МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ГКС (К) ОУ РМ «ИНСАРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

Самоанализ
воспитательной работы
за 2014 – 2015 учебный год
воспитателя группы девочек 5-9 и 6-9 класса
Кожевниковой Е.В.
Инсар 2015
«Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово – интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнь ребенка, формированием его личности».
В. П. Кащенко
Мой взгляд на мир.
Когда мы говорим о проблеме сиротства, то в первую очередь, должны понимать, что основная проблема здесь - сильнейшая психологическая травма ребенка. Потеря родителей в раннем детстве или в подростковом возрасте, - достаточно серьезное испытание для детской психики.
Попадая в детский дом, ребенок пытается адаптироваться к сложившимся условиям. На первом этапе он подавлен, растерян, он страдает. Далее ребенок пытается понять, - кто виноват в том, что произошло, чем он плох, за что с ним так поступили? Постепенно у него развивается чувство вины и собственной неполноценности.
Впоследствии ребенок «переводит обвинение» на окружающий мир, на взрослых людей, которые занимаются его воспитанием и обучением.
Если во время адаптации проживания «вне семьи» отсутствует помощь со стороны взрослых, то в сознании ребенка со временем взрослый может идентифицироваться как агрессор – человек, который, по мнению ребенка, и есть тот источник всех детских бед. То есть, ребенок начинает по отношению к окружающим взрослым людям вести себя так, как по его мировосприятию, ведет по отношению к нему «окружающий мир».
Детская агрессивность в детском доме – явление специфическое и отнюдь ненеизбежное. Агрессивность является, несомненно, отрицательным фактором дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на уровень его психологического благополучия.
Я убеждена, что только доброта взрослых, искреннее проявление понимания внутреннего состояния ребёнка, способствует его благополучной социальной адаптации к жизненным условиям детского дома. Воспитателю детского дома важно любить всех детей одинаково: шалуна и послушного, сообразительного и тугодума, ленивого и примерного. Надо делить поровну доброту души между своими воспитанниками. Доброта и любовь к детям должны быть главным стимулом нашей педагогической деятельности, общения с ребенком. Доброе отношение к детям не ущемляет самолюбия и достоинства детей, помогает воспитателю вовремя прийти на помощь ребенку.
Очень важно прививать детям с первых дней пребывания в детском доме, культуру поведения в детском коллективе, формировать такие умения, навыки и привычки, которые облегчают процесс устанавливания межличностных контактов; сохраняют естественность в общении детей.
Чем чаще воспитатель общается с детьми, обсуждает жизненно-важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем больше шансов сплотить и сдружить детский коллектив, когда ребёнок будет чувствовать себя комфортно, сможет свободно общаться, играть, выявлять чувство сострадания, стремиться к взаимовыручке и взаимоподдержке.
Профессиональные интересы: развитие познавательной сферы, речевой активности ребенка, формирование положительных личностных качеств, сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
Увлечения: Мои увлечения - это то, что приносит мне радость в жизни, наполняет положительной энергией и позитивом.
Повышение профессионального уровня: свой методический и профессиональный уровень повышаю на районных и школьных методических объединениях, семинарах по дефектологии, педсоветах, посещаю открытые занятия коллег школы - интерната, ежегодно даю открытые занятия для коллег;
Участвовала в республиканском конкурсе «Воспитатель года 2015».
Моя работа.
Я работаю в группе девочек 5-9 и 6-9 класса.
В группе девочек 5-9 класса 10 воспитанниц. Лисенкова Настя-ученица 3 класса, Линева Лена и Линева Настя- ученицы 5 класса, Криволап Саша и Демкина Надя –ученицы 6 класса, Иконникова Лена, Васильева Ирина и Ивочкина Оля –ученицы 7 класса, Куделькина Таня- ученица 8 класса и Куркова Аня –ученица 9 класса.
В группе находятся в основном домашние дети, которые на выходные дни уезжают домой. Приходит только на уроки Куркова Аня. Сироты: Демкина Надя и Ивочкина Оля.
Дети в группе дружны, работоспособны, внимательны, любознательны. Но более слабым звеном в их развитии является эмоционально- волевая сфера. Для некоторых характерны отклонения в эмоционально- чувственном развитии, а именно: неадекватная реакция на замечание, на оценку, на неуспех, заниженная или завышенная самооценка, неспособность к волевому усилию, неумению понять и принять другого человека.
