СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ воспитательной работы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово – интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнь ребенка, формированием его личности».

В. П. Кащенко

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ воспитательной работы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ГКС (К) ОУ РМ «ИНСАРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»











Самоанализ

воспитательной работы

за 2014 – 2015 учебный год

воспитателя группы девочек 5-9 и 6-9 класса

Кожевниковой Е.В.

















Инсар 2015

«Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово – интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнь ребенка, формированием его личности».

В. П. Кащенко

Мой взгляд на мир.

Когда мы говорим о проблеме сиротства, то в первую очередь, должны понимать, что основная проблема здесь - сильнейшая психологическая травма ребенка. Потеря родителей в раннем детстве или в подростковом возрасте, - достаточно серьезное испытание для детской психики.

Попадая в детский дом, ребенок пытается адаптироваться к сложившимся условиям. На первом этапе он подавлен, растерян, он страдает. Далее ребенок пытается понять, - кто виноват в том, что произошло, чем он плох, за что с ним так поступили? Постепенно у него развивается чувство вины и собственной неполноценности.

Впоследствии ребенок «переводит обвинение» на окружающий мир, на взрослых людей, которые занимаются его воспитанием и обучением.

Если во время адаптации проживания «вне семьи» отсутствует помощь со стороны взрослых, то в сознании ребенка со временем взрослый может идентифицироваться как агрессор – человек, который, по мнению ребенка, и есть тот источник всех детских бед. То есть, ребенок начинает по отношению к окружающим взрослым людям вести себя так, как по его мировосприятию, ведет по отношению к нему «окружающий мир».

Детская агрессивность в детском доме – явление специфическое и отнюдь ненеизбежное. Агрессивность является, несомненно, отрицательным фактором дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на уровень его психологиче­ского благополучия.

Я убеждена, что только доброта взрослых, искреннее проявление понимания внутреннего состояния ребёнка, способствует его благополучной социальной адаптации к жизненным условиям детского дома. Воспитателю детского дома важно любить всех детей одинаково: шалуна и послушного, сообразительного и тугодума, ленивого и примерного. Надо делить поровну доброту души между своими воспитанниками. Доброта и любовь к детям должны быть главным стимулом нашей педагогической деятельности, общения с ребенком. Доброе отношение к детям не ущемляет самолюбия и достоинства детей, помогает воспитателю вовремя прийти на помощь ребенку.

Очень важно прививать детям с первых дней пребывания в детском доме, культуру поведения в детском коллективе, формировать такие умения, навыки и привычки, которые облегчают процесс устанавливания межличностных контактов; сохраняют естественность в общении детей.

Чем чаще воспитатель общается с детьми, обсуждает жизненно-важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем больше шансов сплотить и сдружить детский коллектив, когда ребёнок будет чувствовать себя комфортно, сможет свободно общаться, играть, выявлять чувство сострадания, стремиться к взаимовыручке и взаимоподдержке.

Профессиональные интересы: развитие познавательной сферы, речевой активности ребенка, формирование положительных личностных качеств, сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

Увлечения: Мои увлечения - это то, что приносит мне радость в жизни, наполняет положительной энергией и позитивом.

Повышение профессионального уровня: свой методический и профессиональный уровень повышаю на районных и школьных методических объединениях, семинарах по дефектологии, педсоветах, посещаю открытые занятия коллег школы - интерната, ежегодно даю открытые занятия для коллег;

Участвовала в республиканском конкурсе «Воспитатель года 2015».

Моя работа.

Я работаю в группе девочек 5-9 и 6-9 класса.

В группе девочек 5-9 класса 10 воспитанниц. Лисенкова Настя-ученица 3 класса, Линева Лена и Линева Настя- ученицы 5 класса, Криволап Саша и Демкина Надя –ученицы 6 класса, Иконникова Лена, Васильева Ирина и Ивочкина Оля –ученицы 7 класса, Куделькина Таня- ученица 8 класса и Куркова Аня –ученица 9 класса.

В группе находятся в основном домашние дети, которые на выходные дни уезжают домой. Приходит только на уроки Куркова Аня. Сироты: Демкина Надя и Ивочкина Оля.

Дети в группе дружны, работоспособны, внимательны, любознательны. Но более слабым звеном в их развитии является эмоционально- волевая сфера. Для некоторых характерны отклонения в эмоционально- чувственном развитии, а именно: неадекватная реакция на замечание, на оценку, на неуспех, заниженная или завышенная самооценка, неспособность к волевому усилию, неумению понять и принять другого человека.

