СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ профессиональной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть полезен учителям-предметникам, транслирующим свой педагогический опыт

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ профессиональной деятельности»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Заларинская средняя общеобразовательная школа № 2














Самоанализ

профессиональной деятельности

учителя русского языка и литературы

Чемезовой Натальи Викторовны





















п.Залари

2012-2013


Самоанализ профессиональной деятельности

Чемезовой Натальи Викторовны, учителя русского языка и литературы МБОУ Заларинской средней общеобразовательной школы №2, 1980 года рождения.

В 2002 году окончила Иркутский государственный педагогический университет по специальности «Филология» с присуждением квалификации учитель русского языка и литературы. В 2012 году окончила Восточно-Сибирскую государственную академию образования, получив второй диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра филологического образования по направлению «Филологическое образование». С 2003 года работала в МБОУ Заларинской средней общеобразовательной школе №1 учителем русского языка и литературы. С 2006 года работаю в МБОУ Заларинской средней общеобразовательной школе №2 учителем русского языка и литературы. Педагогический стаж работы 10 лет.

Я работаю в специализированном кабинете. Администрацией школы созданы условия для достижения современного качества образования: кабинет русского языка соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель легкая, мобильная для изменения планировки в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной). Она обеспечивает комфортные условия для выполнения письменных упражнений, для работы с книгой. Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое); имеются печатные пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Кабинет оснащен современной техникой: компьютером, проектором, что позволяет использовать различные программы и мультимедийные пособия. Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать обучающихся по остроте зрения, производить динамические паузы.

Обучение русскому языку веду по программе Т.А.Ладыженской (Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. - Москва, «Просвещение», 2011). Данная программа ориентирована на языковое развитие обучающихся, помогает овладеть речевой деятельностью: формирует умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, учит свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. Данная программа предоставляет мне возможность делать выбор в организации познавательной деятельности и формировать интерес к предмету, позволяя научить детей рассуждать, вести дискуссию, самостоятельно добывать знания.

Обучение литературе веду по программе В.Я.Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений: литература/ под ред. В.Я.Коровиной, М.: «Просвещение», 2008). Данная программа способствует развитию у обучающихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; воспитания высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся.

Все рабочие программы, составленные мною, соответствуют требованиям, предъявляемым к их содержанию и оформлению.

Мое педагогическое кредо: «Люби и изучай свой предмет так, чтобы его смогли полюбить и изучить твои ученики, а если они смогут сделать это лучше тебя – гордись ими!».

Моя профессиональная позиция: личностно-ориентированный подход представляет педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подходы. Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой-либо одной части влечёт изменение всего целого. Поэтому систематическое и регулярное совершенствование своего педагогического мастерства и использование на занятиях новых эффективных методов обучения и методических приёмов, которые активизируют умственную деятельность обучающихся, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний, являются неотъемлемой частью моей работы.

Основная цель моей педагогической деятельности - воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у обучающихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. При этом выделяю такие принципы современного образования, как:

- гуманизация образования (признание прав обучающегося на уникальность, активность, внутреннюю свободу);

- гуманитаризация образования (приобщение обучающегося к творческой деятельности, вооружение его методами научного поиска);

- информатизация образования (внедрение информационных технологий в обучение).

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов и информационно-коммуникационных технологий обучения. Таким образом, активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.

Мною определены педагогические задачи, позволяющие достичь поставленной цели:

- совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;

- использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;

- применение современных технических средств обучения;

- вовлекать каждого обучающегося в активный познавательный процесс;

- раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого обучающегося, дать возможность проявить себя;

- привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;

- формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную деятельность.

Как учитель-филолог считаю, что главная задача моей педагогической деятельности – не только дать определенную сумму знаний, но и показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.

Постоянно совершенствуя учебный процесс, в своей работе ищу новые приемы обучения и использую их в сочетании с традиционными. Стараюсь, чтобы каждый урок был результативным, а достичь этого можно только при условии привития обучающимся стремления к активной творческой деятельности. Каждый свой урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности обучающихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей.