В группе девочек 6-9 класса 10 воспитанниц. В 6 классе учатся Данилина Алена и Тутаева Лена, в 8 классе- Лобачева Наташа, Германович Инесса и Елисеева Тоня, в 9 классе – Кусакина Люба, Антохина Таня, Чурочкина Оля, Самсонова Вика и Трегубова Настя.
Домашняя девочка - Антохина Таня, у всех остальных девочек есть социальный статус- сирота.
Все дети очень сложные в сфере общения. У многих детей трудный характер, часть детей быстро возбудимые, импульсивные.
Группа состоит из детей, которые в силу своих личностных особенностей, таких, как конфликтность, агрессивность, повышенная эмоциональность, нарушение самооценки испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют детям успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет им общество.
Общее пространство существования детей приводит к тому, что постепенно формируются дружеские отношения. Моя задача- добиться, чтобы для каждого ребенка группа стала домом, в котором он чувствовал бы себя защищенным, имел комфортную среду общения. Я считаю, что только создав атмосферу доброты и взаимопонимания, можно рассчитывать а личностное развитие детей.
Поэтому перед собой я поставила цель - помочь девочкам разобраться в сложном мире взаимоотношений, научить жить в мире реальности, социально адаптировать к условиям современной жизни (научить правильно вести себя в различных жизненных ситуациях), сформировать навыки общения в коллективной деятельности как основы социализации развития ребёнка.
Для реализации этой цели требуется систематическая индивидуальная работа по убеждению в необходимости относиться друг к другу уважительно. И здесь многое зависит от воспитателя, от его жизненной позиции, отношения к воспитанникам, манеры поведения, стиля общения, последовательности в требованиях. Создавать условия для сохранения и укрепления психического здоровья детей, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения, выражать своё мнение, творчески мыслить - моя первостепенная задача.
Тема по самообразованию.
«Формирование социально – адаптированной личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью посредством создания единого реабилитационно – развивающего пространства»
Цель:
-всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, возможно более полная его самореализация в социуме; организация воспитательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
-формирование в коллективе нормального психологического и морального климата, обеспечивающего оптимальное развитие личности каждого воспитанника.
По данной теме мною составлена и реализовывается целевая программа по формированию социально-адаптированной личности «Я и мир вокруг меня». Данная программа посвящена формированию социально -адаптированной личности посредством создания условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях и включает в себя различные мероприятия.
Воспитательную работу с детьми своей группы планирую в соответствии с планом мероприятий по улучшению качества работы ГКС (К) ОУ РМ «Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» на 2014 – 2015 учебный год.
В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанниц ежедневно планирую и организую жизнедеятельность коллектива группы. В ходе работы мною были собраны и систематизированы коррекционно-развивающие игры на различную тематику. Содействую росту познавательной мотивации и становлению учебной самостоятельности детей. Во время проведения самоподготовки воспитанниц, использую игры на развитие памяти, мышления, смекалки, коррекционно-развивающие игры по предметам.
На основе изучения индивидуальных особенностей воспитанниц, провожу с ними индивидуальную коррекционно-развивающую работу. В результате проведенных мероприятий, девочки стали менее конфликтны, более дружелюбны и толерантны. В группе отсутствуют дети, стоящие на учёте в КДНиЗП при Администрации Инсарского муниципального района, нет правонарушений. Большое внимание уделяю профориентационному самоопределению воспитанниц, сохранению и укреплению здоровья.
Процесс воспитания, направленный на развитие всех воспитанников группы построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности. Очень важно, проводя работу по воспитанию, учитывать, что в наши дни нельзя ребятам ничего «навязывать», это может вызвать у них протест, отчуждение. Нужно стараться делать это ненавязчиво, заинтересовывая детей возможностью проявить свои таланты и способности, лучшие стороны своей личности.
В начале учебного года мною были выбраны основные направления деятельности, определены цели и поставлены задачи для достижения целей.
Познавательная деятельность
Игровая деятельность
Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)
Художественно – эстетическая деятельность
Социальное творчество (социально – преобразующая добровольческая деятельность)
Гражданско – патриотическое воспитание
Трудовая (производственная) деятельность
Спортивно – оздоровительная деятельность
Туристско – краеведческая деятельность
По развитию познавательной деятельности мною были проведены следующие занятия:
Крым и Россия. Мы вместе! | Беседа |
«В мире сказок» | Беседа |
«Тайна твоего имени» | Беседа |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | Коррекционное занятие |
«Раз в крещенский вечерок» | Беседа |
Развивающая игра «Доскажи словечко» | Коррекционное занятие |
«На свете множество профессий» | Беседа |
«Почему мы так говорим» | Беседа |
Викторина «Угадай - ка» | Коррекционное занятие |
«Семь чудес света» | Беседа |
Развивающая игра «Вставь пропущенную букву» | Коррекционное занятие |
Стало традицией ежемесячно проводить «Уроки этикета» и занятия по ПДД.