В группе девочек 6-9 класса 10 воспитанниц. В 6 классе учатся Данилина Алена и Тутаева Лена, в 8 классе- Лобачева Наташа, Германович Инесса и Елисеева Тоня, в 9 классе – Кусакина Люба, Антохина Таня, Чурочкина Оля, Самсонова Вика и Трегубова Настя.

Домашняя девочка - Антохина Таня, у всех остальных девочек есть социальный статус- сирота.

Все дети очень сложные в сфере общения. У многих детей трудный характер, часть детей быстро возбудимые, импульсивные.

Группа состоит из детей, которые в силу своих личностных особенностей, таких, как конфликтность, агрессивность, повышенная эмоциональность, нарушение самооценки испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Ограничения  психических   и   познавательных возможностей не позволяют детям успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет им общество.

Общее пространство существования детей приводит к тому, что постепенно формируются дружеские отношения. Моя задача- добиться, чтобы для каждого ребенка группа стала домом, в котором он чувствовал бы себя защищенным, имел комфортную среду общения. Я считаю, что только создав атмосферу доброты и взаимопонимания, можно рассчитывать а личностное развитие детей.

Поэтому перед собой я поставила цель - помочь девочкам разобраться в сложном мире взаимоотношений, научить жить в мире реальности, социально адаптировать к условиям современной жизни (научить правильно вести себя в различных жизненных ситуациях), сформировать навыки общения в коллективной деятельности как основы социализации развития ребёнка.

Для реализации этой цели требуется систематическая индивидуальная работа по убеждению в необходимости относиться друг к другу уважительно. И здесь многое зависит от воспитателя, от его жизненной позиции, отношения к воспитанникам, манеры поведения, стиля общения, последовательности в требованиях. Создавать условия для сохранения и укрепления психического здоровья детей, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения, выражать своё мнение, творчески мыслить - моя первостепенная задача.




Тема по самообразованию.

«Формирование социально – адаптированной личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью посредством создания единого реабилитационно – развивающего пространства»

Цель:

-всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, возможно более полная его самореализация в социуме; организация воспитательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

-формирование в коллективе нормального психологического и морального климата, обеспечивающего оптимальное развитие личности каждого воспитанника.

По данной теме мною составлена и реализовывается целевая программа по формированию социально-адаптированной личности «Я и мир вокруг меня». Данная программа посвящена формированию социально -адаптированной личности посредством создания условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях и включает в себя различные мероприятия.

Воспитательную работу с детьми своей группы планирую в соответствии с планом мероприятий по улучшению качества работы ГКС (К) ОУ РМ «Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» на 2014 – 2015 учебный год.

В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанниц ежедневно планирую и организую жизнедеятельность коллектива группы. В ходе работы мною были собраны и систематизированы коррекционно-развивающие игры на различную тематику. Содействую росту познавательной мотивации и становлению учебной самостоятельности детей. Во время проведения самоподготовки воспитанниц, использую игры на развитие памяти, мышления, смекалки, коррекционно-развивающие игры по предметам.

На основе изучения индивидуальных особенностей воспитанниц, провожу с ними индивидуальную коррекционно-развивающую работу. В результате проведенных мероприятий, девочки стали менее конфликтны, более дружелюбны и толерантны. В группе отсутствуют дети, стоящие на учёте в КДНиЗП при Администрации Инсарского муниципального района, нет правонарушений. Большое внимание уделяю профориентационному самоопределению воспитанниц, сохранению и укреплению здоровья.

Процесс воспитания, направленный на развитие всех воспитанников группы построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности. Очень важно, проводя работу по воспитанию, учитывать, что в наши дни нельзя ребятам ничего «навязывать», это может вызвать у них протест, отчуждение. Нужно стараться делать это ненавязчиво, заинтересовывая детей возможностью проявить свои таланты и способности, лучшие стороны своей личности.

В начале учебного года мною были выбраны основные направления деятельности, определены цели и поставлены задачи для достижения целей.

  1. Познавательная деятельность

  2. Игровая деятельность

  3. Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)

  4. Художественно – эстетическая деятельность

  5. Социальное творчество (социально – преобразующая добровольческая деятельность)

  6. Гражданско – патриотическое воспитание

  7. Трудовая (производственная) деятельность

  8. Спортивно – оздоровительная деятельность

  9. Туристско – краеведческая деятельность


По развитию познавательной деятельности мною были проведены следующие занятия:

Крым и Россия. Мы вместе!

