СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование как эффективный инструмент повышения педагогических навыков

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрен вопрос применения самообразования для повышения и развития необходимых педагогических навыков и освоения технологий ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Самообразование как эффективный инструмент повышения педагогических навыков»

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Особенно актуальной проблема самообразования  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".

Целью данной работы является – раскрыть сущность самообразования, изучить самообразование в процессе обучения.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: - определить понятие самообразования;

- рассмотреть особенности самообразования.

Главная задача самообразования - это самостоятельное развитие и совершенствование личности. Л.С. Выготский утверждает, что возбуждение потребности получать знания путем самообразования должно происходить с опережением по сравнению с достигнутым уровнем этой потребности, в "зоне ближайшего развития"1. В этом случае возможно также проектировать и овладение самообразовательными умениями. Самообразование всегда имеет целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного, в том числе и профессионального, уровня.


Понятие самообразования


«Самообразование» определяется как овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей.
Согласно современной точке зрения, образование является ценностью, имеющей огромное самостоятельное значение, а также ценностью, которая имеет огромное значение, как для личности, так и в развитии всего общества.

Принимая широкую трактовку образования, нельзя не согласиться  с определением образования, которое сформулировал Сосницкий. По его мнению, оно является «определенным состоянием всей психики человека и, прежде всего определенным соотношением и связями его эмоций, воли и деятельности с его интеллектом».

Процесс образования, в котором участвует личность, может быть организован с помощью социальных инструментов, в основном школой, семьей, предприятием, отдельными личностями. Образование может быть получено и самостоятельно. Под самообразованием понимается получение образования в ходе самостоятельной деятельности, цели, условия и средства которой устанавливает сам субъект. Особые достоинства самообразования обусловлены именно его стихийностью, спонтанностью и динамикой. У настоящих самоучек эту динамику легко заметить: они не удовлетворяются достигнутыми целями, они их оценивают и оптимизируют.

Самообразование достигает оптимального уровня в том случае, когда оно превращается в постоянную жизненную потребность человека, в принцип обучения в течение всей жизни. Понятие самообразования связано с понятием самообучения, считал Добровольский, для которого самообразование — это получение общего образования, а самообучение — это получение профессионального образования. Другой точки зрения придерживался Владислав Окинский, который связывал самообразование с формированием личности в соответствии с каким-либо идеалом, а понятие самообучения — с самостоятельным приобретением только самих знаний.
Один из основоположников теории «всеобщего качества» Эдвард Деминг еще в 1986 году писал: «Необходимо поддерживать образование и самосовершенствование каждого. В чем нуждается организация, так это не просто в хороших людях, а в людях, которые совершенствуют себя в образовании»2
Самообразование рассматривается как целенаправленная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и формированию новых навыков и умений, а также личностных свойств и качеств, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной и всякой другой деятельности. Самообразование присутствует с человеком на всём протяжении его жизни, и оно направлено на расширение кругозора личности. Такое стремление к получению нового знания, без сомнений, положительно для каждой личности.

Важнейшие свойства самообразования – систематика и понимание. Только систематические занятия приводят к вырабатыванию привычки. Только когда самообразование становится частью жизни, оно начинает приносить ощутимую пользу. Самообразование и классическое образование присутствуют в процессе обучения и развития человека совместно. Самообразование − это отличительная человека, показатель высоких морально-волевых качеств личности. Стремление к самообразованию должно присутствовать в каждом из нас и прививаться человеку с детства.

Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования.

Самообразование в процессе обучения

Самообразование − самостоятельная целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.3.

Основными характеристиками самообразования считаются: свободный выбор круга проблем; самостоятельная работа с различными источниками информации; подвижный объем знаний, ограниченный степенью интереса к избранному предмету.

В основе такой умственной работы лежат личные склонности, непосредственные интересы, которые обусловлены, в конечном счете, социальными, экономическими и культурными потребностями. Самообразование − одно из средств самовоспитания.

Основные   виды   самообразования:         общее, специальное  (профессиональное) политическое.

Основная форма самообразования − изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, участие в научно-исследовательской работе. Источниками самообразования служат также прослушивание лекций, участия в различного уровня конференций, докладов, концертов, фоно-записей, консультаций специалистов, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок и др.

Самообразование всегда имело целью получение квалификации или повышение образовательного  уровня.     Направленность  на  развитие  личности,  раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов обусловливает особую значимость самообразования. Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа.

Самообразование − обязательный компонент современного обучения. Оно может развиваться как сопутствующее обучение, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в образовательном учреждении материал, а может быть автономным по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов.

Самообразование, обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их. Обучение дает возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности самостоятельного познания. Развиваясь в системе обучения, самообразование получает новые стимулы для своего утверждения.

Навыки  самообразования  вырабатываются  в  первую  очередь  в процессе проведения различных видов самостоятельной учебной работы обучающихся, предусмотренных образовательными программами. Развитию навыков самообразования способствуют внеаудиторные занятия в различных кружках, клубах, лекториях, техническое творчество, опытническая работа, участие в НИРС и др.

Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних специальных и  высших  учебных  заведениях. Важную роль в этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играют занятия в научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследовательских экспедициях и др.

Самообразование является составной частью системы непрерывного образования. Оно выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации, переподготовки специалистов.