Эффективно использую метод проектов и информационно-коммуникационные технологии обучения. Считаю, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Я применяю данную технологию для изучения нового материала, закрепления, исследования и других этапов урока. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения.

Ежегодно представляю исследовательские проекты на научно-практические конференции. Примерами такой деятельности могут служить интересные и самостоятельные работы, успешно представленные моими учениками на темы: «Слова-антонимы в некоторых жанрах фольклора», «Диалектные слова в сказках Сибири и Дальнего Востока», «Биография Пушкина в портретах», «Слова-паронимы в творчестве М.Цветаевой». Такие исследовательские работы свидетельствуют об умении проникать в ткань художественных произведений, пользоваться научно-публицистической литературой, делать правильные глубокие выводы, высказывать собственные суждения.

Для реализации поставленных дидактических задач пользуюсь различными формами и методами, такими как: практический (выполнение упражнений учебника), репродуктивный (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов), объяснительно-иллюстративный (сообщение, чтение учебника), эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ), исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней), метод устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности обучающихся (объяснение, рассказ, лекция), методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор), метод самостоятельной работы обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений, преобразование языкового материала), метод проверки и оценки знаний обучающихся, навыков обучающихся (диктант, лабораторная работа, контрольная работа, тестовая работа), метод выработки умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование, подбор синонимов, изложения, сочинения, монологическое высказывание), наглядные методы (иллюстрирование, демонстрация), проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации, решение частной лексической, грамматической задачи).

Совокупность этих методов позволяет мне охватить все стороны учебного материала, заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации.

Как предметник я владею мониторингом качества образования по русскому языку и литературе, на своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний обучающихся: тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность обучающихся, поэтому я использую уроки-лекции, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют обучающимся реализовывать свои образовательные потребности. Большое значение придаю самостоятельной работе обучающихся.

Веду адаптированные факультативные занятия: в 8 классе «Обучение написанию сочинений нетрадиционных жанров», в 9 классе «Экзамен на «отлично», в 11 классе «Интенсивный русский в вопросах и ответах». Такие дополнительные занятия способствуют эффективной подготовке к сдаче экзамена по русскому языку.

Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности.

Тема моей работы по самообразованию: «Изучение морфологических средств выразительности русской речи». Актуальность этой темы заключается в том, что выразительность грамматических средств в художественном тексте обычно менее заметна, чем выразительность других пластов русского языка. Вместе с тем в произведениях многих писателей и поэтов можно найти яркие примеры выразительного использования средств грамматики, удачно употребленных в экспрессивных целях. С некоторыми такими приемами можно познакомить детей на уроках русского языка, литературы, на занятиях факультатива.

Данная работа была представлена мною в виде доклада в 2010 году при прохождении курсов повышения квалификации в ОГАОУ ДПО ИПКРО, а также на заседании МО учителей русского языка и литературы МБОУ Заларинской средней общеобразовательной школы №2.

Обучаясь в магистратуре Восточно-Сибирской государственной академии образования (2010-2012 гг.), написала и успешно защитила магистерскую диссертацию по теме: «Развитие коммуникативной компетенции у старшеклассников при изучении публицистического стиля на материале молодежных журналов». Актуальность данной темы для учителя-словесника заключается в том, что специфические черты публицистического стиля и тексты публицистического стиля как оптимальная дидактическая единица предоставляют учителю возможность организовать искусственную речевую среду на уроке русского языка, побуждая обучающихся к созданию связного высказывания в сфере общественных отношений, тем самым способствуя развитию таких качеств речи обучающихся, как открытая оценочность, эмоциональность, экспрессивность, точность, доказательность; позволяет формировать у старшеклассников индивидуальный, дифференцированный стиль общения.