Беседа

«В мире сказок»

Беседа

«Тайна твоего имени»

Беседа

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Коррекционное занятие

«Раз в крещенский вечерок»

Беседа

Развивающая игра «Доскажи словечко»

Коррекционное занятие

«На свете множество профессий»

Беседа

«Почему мы так говорим»

Беседа

Викторина «Угадай - ка»

Коррекционное занятие

«Семь чудес света»

Беседа

Развивающая игра «Вставь пропущенную букву»

Коррекционное занятие

Стало традицией ежемесячно проводить «Уроки этикета» и занятия по ПДД.


По развитию игровой деятельности я провела следующие занятия:

«Учимся работать дружно»

Беседа

Правила честной игры

Беседа +практическое занятие

«Хорошо здоровым быть»

Игровой практикум

«Путешествие в Лукоморье»

Игра-путешествие

Путешествие по городу Вежливости

Игра

«Что? Где? Когда?»

Викторина

Вечер вопросов и ответов

Коррекционное занятие

Город веселых мастеров

Коррекционное занятие

Конкурс загадок, частушек

Практическое занятие

Постоянно мною проводились дидактические игры и упражнения, игровые сенсорные упражнения, развивающие, спортивные, подвижные, деловые и сюжетно – ролевые игры, а также проигрывание конфликтных и жизненных ситуаций.

По досугово – развлекательной деятельности наша группа приняла участие в общешкольных мероприятиях:

«Спасибо Вам, наставники»

Концерт

«По дорогам осени»

Осенний бал

Фольклорная неделя

Театрализованное представление

«День матери»

Концерт

«По дорогам сказки»

Новогоднее театрализованное представление

«Раз в крещенский вечерок»

Рождественские колядки

«Фестиваль сказок»

Театрализованное представление

«Ты будущий солдат»

Концерт

Масленица

Театрализованное представление

«Милые мамы»

Концерт

«Пасха»

Театрализованное представление

Празднование памятных дат в жизни детей




По художественно - эстетическому творчеству проведены следующие мероприятия:

Мы рисуем на асфальте

Конкурс

«Осенняя пора -очей очарование»

Экскурсия в парк

«Пятнотворчество»

Коррекционное занятие по ИЗО

«Живописное мастерство И. Шишкина»

Беседа

«Спасибо Вам, наставники»

Конкурс поздравительных газет ко Дню Учителя

«Золотая осень»

Коррекционное занятие по ручному труду (изготовление поделок из природного материала)

«Золотая осень»

Коррекционное занятие по ИЗО (рисование на тему «Золотая осень»)

«В мире сказок»

Час детского чтения

«Мои любимые животные и птицы»

Коррекционное занятие по лепке

«Осенние изменения в природе»

Прогулка - наблюдение

«Добрые слова»

Беседа

Международный день борьбы со СПИДОМ

Конкурс рисунков

«Зимняя сказка»

Конкурс новогодних плакатов

Мастерская Деда Мороза

Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку

«Зимушка - зима»

Прогулка - наблюдение

«Зимний вечер»

Час детского чтения

«Веселые игрушки – герои наших сказок»

Коррекционное занятие по лепке

«Снежный городок»

Лепка фигур из снега

«23 февраля»

Коррекционное занятие по ИЗО

«Природа в музыке и поэзии»

Беседа

«Мой город зимой»

Экскурсия

Прослушивание детских музыкальных произведений

Музыкальный час

«Мамочка моя»

Конкурс рисунков

«Весне мы рады»

Конкурс рисунков

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина

Час детского чтения

«Мой любимый Пушкин А.С.»

Беседа

«Мы рисуем улицу»

Конкурс рисунков

«Моя малая Родина»

Конкурс рисунков

«Космос»

Коррекционное занятие по ИЗО

«Золотая рыбка»

Коррекционное занятие по художественной аппликации

«9 мая»

Конкурс рисунков

«Цветущий май»

Коррекционное занятие по ИЗО



По социальному творчеству провела:

«Наш чистый двор»

Акция

«Воспитанный человек – какой он?»

Беседа

«Во что можно поиграть с друзьями»

Беседа +практическое занятие

«Посади гостей за стол»

Игра

«Как научиться владеть собой»

Беседа

«Супер - дежурный»

Конкурс

«Добрые дела для моей группы»

Акция

«Помоги зимующим птицам»

Экологический десант

«Добрые дела детскими руками»

Акция

«Что я знаю о войне»

Поисковая операция

«Наш чистый двор»

Экологический субботник

«Любим добрые поступки»

Беседа

Стало традицией ежемесячно проводить операцию «Уют» и беседы на тему «Азбука поведения».

