Самоанализ педагогической деятельности учителя литературы Тропыниной Д.В.
за 2018-2019 учебный год

Моя психолого-педагогическая деятельность началась 8 лет назад. В 2011 году я закончила ИГПИ им. П.П. Ершова, факультет педагогики и психологии, по специальности педагог-психолог. Стаж психолого-педагогической работы (по специальности) – 8 лет. В данной должности – 8 лет. Стаж работы в данном учреждении –8 лет. Наличие квалификационной категории – высшая.
В 2018-2019 учебном году я преподавала литературу в 5 «А», 5 «Б», 5 «В» классах, нагрузка составляла 9 часов в неделю. Моя деятельность строилась в соответствие с рабочей программой.
Постоянно занимаюсь самообразованием:
- посещаю курсы повышения квалификации («Как сделать уроки литературы захватывающими: новые методики и практики»)
- посещаю открытые уроки, мастер-классы коллег, как в школе, так и за ее пределами. Систематически изучаю опыт работы районного методического объединения;
- систематически знакомлюсь с материалами сайтов уч. портфолио, мультиурок и методической копилкой учителей.
Мое педагогическое кредо – быть требовательным к себе и обучающимся, не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться.
Основная цель моей педагогической деятельности — воспитание нравственной, творческой личности, способной к самопознанию и саморазвитию. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, через привлечение школьников к исследовательской работе, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.
Поэтому в своей педагогической деятельности я поставила несколько задач:
- способствовать развитию у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе;
- привлечение обучающихся к участию различного рода конкурсов;
- максимальное развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие речи, интеллекта, коммуникативных возможностей обучающихся;
- обогащение словарного запаса обучающихся.
Реализация данных задач позволила мне развить личности учеников в соответствии с их способностями, интересами и возможностями. Выявив в начале учебного года познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планировала свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого ребенка. Старалась в своей работе слабых обучающихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов.
Пыталась всячески заинтересовать детей в своем предмете. Проводила нетрадиционные уроки, которые готовила вместе с обучающимися: интегрированные, игровые уроки, уроки конкурсы.
Для активации мыслительной деятельности обучающихся, привития интереса к предмету провела интегрированный урок совместно с учителем географии – Г.Н. Зарубиной на тему: «Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»».
В своей работе использовала различные формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. Стимулировала деятельность такими наградами, как самодельные грамоты и медали. Создала листы самооценки, с помощью которых обучающиеся каждый урок оценивали свою деятельность на уроке.
Таблица 2
Оценочный лист 1-4 четверти
Ф.И.______________________________________________Класс_________
Критерии | Дата |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. Знание текста произведения (стихотворения). | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характеров и поступков героев. (настроение л. г) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3. Активное обсуждение вопросов в группе или паре. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4. Знание литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5. Высказывание и доказательство своей позиции. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Оценка | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
На уроках применяла разнообразные формы контроля и оценки знаний обучающихся: тестирование, терминологические диктанты.
В выборе учебного материала особое внимание уделяла развитию речи учащихся, обогащению их словаря. Поэтому на уроках большое внимание уделяю устному опросу учащихся. Виды его различные: ответ по плану, по опорным схемам, рассказ от лица героя произведения, развернутая оценка ответа одноклассника. Все это способствует развитию монологической речи учащихся. Много времени уделяла чтению по ролям, мотивируя вдумываться в содержание прочитанного.
Использовала задания, которые развивают у обучающихся самостоятельность в овладении новыми знаниями, формируют умение учиться.
На мой взгляд, самая сложная и большая проблема в обучении детей – научить связно и выразительно строить свою речь, поэтому все большее и большее значение уделяла урокам развития речи.
На своих уроках старалась, чтобы каждый обучающийся, даже слабый, чувствовал себя нужным.
В течении учебного года я выделяла трудности, с которыми сталкивались дети:
- низкий читательский интерес и непонимание идеи произведения;
- непонимание литературных произведений;
- сложности при анализе стихотворений.
Несмотря на старание, многое в работе не получалось. В течении учебного года я столкнулась со следующими проблемами:
- загруженность детей;
- трудности адаптации 5-х классов.
Но, не смотря на трудности, были положительные результаты. На протяжении года я работала над развитием в детях творческих способностей.
Ребята активно участвовали в предметных олимпиадах и конкурсах не только на школьном, но и на муниципальном и областном уровнях и показали хорошие результаты.