Воспитание потребности в самообразовании находится в прямой зависимости от авторитета конкретной специальности. Педагог нередко воспринимается не только как преподаватель    определенного  учебного 

предмета,  но  и  как  воспитатель  в  широком смысле слова, оказывающий большое влияние на людей.

Особую область специальное самообразование составляет и педагогическое самообразование. В процессе совершенствования общей культуры и профессиональных знаний путем самообразования изучаются вопросы педагогики, психологии,   теории управления, методики учебного предмета, общей культуры и др.

Успех самообразования в современных условиях зависит от следующих факторов:

1.Осознания  человеком      персональной            необходимости          в          приобретении дополнительных знаний как средства самообеспечения возможности переквалификации и придания этому личного смысла.

2.Обладания человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать в науке, производстве, экономике и жизненных ситуациях вопросы (проблемы), формулировать их, предусматривать и планировать исследовательские шаги поиска ответа на них, их решения.

3. Умения мобилизовать, активизировать знания, способы деятельности из числа уже усвоенных, отбирать из них необходимые для решения вставшей проблемы, соотносить их с условиями решаемой задачи, делать выводы из изученных фактов.

4.Наличие  страстного  желания  решать  проблему,  найти  ответ на возникший вопрос, нацелить себя, если это необходимо, на переквалификацию и в свете этой задачи познать новое, привлекая для этого различные источники информации.

5.Участие в научно-теоретических, практических и методических конференциях, семинарах, а также в проведении научно-исследовательских работ в своей профессиональной области.

Перед  образовательными    учреждениями           возникают      соответствующие проблемы:

а) как создать у человека наравне с получением формального образования, стимулирующую самообразование информационно-образовательную среду;

б) какими умениями и навыками самообразовательной деятельности следует его научить;

в) как научиться в соответствии со своими интересами и индивидуальным темпом обучения самостоятельно пользоваться разнообразными источниками информации (от традиционных печатных и устных до современных средств информатизации), чтобы навсегда овладеть этими знаниями;

г) как совершенствовать умения самообразования в условиях меняющихся ориентиров на рынке труда.

Главным условием и средством формирования опыта самообразовательной деятельности человека является специальным образом организованный педагогический процесс, а мероприятия, осуществляемые педагогами по личной инициативе вне рамок этого процесса, играют лишь вспомогательную роль.

Основные компоненты готовности человека к самообразованию:

1) наличие эмоционально-личностного аппарата самообразования, который влияет на систематичность и последовательность осуществления процесса самообразовательной деятельности;

2) система знаний и умений, отражающих меру интеллектуального развития личности;

3) обобщенные умения личности целенаправленно работать с основными источниками информации;

4) организационно-управленческие умения.

5) сформированность психологических качеств, необходимых для самообразования (целеустремленность, настойчивость, работоспособность и др.).

Советы занимающимся самообразованием.
Важно, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.
Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
Важно пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
Важно уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.
Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится:  читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:

- Чтение конкретных педагогических периодических изданий;

- Чтение методической, педагогической и предметной литературы;

- Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий;

- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

- Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

- Изучение информационно-компьютерных технологий

- На основании этого  каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Организация самообразования представлена  в виде следующих этапов:

1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых мероприятий  и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
План самообразования учителя должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты.

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Формами  представления результатов самообразования могут быть:

  • Доклад

  • Защита исследовательской работы

  • Показ новых форм взаимодействия в процессе  обучения

  • Брошюра, листовка, буклет

  • Открытое занятие, проведение семинара

  • Обучения коллег новым методикам

  • Практикум  (тренинг)

  • Лекция

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет  не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Заключение

Самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. Самообразование — это такой вид обучения, цели, содержание, условия и средства которого зависят от самого субъекта. Это процесс совершенно самостоятельного учения человека.

Фактор полной свободы выбора, полной самостоятельности накладывает на самообразование своеобразный отпечаток. Этот выбор не каждому дается, он требует не только постановки себе цели, но и труда, настойчивости в ее реализации.

Оптимального уровня самообразование достигает тогда, когда оно преобразуется в постоянную жизненную потребность человека, основу его образования в течение всей жизни, основу его поведения и образа жизни.
В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности.

Итак, мы пришли к выводу: самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний. Самообразование — это путь развития, как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании.
Самообразование как вид свободной духовной деятельности — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я. Особая ценность самообразования — в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении знания.


Список литературы


1. Брунер Дж. Психология познания [Текст]: учебное пособие /Дж. Брунер – М:., 2007.-782с.

2. Выготский Л. И. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие/ Л. И. Выготский - АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. – 672 с.

3. Подоновой Л.С. Педагогика [Текст]: Учебник для бакалавров/ под общ.ред. Л.С.Подоновой, В.А Сластенина - Москва: Юрайт, 2012 -332 стр.

4. Скибицкий Э.Г. Педагогика высшей школы [Текст] / Э.Г. Скибицкий 2014 – 260с.

1 Выготский Л. И. Педагогическая психология. АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. – 672 с.

2 Брунер Дж. Психология познания. М., 2007.

3 Скибицкий Э.Г. Педагогика высшей школы Скибицкий Э.Г. 2014 год

8