САМООБРАЗОВАНИЕ
педагога
дополнительного образования
САМООБРАЗОВАНИЕ -
- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
- приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
(источник:педагогический словарь на сайте
dictionary.fio.ru)
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию :
- Ежедневная работа с информацией
- Желание творчества
- Изменения нормативно-правовой базы
- Изменения, происходящие в жизни общества
- Конкуренция
- Общественное мнение
- Материальное стимулирование
- Интерес
Источники самообразования:
Телевидение, газеты, журналы, литература,
интернет, видео, аудио информация, платные курсы, семинары и конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации
Формы самообразования
групповая
индивидуальная
Этапы самообразования
сроков
АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание вопроса
Варианты ответа
Знание возрастных особенностей учащихся, необходимых для построения образовательного процесса в условиях учреждения дополнительного образования
Владение педагогической диагностикой
Выбор типа занятия и темпа его проведения
Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений)
Умение планировать учебно-воспитательный процесс
Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения
Использование методов, направленных на развитие воспитанников
Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии учащихся
Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению
Использование здоровьесберегающих технологий
Обеспечение благоприятных условий в детском объединении: - гигиенических, - эстетических
Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью
Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития учащихся
Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями учащихся и социумом
Как правильно сформулировать тему
Изучаемый процесс
Предмет исследования
Изучение
Условия
Исследование
Познавательные способности
Познавательная активность
Развитие
На музыкальных занятиях
В процессе изучения чего-либо
Умения что-то делать
Формирование
Личностные качества
Становление
В процессе знакомства с чем – либо
В игровой деятельности
Любознательность
Воспитание
и т.п.
Анализ
Самостоятельность
Разработка
Наблюдательность
и т.п.
Организация
Влияние
и т.п.
Схема формулирования задач
Содержание деятельности исследования
Частичный предмет деятельности
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.
Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.
Форма завершения самообразования
1. Консультация для педагогов по теме самообразования;
2. Выступление на заседании совета педагогов;
3. Проведение открытого просмотра;
4. Выступление по итогам работы и обмену опытом;
5. Составление картотеки по проблеме;
6. Изготовление игр и пособий;
7.Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
8. Составление перспективного плана работы с детьми;
9.Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
10. Творческий отчет;
11.Оформление передового педагогического опыта;
12. Публикация;
13. Дидактический материал с обоснованием и описанием.
Содержание папки по самообразованию
1. Лист - титульный (тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования).
2. Актуальность выбранной темы.
3. Что используется в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература при работе над данной темой.
4. Диагностика и выводы по данной теме, корректирующая группа - если она есть, а также задачи и план работы с этой группой.
5. Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее.
*название темы
*цели *задачи *предполагаемый результат *этапы работы *сроки выполнения
каждого этапа *действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
*способ демонстрации результата проделанной работы *форма отчета по проделанной работе
Примерный план работы по самообразованию
« Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»
А. Дистервег