По гражданско – патриотическому воспитанию провела:

«Конституции Мордовии – 18 лет»

Беседа

«Мой город»

Экскурсия

«День народного единства»

Беседа

«День октябрьской революции»

Беседа

12 декабря – день Конституции Российской Федерации

Беседа

Мой город

Коррекционное занятие по ИЗО

«10 января – День образования автономии Мордовии»

Беседа

«День снятия блокады Ленинграда»

Беседа

90 летний юбилей принятия первой Конституции СССР

Беседа

«День памяти юного героя - антифашиста»

Беседа

День разгрома советскими войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве

Беседа

«России верные сыны»

Урок мужества

23 февраля

Коррекционное занятие по ИЗО

«Путешествие по страницам Красной книги»

Беседа

50 лет первого выхода в космос советского летчика А. Леонова

Беседа

«Памятник погибшим воинам»

Экскурсия

«Я и мое Отечество»

Урок - путешествие

«Международный день детской книги»

Беседа

«Государственная символика»

Беседа

«Памятные места г. Инсар»

Прогулка

«Памяти павших будем достойны» 70 лет ВОВ

Беседа

286 юбилей рождения Великой российской императрицы Екатерины II

Беседа +практическое занятие

«Что я знаю о войне»

Час детского чтения



По трудовой деятельности мною были проведены следующие мероприятия:

«Уют своими руками»

Операция

«Что такое одежда»

Практическое занятие (уход и место в шкафу)

Наведем порядок в шкафу

Инструктаж

С чего начинаем уборку

Беседа

«Встречают по одежке – провожают по уму»

Практическое занятие

«Книжкина больница»

Практическое занятие

«Сохраним тепло»

Трудовой десант

«Уберем быстрее вместе»

Беседа + практическое занятие

«Правила ухода за комнатными растениями»

Практическое занятие

«Мелкий ремонт одежды»

Беседа +практическое занятие

«Чисто не там, где метут, а там , где не сорят»

Беседа

«Лучший дежурный»

Конкурс

«Современные средства гигиены и уборки»

Беседа +практическое занятие

«Дружба с веником и тряпкой»

Беседа +практическое занятие

«Как научить себя трудиться»

Беседа

«Уход за одеждой, обувью»

Беседа +практическое занятие

«Живи, книга»

Практическое занятие

«Труд кормит, а лень портит»

Беседа

«Лучший дежурный»

Конкурс

«На свете множество профессий»

Беседа

«Чистота и уют»

Акция

Мелкий ремонт одежды

Беседа +практическое занятие

«Каждой вещи свое место»

Беседа +практическое занятие

«Моя кроватка – лучше всех»

Конкурс

«Неряхам – нет!»

Практическое занятие

«Чистый двор»

Трудовой десант

«Что мы знаем о профессиях»

Клуб знатоков

«Задача для хозяйки»

Игра

«В гостях у Золушки»

Игра

«Скорая помощь для игрушек»

Практическое занятие

Ежедневно: труд по самообслуживанию, дежурство по группе, благоустройство школьного двора. Еженедельно: генеральные уборки.

Нагрузки на детский организм огромны, поэтому для получения высоких результатов в учебно - воспитательном процессе важную роль играет спортивно – оздоровительная деятельность:

Что такое ЗОЖ

Беседа- диалог

«Польза утренней зарядки»

Беседа +практическое занятие

«Чистота – залог здоровья»

Коррекционное занятие по ИЗО

«Личная гигиена»

Беседа +практическое занятие

«Злые продукты»

Беседа

«Что делать, если заболел»

Беседа

«Кто долго жует, тот долго живет»

Беседа

«Как правильно дышать на улице»

Беседа +практическое занятие

«Я за здоровый образ жизни»

Коррекционное занятие по ИЗО

«Как одеться по погоде»

Беседа

«Как беречь зубы»

Беседа

«Мои друзья - витамины»

Беседа

«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Беседа

В своей работе использую здоровьесберегающие технологии:

-арттерапию;

-релаксацию (психологическое расслабление организма);

-аутотренинг (система упражнений по саморегуляции и самовнушению);

- тренинг (режим тренировок);

- рефлексию (размышления о своём внутреннем состоянии, самоанализ)

- физпаузы.