Таблица 2
Результаты работы с одаренными детьми за 2018-2019 учебный год
Ф.И. учащегося | Класс | Название конкурса (мероприятия) | Уровень проведения | Результат |
1 четверть |
Яшина Светлана | 5 «Б» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Призер |
Кажахметов Амир | 5 «А» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Победитель |
Обухова Валерия | 5 «А» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Призер |
Мауль Александр | 5 «А» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Участник |
Дереглазов Денис | 5 «А» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Участник |
Бердюгина Анастасия | 5 «Б» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Участник |
Асеева Софья | 5 «А» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Участник |
Азнабаев Арман | 5 «В» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Участник |
Дахкильгова Раяна | 5 «В» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Участник |
Сизикова Ксения | 5 «В» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Участник |
2 четверть |
Мухорин Данила | 11 «А» | Муниципальный этап областного конкурса сочинений «Героями не рождаются». | Муниципальный | Победитель |
3 четверть |
Милевский Даниил | 10 «А» | Областной конкурс сочинений о судебной системе Тюменской области. | Областной | Победитель |
Новикова Амина | 10 «А» | Областной конкурс сочинений о судебной системе Тюменской области. | Областной | Участник |
Гончарова Светлана | 10 «Б» | Областной конкурс сочинений о судебной системе Тюменской области. | Областной | Участник |
Мухорин Данила | 11 «А» | Конкурс «История одной фотографии». Конкурс аннотаций к фотографии. | Областной | Участник |
Екимова Соня | 11 «А» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Школьный | Лауреат |
Милевский Даниил | 10 «А» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Школьный | Лауреат |
Катя Герасимова | 5 «В» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Школьный | Лауреат |
Смирнова Юля | 5 «Б» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Школьный | Лауреат |
Бойко Ярослав | 5 «В» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Школьный | Лауреат |
Сизикова Ксюша | 5 «В» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Школьный | Призер |
Гладких Александра | 5 «А» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Школьный | Победитель |
Мухорин Данила | 11 «А» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Зубарев Иван | 9 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Обухова Валерия | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Шабельникова Анастасия | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Мауль Александр | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Кажахметов Амир | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Замиралов Константин | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Кнут Анна | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Михайлов Данила | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Савельев Артём | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Смирнова Юлия | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Сизикова Софья | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Терентьев Александр | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Яшина Светлана | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Фурса Юлия | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Бойко Ярослав | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Герасимова Екатерина | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Гончарова Дарья | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Дахкильгова Раяна | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Сизикова Ксения | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Трофимов Артем | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Мухорин Данила | 11 «А» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Победитель |
Обухова Валерия | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Победитель |
Шабельникова Анастасия | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Мауль Александр | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Кажахметов Амир | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Кнут Анна | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Смирнова Юлия | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Яшина Светлана | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Бойко Ярослав | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Герасимова Екатерина | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Дахкильгова Раяна | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Сизикова Ксения | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Трофимов Артем | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Зубарев Иван | 9 «В» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Мухорин Данила | 11 «А» | XIX областной национальный фестиваль-конкурс детского художественного творчества «Радуга». | Областной | Участник |
Екимова Соня | 11 «А» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Муниципальный | Победитель |
Милевский Даниил | 10 «А» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Муниципальный | Победитель |
Катя Герасимова | 5 «В» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Муниципальный | Участник |
Смирнова Юля | 5 «Б» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Муниципальный | Участник |
Бойко Ярослав | 5 «В» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Муниципальный | 2 место |
Екимова Соня | 11 «А» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Областной | Благодарность департамента. |
Милевский Даниил | 10 «А» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Областной | Победитель |
Мухорин Данила | 11 «А» | Конкурс «Живая классика». | Муниципальный | Победитель |
Обухова Валерия | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Муниципальный | Победитель |
Мухорин Данила | 11 «А» | Конкурс «Живая классика». | Областной | Вошел в 10 лучших 8 место в рейтинге из 80 человек. |
Обухова Валерия | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Областной | Вошла в 10 лучших 10 место в рейтинге из 80 человек. |
Хочется отметить, что данные обучающиеся со своими стихами и прозами выступали на школьных концертах и районных мероприятиях.
Успех работы учителя складывается из успехов его учеников, а они бывают разные. Один рабочий день приносит огромную радость и удовлетворение, другой – разочарование. Но это и есть стимул к дальнейшему движению, к росту своего педагогического мастерства.
Варьирование форм и методов обучения в сочетании с высокой познавательной активностью и развитием творческих способностей формирует прочные знания обучающихся.
Еще результатом работы считаю то, что у обучающихся в 5 «А», 5 «Б», 5 «В» классах нет неуспевающих по литературе.
За 8 лет работы учителем литературы я определила для себя ряд принципов:
- отработка материала, если обучающиеся пропустили уроки по болезни или уважительной причине;
- применение индивидуального подхода;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- эмоциональное стимулирование.
В своей работе старалась придерживаться следующих норм и требований:
- серьёзно и обстоятельно готовится к каждому уроку;
- применять на уроках элементы современных технологий;
- создавать дидактические, контрольно-измерительные материалы, материалы для индивидуальной работы;
- работать в классе не для всех, а для каждого отдельного ученика.
Исходя из анализа деятельности в этом учебном году, для себя я поставила следующие цели дальнейшего профессионального развития:
- обновление знаний, приобретение новых способов мышления, новых методов и приемов работы;
- приведение предметной среды в соответствие с новыми образовательными технологиями;
- приобретать новые знания через курсы повышения квалификации;
- продолжать совершенствовать своё педагогическое мастерство через изучение опыта других учителей;
- большее количество детей вовлекать в литературные конкурсы.
Проанализировав результат своей деятельности, прихожу к выводу, что выбранные мною приёмы и методы обучения и воспитания дают положительные результаты.
Как говорил немецкий педагог А. Дистервег «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить…». Хорошим, по мнению Дистервега, можно считать только такое обучение, которое стимулирует задатки и самодеятельность человека, развивает его умственно, нравственно, физически. К этому я и стремлюсь на своих уроках.
В 2019-2020 учебном году при работе с шестыми классами планирую следующую работу:
- развивать самостоятельность суждений школьников;
- создавать условия для обеспечения инициативности, гибкости и критичности мышления обучающихся;
- формировать у обучающихся прочные общеучебные умения и навыки.
20.05.2019 год.