По развитию игровой деятельности я провела следующие занятия:
«Учимся работать дружно» | Беседа |
Правила честной игры | Беседа +практическое занятие |
«Хорошо здоровым быть» | Игровой практикум |
«Путешествие в Лукоморье» | Игра-путешествие |
Путешествие по городу Вежливости | Игра |
«Что? Где? Когда?» | Викторина |
Вечер вопросов и ответов | Коррекционное занятие |
Город веселых мастеров | Коррекционное занятие |
Конкурс загадок, частушек | Практическое занятие |
Постоянно мною проводились дидактические игры и упражнения, игровые сенсорные упражнения, развивающие, спортивные, подвижные, деловые и сюжетно – ролевые игры, а также проигрывание конфликтных и жизненных ситуаций.
По досугово – развлекательной деятельности наша группа приняла участие в общешкольных мероприятиях:
«Спасибо Вам, наставники» | Концерт |
«По дорогам осени» | Осенний бал |
Фольклорная неделя | Театрализованное представление |
«День матери» | Концерт |
«По дорогам сказки» | Новогоднее театрализованное представление |
«Раз в крещенский вечерок» | Рождественские колядки |
«Фестиваль сказок» | Театрализованное представление |
«Ты будущий солдат» | Концерт |
Масленица | Театрализованное представление |
«Милые мамы» | Концерт |
«Пасха» | Театрализованное представление |
Празднование памятных дат в жизни детей | |
По художественно - эстетическому творчеству проведены следующие мероприятия:
Мы рисуем на асфальте | Конкурс |
«Осенняя пора -очей очарование» | Экскурсия в парк |
«Пятнотворчество» | Коррекционное занятие по ИЗО |
«Живописное мастерство И. Шишкина» | Беседа |
«Спасибо Вам, наставники» | Конкурс поздравительных газет ко Дню Учителя |
«Золотая осень» | Коррекционное занятие по ручному труду (изготовление поделок из природного материала) |
«Золотая осень» | Коррекционное занятие по ИЗО (рисование на тему «Золотая осень») |
«В мире сказок» | Час детского чтения |
«Мои любимые животные и птицы» | Коррекционное занятие по лепке |
«Осенние изменения в природе» | Прогулка - наблюдение |
«Добрые слова» | Беседа |
Международный день борьбы со СПИДОМ | Конкурс рисунков |
«Зимняя сказка» | Конкурс новогодних плакатов |
Мастерская Деда Мороза | Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку |
«Зимушка - зима» | Прогулка - наблюдение |
«Зимний вечер» | Час детского чтения |
«Веселые игрушки – герои наших сказок» | Коррекционное занятие по лепке |
«Снежный городок» | Лепка фигур из снега |
«23 февраля» | Коррекционное занятие по ИЗО |
«Природа в музыке и поэзии» | Беседа |
«Мой город зимой» | Экскурсия |
Прослушивание детских музыкальных произведений | Музыкальный час |
«Мамочка моя» | Конкурс рисунков |
«Весне мы рады» | Конкурс рисунков |
Знакомство с творчеством А.С. Пушкина | Час детского чтения |
«Мой любимый Пушкин А.С.» | Беседа |
«Мы рисуем улицу» | Конкурс рисунков |
«Моя малая Родина» | Конкурс рисунков |
«Космос» | Коррекционное занятие по ИЗО |
«Золотая рыбка» | Коррекционное занятие по художественной аппликации |
«9 мая» | Конкурс рисунков |
«Цветущий май» | Коррекционное занятие по ИЗО |
По социальному творчеству провела:
«Наш чистый двор» | Акция |
«Воспитанный человек – какой он?» | Беседа |
«Во что можно поиграть с друзьями» | Беседа +практическое занятие |
«Посади гостей за стол» | Игра |
«Как научиться владеть собой» | Беседа |
«Супер - дежурный» | Конкурс |
«Добрые дела для моей группы» | Акция |
«Помоги зимующим птицам» | Экологический десант |
«Добрые дела детскими руками» | Акция |
«Что я знаю о войне» | Поисковая операция |
«Наш чистый двор» | Экологический субботник |
«Любим добрые поступки» | Беседа |
Стало традицией ежемесячно проводить операцию «Уют» и беседы на тему «Азбука поведения».