Доклад по данной теме был успешно представлен мною 7 ноября 2012г. на международной научно-практической конференции ХХ педагогических чтений, посвященных памяти профессора В.Д.Кудрявцева, «Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы» в ФГБОУ ВПО ВСГАО. Также опубликована статья в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы: содержание, формирование, пути оптимизации. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012.

С 2007 по 2010 год руководила в школе предпрофильной подготовкой и профильным обучением. Результатом данной работы явилось выступление 16 февраля 2010 г. с докладом «Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в МБОУ Заларинской СОШ №2» на региональной научно-практической конференции «Профильное обучение: итоги второго этапа эксперимента» в ОГАОУ ДПО ИПКРО. Также по данной теме опубликована статья в сборнике материалов научно-практической конференции «Профильное обучение: итоги второго этапа эксперимента». – Иркутск: ИИПКРО, 2010.

Ежегодно мои ученики принимают участие в школьных, муниципальных и всероссийских олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах, что является подтверждением высокого интереса к предметам русского языка и литературы.

Итоги олимпиад

Год

Предмет

Ф.И. участника

Класс

Место

Уровень олимпиады

2011-2012

Русский язык

Шелест Ольга

7

III

муниципальный



Бебина Юлия

10

II

муниципальный

2012-2013

Русский язык

Бебина Юлия

11

II

муниципальный

Итоги научно-практической конференции «Юниор»

Год

Тема исследования

Автор

работы

Класс

Место

Уровень

2009-2010

«Слова-антонимы в некоторых жанрах фольклора»

Михалусь

Ольга

5 а

II

муниципальный

2010-2011

«Диалектные слова в сказках Сибири и Дальнего Востока»

Синькова Анастасия

6 а

II

муниципальный

Итоги конкурсов, фестивалей

Год

Название мероприятия

Участники

Уровень

Место

2009-2010

Театральный фестиваль «Гоголевские дни»

8а,в классы

школьный

I

2010-2011

Театральный фестиваль, посвященный творчеству А.П.Чехова

5 б класс,

9 а класс

школьный

I

II

2010-2011


2012-2013

Областной фестиваль поэтического слова «Читаем Пушкина»

Гайнанов Петр, Хрулев Кирилл,

Моисеева Любовь

региональный

II

лауреаты фестиваля

2011-2012

Всероссийский «Молодежный филологический чемпионат» г.Пермь

Дроздова Екатерина,

Чемезова Юлия

всероссийский

I


II

2012-2013

Районный конкурс чтецов, посвященный 75-летию Иркутской области

Смолина Валерия

муниципальный

призер

Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес школьников к предмету, их качественные знания, подтверждённые результатами экзамена.

Итоги ГИА

Год

Предмет

Качество

Успеваемость

Уровень обученности

2010-2011

Русский язык

47,6%

100%

54,4%


Результативность деятельности обучающихся по русскому языку и литературе за последние три года

Результаты

2009-2010г.

2010-2011г.

2011-2012г.

1

Качество

русский язык (45%)

литература

(55%)

русский язык (48%)

литература (60%)

русский язык (50%)

литература (60%)

2

Успеваемость

русский язык (100%)

литература (100%)

русский язык (100%)

литература (100%)

русский язык (100%)

литература (100%)

3

Уровень обученности

русский язык (60%)

литература

(63%)

русский язык (61%)

литература (68%)

русский язык (61%)

литература (71%)

Классы, в которых я являюсь (являлась) классным руководителем, всегда занимали лидирующее положение по воспитанности, показывали хорошие результаты в учёбе, поскольку, следуя личностно-ориентированному подходу в воспитании, я большое внимание уделяю развитию толерантных взаимоотношений. В процессе педагогической деятельности стараюсь создать обстановку комфортности, безопасности для ребёнка, атмосферы уважительного отношения друг к другу, как на уроке, так и во внеурочное время. Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс.

Уровень моего профессионального роста и творческих достижений

  1. Образование, степень

  1. 2012г. ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», магистр филологического образования по направлению «Филологическое образование».