Мероприятия направленные на здоровьесбережение проводятся под деви­зом «Здоровье — главное достоинство человека». В системе проводятся и просветительско-оздоровительные акции: «Здоровье своими руками» (то­чечный массаж, самомассаж, пальчиковые гимнастики - тренируют мелкую моторику, стимулируют речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции ); «Как прекрасен этот мир по­смотри» (профилактика и коррекция нарушений зрения, способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения). - все усилия направлены на профилактику возможных заболеваний и вредных привычек. Таким образом, передаю детям базовые знания о здоровье, формирую умения размышлять о своём здоровье и критически оценивать те привычки, которые сложились у него с точки зрения пользы для здоровья. Кроме того, этот путь предполагает создание основных условий для сознательного, со стороны девочек, отказа от вредных привычек и частичное формирование полезных для здоровья жизненных умений. Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Приоритетным компонентом в системе создания условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, является ведение здорового образа жизни воспитанников, который состоит из ежедневных составляющих: физические упражнения и труд, соблюдения правил личной гигиены; выполнения санитарно-ги­гиенических требований в группе, спальне; контроль за регулярностью питания; создание положительного психологического климата в коллективе; работа по передаче базовых знаний об индивидуальном здоровье; контроль и организация прогулок на свежем воздухе, подвижных игр - такие мероприятия благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у детей и, сле­довательно, содействуют воспита­нию культуры здоровья детей.


Туристско – краеведческая деятельность включала следующие занятия:

«Памятники города»

Беседа-экскурсия

«Край родной, навек любимый»

Викторина

«Лесные опасности»

Игра - путешествие

«Что такое экология»

Беседа

«Кто загрязняет нашу планету»

Беседа

«Мой Инсар»

Краеведческая викторина

«Путешествие капельки»

Экологический час

«Как зовут тебя, деревце»

Коррекционное занятие

«Откуда берется вода в реке»

Беседа

Коммуникативное направление интегрируется во все направления деятельности воспитателя. Группа продленного дня - это детский коллектив, где нужно воспитывать у детей такие качества и умения, как дружить, быть добрым, радоваться за успехи других, поддерживать, сопереживать и др. Через все виды деятельности идет развитие детей. Важную роль в этом развитии имеет комфортный психологический климат в группе. В течение учебного года обучала детей коммуникативным навыкам, развивала чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, развивала способности к самоанализу. В конечном итоге формировала умения и навыки в сфере общения. Особенно это удавалось во время совместных занятий по интересам, коллективно- творческих дел, отдыха на природе, экскурсий, разнообразных игр и во время индивидуального общения.

Результаты педагогической деятельности.

Год работы по данной теме дал небольшие, но хорошие результаты:

1. Дети стараются культурно вступать в контакт с окружающими.

2. Умеют организовать общение, включающее умение слушать, понимать собеседника, умение эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации.

3. Знают нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

4. Способны корректировать свою и чужую агрессию в общении.

5. Умеют работать в команде.

6. Дети владеют социальными навыками: они умеют обратиться за помощью к другим людям в различных социальных ситуациях. Терпеливы. Благодарны тем, кто им помогает. Дети моей группы активны, самостоятельны, трудолюбивы.

7. Психологический климат в группе – благоприятный.

8. Уровень межличностных отношений - благоприятный.

9. Все ребята активны в трудовых десантах.

10. Внутри группы созданы положительные эмоциональные связи.

11. Воспитанницы моей группы занимают активную жизненную позицию: регулярно принимают участие в общешкольных, городских и областных выставках детского творчества, конкурсах художественной самодеятельности, а также во всех общешкольных и групповых мероприятиях.

Я считаю для воспитателя очень важно умение видеть и наблюдать детей «изнутри», чувствовать их настроение, понимать мотивы их поведения, ход мыслей и потребностей. Только тогда можно считать свою работу результативной, когда найден подход к каждому ребенку и можешь помочь решить их проблемы, реализовать их способности.


Задачи на следующий учебный год.

Продолжать:

-воспитывать в детях такие качества, как умение радоваться успехами друг друга, сопереживать неудачи, воспитывать чувство коллективизма;

- развивать основные нравственные качества личности ребенка;

-формировать устойчивое эмоциональное развитие-веру в себя, свои силы;

- развивать познавательные и мыслительные процессы, интересы и творческие способности детей;

- развивать коммуникативные отношения ребенка;

- укреплять здоровье и прививать навыки личной гигиены;

- воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость

Я воспитатель! И этим горжусь,

Что вместе с детьми жить на свете учусь.

Да, я актриса несчетных ролей,

Но главная роль – заменять матерей!

12