По гражданско – патриотическому воспитанию провела:
«Конституции Мордовии – 18 лет» | Беседа |
«Мой город» | Экскурсия |
«День народного единства» | Беседа |
«День октябрьской революции» | Беседа |
12 декабря – день Конституции Российской Федерации | Беседа |
Мой город | Коррекционное занятие по ИЗО |
«10 января – День образования автономии Мордовии» | Беседа |
«День снятия блокады Ленинграда» | Беседа |
90 летний юбилей принятия первой Конституции СССР | Беседа |
«День памяти юного героя - антифашиста» | Беседа |
День разгрома советскими войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве | Беседа |
«России верные сыны» | Урок мужества |
23 февраля | Коррекционное занятие по ИЗО |
«Путешествие по страницам Красной книги» | Беседа |
50 лет первого выхода в космос советского летчика А. Леонова | Беседа |
«Памятник погибшим воинам» | Экскурсия |
«Я и мое Отечество» | Урок - путешествие |
«Международный день детской книги» | Беседа |
«Государственная символика» | Беседа |
«Памятные места г. Инсар» | Прогулка |
«Памяти павших будем достойны» 70 лет ВОВ | Беседа |
286 юбилей рождения Великой российской императрицы Екатерины II | Беседа +практическое занятие |
«Что я знаю о войне» | Час детского чтения |
По трудовой деятельности мною были проведены следующие мероприятия:
«Уют своими руками» | Операция |
«Что такое одежда» | Практическое занятие (уход и место в шкафу) |
Наведем порядок в шкафу | Инструктаж |
С чего начинаем уборку | Беседа |
«Встречают по одежке – провожают по уму» | Практическое занятие |
«Книжкина больница» | Практическое занятие |
«Сохраним тепло» | Трудовой десант |
«Уберем быстрее вместе» | Беседа + практическое занятие |
«Правила ухода за комнатными растениями» | Практическое занятие |
«Мелкий ремонт одежды» | Беседа +практическое занятие |
«Чисто не там, где метут, а там , где не сорят» | Беседа |
«Лучший дежурный» | Конкурс |
«Современные средства гигиены и уборки» | Беседа +практическое занятие |
«Дружба с веником и тряпкой» | Беседа +практическое занятие |
«Как научить себя трудиться» | Беседа |
«Уход за одеждой, обувью» | Беседа +практическое занятие |
«Живи, книга» | Практическое занятие |
«Труд кормит, а лень портит» | Беседа |
«Лучший дежурный» | Конкурс |
«На свете множество профессий» | Беседа |
«Чистота и уют» | Акция |
Мелкий ремонт одежды | Беседа +практическое занятие |
«Каждой вещи свое место» | Беседа +практическое занятие |
«Моя кроватка – лучше всех» | Конкурс |
«Неряхам – нет!» | Практическое занятие |
«Чистый двор» | Трудовой десант |
«Что мы знаем о профессиях» | Клуб знатоков |
«Задача для хозяйки» | Игра |
«В гостях у Золушки» | Игра |
«Скорая помощь для игрушек» | Практическое занятие |
Ежедневно: труд по самообслуживанию, дежурство по группе, благоустройство школьного двора. Еженедельно: генеральные уборки.
Нагрузки на детский организм огромны, поэтому для получения высоких результатов в учебно - воспитательном процессе важную роль играет спортивно – оздоровительная деятельность:
Что такое ЗОЖ | Беседа- диалог |
«Польза утренней зарядки» | Беседа +практическое занятие |
«Чистота – залог здоровья» | Коррекционное занятие по ИЗО |
«Личная гигиена» | Беседа +практическое занятие |
«Злые продукты» | Беседа |
«Что делать, если заболел» | Беседа |
«Кто долго жует, тот долго живет» | Беседа |
«Как правильно дышать на улице» | Беседа +практическое занятие |
«Я за здоровый образ жизни» | Коррекционное занятие по ИЗО |
«Как одеться по погоде» | Беседа |
«Как беречь зубы» | Беседа |
«Мои друзья - витамины» | Беседа |
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу» | Беседа |
В своей работе использую здоровьесберегающие технологии:
-арттерапию;
-релаксацию (психологическое расслабление организма);
-аутотренинг (система упражнений по саморегуляции и самовнушению);
- тренинг (режим тренировок);
- рефлексию (размышления о своём внутреннем состоянии, самоанализ)
- физпаузы.