  1. Повышение квалификации

  1. 2010 г. ОГАОУ ДПО ИПКРО «Повышение профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы» (144 ч.);

  2. 2010 г. ОГАОУ ДПО ИПКРО «Применение Smart Board в образовательном процессе» (6ч.);

  3. 2010 г. ФГБОУ ВПО ВСГАО «Методика изучения и собирания фольклора в школьной практике» (16ч.);

  4. 2012 г. ОГАОУ ДПО ИПКРО «Использование информационных технологий в педагогической деятельности» (72 ч.).

  1. Награды

  1. Диплом «За подготовку призера Всероссийского «Молодежного филологического чемпионата», Центр развития одаренности г.Пермь, 2012 год.

  2. Благодарность «За активное участие в подготовке и проведении традиционного фестиваля поэтического слова «Читаем Пушкина», МБУК «ЦБС» Областная детская библиотека имени А.С.Пушкина г.Иркутск, еженедельник «Пятница», ООО «Газпром добыча Иркутск», 2012 год.

  3. Благодарность «За активную поддержку литературного творчества, выявление, подготовку талантливых исполнителей поэтического жанра», МБУК «Заларинская ЦБС», 2012 год.

  4. Почетная грамота «За добросовестный труд, профессионализм в деле обучения и воспитания подрастающего поколения», Комитет по образованию администрации МО «Заларинский район», 2009 год.

  5. Почетная грамота «За активную работу в составе муниципальной комиссии по проверке работ обучающихся, участвующих в мониторинговых исследованиях», Комитет по образованию администрации МО «Заларинский район, 2012 год.

  6. Почетная грамота «За добросовестный труд в деле воспитания и обучения подрастающего поколения, МБОУ Заларинская средняя общеобразовательная школа №2, 2010 год.

  1. Сертификаты, дипломы

  1. 2010 г. Сертификат участника семинара «Перспективы образования в рамках его модернизации» ОГАОУ ДПО ИПКРО, ОГАОУ ДПО ИРО.

  2. 2010 г. Сертификат участника региональной научно-практической конференции «Профильное обучение: итоги второго этапа эксперимента». ОГАОУ ДПО ИПКРО, ОГАОУ ДПО ИРО.

  3. 2012 г. Сертификат участника международной научно-практической конференции ХХ педагогических чтений, посвященных памяти профессора В.Д.Кудрявцева «Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы». ФГБОУ ВПО ВСГАО.

  4. 2012г. Диплом (серия Г №21177/2012) участника всероссийской педагогической видеоконференции «Использование современных образовательных технологий». Завуч.инфо.

  5. 2013г. Свидетельство о регистрации участника XIII Всероссийского интернет-педсовета. http://sert.alledu.ru за № 19660.

  6. 2013г. Свидетельство о публикации в Социальной сети работников образования «Формирование коммуникативной компетенции у старшеклассников при изучении публицистического стиля на материале молодежных журналов». - Web-адрес публикации: http://nsportal.ru/node/562826.

  7. 2013г. Грамота (№2236814-1384-2) за участие в проекте «Источник знаний»–Интернет-порталProШколу.ru (http://www.proshkolu.ru/cert/2236814-1384-2)

Анализируя результативность своей педагогической деятельности, я пришла к следующим выводам:

  1. Веду активную деятельность по формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету.

  2. Владею различными методами, приемами обучения и воспитания обучающихся и применяю их в практической деятельности.

  3. Использую педагогические технологии проблемно-ориентированного, развивающего обучения.

Считаю, что необходимо продолжить работу дальнейшего повышения качества знаний, создавая ситуации успеха, повышая самооценку, стимулируя обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться и быть раскритикованным. Необходимо также продолжить работу по использованию различных мультимедийных средств обучения и информационно-коммуникативных технологий, стараться поддерживать уровень позитивной мотивации обучающихся к участию в общешкольных и внеклассных мероприятиях.


Директор школы: (Сидорова Т.И.)



«____»______ 2013г.