стандартизирует знания и не развивает мыслительные навыки

      учащихся;

       тестирование проверяет информированность учащегося о тех или иных фактах и не

      дает представления о способностях и навыках школьника.

Русский язык относится к числу общеобразовательных предметов, по которым проводится обязательный ОГЭ.    ОГЭ по русскому языку обязывает учителя перестроить свою работу с обучающимися так, чтобы в результате помочь им успешно сдать тестирование.

В связи с происходящим неотъемлемой частью моей работы является использование тестовой методики на уроках русского языка,  цель которой:

1. Получение объективной информации по усвоению учащихся ЗУН.

2. Выяснение возникающих трудностей, устранение пробелов в знаниях.

3. Подготовка к ОГЭ.

    Как правило, ребята при использовании тестовой методики работают более заинтересованно и продуктивно, чем на уроке: создаётся некая атмосфера доверия, ситуация успеха. Тесты позволяют наладить самоконтроль – самую гуманную форму контроля знаний, а также организовать рейтинг – эффективное средство повышения учебной мотивации.

Работа с тестами заметно улучшает образовательный процесс и может считаться способом удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, так как :

1.Предоставляет возможность обучающимся работать в своём темпе, на своём уровне сложности

2.Создаёт каждому обучающемуся ситуацию успеха.

3.Позволяет приобрести опыт работы с тестами.

4.Является залогом успешной подготовки к ОГЭ

Для учителя применение тестовой методики– это:

-способ повышения качества обучаемости по предмету;

-средство осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;

-возможность повышения квалификации.

При тестовой работе необходимо учитывать возрастные особенности. Чем меньше возраст, тем раньше наступает утомляемость. Поэтому в младших классах заданий должно быть поменьше, чем в старших. Также необходимо, чтобы задания были разнообразны.

В 6 классе использую тесты двух уровней. Уровень 1 позволяет проверить, насколько учащиеся могут повторить новую информацию. Например:

  • 1. Дополнить правило

____________ глаголами называются глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета).

2. Завершить утверждение.

В предложении с безличными глаголами нет:

1) дополнения;

2) сказуемого;

3) подлежащего;

4) обстоятельство.

Уровень 2 позволяет проверить, насколько учащийся понял учебный материал и научился применять полученные знания.

  • 3. Подчеркнуть безличный глагол:

  1. не ходит;

  2. не спится;

  3. не верит.

4. Изменить второе предложение так, чтобы оно стало безличным.

Я очень волновался. Я не спал всю ночь.


Тесты использую на разных этапах урока: в начале – при проверке ранее изученного, в середине, конце урока – для закрепления изученного материала.

Тестирование приносит пользу, если оно осуществляется в форме мониторинга, в основе которого лежит длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса), комплексность (тесты, требующие показа максимально всесторонних знаний теоретических, практических), периодичность (на каждый урок).



2. Технология проектного обучения.

Активно использую технологию проектного обучения на уроках литературы. Предлагаю детям создать презентацию на определенную тему, предварительно разделив их на творческие группы. Презентация каждой группы должна быть на одну общую тему. Например, при изучении биографии и творчества А.С. Пушкина:

1 группа – «История создания Царскосельского лицея»,

2 группа – «Лицейские годы А.С. Пушкина»,

3 группа – «Лицейские друзья А.С. Пушкина».

Обучающиеся 5 класса подготовили проект по басням И.А.Крылова и провели с учащимися КВН.

Проектная технология становится основой исследовательских навыков ребят. Они проявляются в готовности к общению, к диалогу, к совместному анализу, к критике, к готовности корректировать способы действия, искать новые подходы к решению задачи. Такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность становятся доминантными во всей учебной деятельности и поведении учащихся. Таким образом, образовательное влияние проекта на школьников неоспоримо, как неоспорим и тот факт, что в процессе проектной деятельности формируются самые сущностные качества личности, необходимые для жизни, для успешности в будущей профессии.

 Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.

       На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.

       Мои ученики готовят индивидуальные и групповые проекты.      Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается  с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Заключение

Планируя уроки русского языка и литературы, всегда учитываю, как донести до школьников тему не только доступно, а главное интересно. Современные образовательные технологии обогащают учебный процесс, делают его более интересным и доступным, насколько возможно помогают сохранить здоровье детей, помогают чувствовать ребенка успешным, прививает чувство коллективизма, повышают результативность, качество, мотивации школьников. А также формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.