Мероприятия направленные на здоровьесбережение проводятся под девизом «Здоровье — главное достоинство человека». В системе проводятся и просветительско-оздоровительные акции: «Здоровье — своими руками» (точечный массаж, самомассаж, пальчиковые гимнастики - тренируют мелкую моторику, стимулируют речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции ); «Как прекрасен этот мир — посмотри» (профилактика и коррекция нарушений зрения, способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения). - все усилия направлены на профилактику возможных заболеваний и вредных привычек. Таким образом, передаю детям базовые знания о здоровье, формирую умения размышлять о своём здоровье и критически оценивать те привычки, которые сложились у него с точки зрения пользы для здоровья. Кроме того, этот путь предполагает создание основных условий для сознательного, со стороны девочек, отказа от вредных привычек и частичное формирование полезных для здоровья жизненных умений. Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Приоритетным компонентом в системе создания условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, является ведение здорового образа жизни воспитанников, который состоит из ежедневных составляющих: физические упражнения и труд, соблюдения правил личной гигиены; выполнения санитарно-гигиенических требований в группе, спальне; контроль за регулярностью питания; создание положительного психологического климата в коллективе; работа по передаче базовых знаний об индивидуальном здоровье; контроль и организация прогулок на свежем воздухе, подвижных игр - такие мероприятия благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у детей и, следовательно, содействуют воспитанию культуры здоровья детей.
Туристско – краеведческая деятельность включала следующие занятия:
«Памятники города» | Беседа-экскурсия |
«Край родной, навек любимый» | Викторина |
«Лесные опасности» | Игра - путешествие |
«Что такое экология» | Беседа |
«Кто загрязняет нашу планету» | Беседа |
«Мой Инсар» | Краеведческая викторина |
«Путешествие капельки» | Экологический час |
«Как зовут тебя, деревце» | Коррекционное занятие |
«Откуда берется вода в реке» | Беседа |
Коммуникативное направление интегрируется во все направления деятельности воспитателя. Группа продленного дня - это детский коллектив, где нужно воспитывать у детей такие качества и умения, как дружить, быть добрым, радоваться за успехи других, поддерживать, сопереживать и др. Через все виды деятельности идет развитие детей. Важную роль в этом развитии имеет комфортный психологический климат в группе. В течение учебного года обучала детей коммуникативным навыкам, развивала чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, развивала способности к самоанализу. В конечном итоге формировала умения и навыки в сфере общения. Особенно это удавалось во время совместных занятий по интересам, коллективно- творческих дел, отдыха на природе, экскурсий, разнообразных игр и во время индивидуального общения.
Результаты педагогической деятельности.
Год работы по данной теме дал небольшие, но хорошие результаты:
1. Дети стараются культурно вступать в контакт с окружающими.
2. Умеют организовать общение, включающее умение слушать, понимать собеседника, умение эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации.
3. Знают нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
4. Способны корректировать свою и чужую агрессию в общении.
5. Умеют работать в команде.
6. Дети владеют социальными навыками: они умеют обратиться за помощью к другим людям в различных социальных ситуациях. Терпеливы. Благодарны тем, кто им помогает. Дети моей группы активны, самостоятельны, трудолюбивы.
7. Психологический климат в группе – благоприятный.
8. Уровень межличностных отношений - благоприятный.
9. Все ребята активны в трудовых десантах.
10. Внутри группы созданы положительные эмоциональные связи.
11. Воспитанницы моей группы занимают активную жизненную позицию: регулярно принимают участие в общешкольных, городских и областных выставках детского творчества, конкурсах художественной самодеятельности, а также во всех общешкольных и групповых мероприятиях.
Я считаю для воспитателя очень важно умение видеть и наблюдать детей «изнутри», чувствовать их настроение, понимать мотивы их поведения, ход мыслей и потребностей. Только тогда можно считать свою работу результативной, когда найден подход к каждому ребенку и можешь помочь решить их проблемы, реализовать их способности.
Задачи на следующий учебный год.
Продолжать:
-воспитывать в детях такие качества, как умение радоваться успехами друг друга, сопереживать неудачи, воспитывать чувство коллективизма;
- развивать основные нравственные качества личности ребенка;
-формировать устойчивое эмоциональное развитие-веру в себя, свои силы;
- развивать познавательные и мыслительные процессы, интересы и творческие способности детей;
- развивать коммуникативные отношения ребенка;
- укреплять здоровье и прививать навыки личной гигиены;
- воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость
Я воспитатель! И этим горжусь,
Что вместе с детьми жить на свете учусь.
Да, я актриса несчетных ролей,
Но главная роль – заменять матерей!
12