СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование педагога в профессиональной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самообразование педагога в профессиональной деятельности»

 Тема: « Организация процесса самообразования в педагогической деятельности мастера производственного обучения»

Тема: « Организация процесса самообразования в педагогической деятельности мастера производственного обучения»

В условиях реформирования СПО, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства педагога. Совершенствование качества обучения в СПО напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Мастер п/о должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
  • В условиях реформирования СПО, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства педагога.
  • Совершенствование качества обучения в СПО напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
  • Мастер п/о должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование педагога целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Самообразование педагога

  • целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Под самообразованием следует понимать «специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова )

Под самообразованием следует понимать

  • «специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова )
«самообразование» педагогический словарь :   «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»

«самообразование» педагогический словарь :

  • «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
  • приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»
Если процесс образования … : 1. Осуществляется добровольно; 2. Осуществляется сознательно; 3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком; 4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков … то речь идет о самообразовании .
  • Если процесс образования … :
  • 1. Осуществляется добровольно;
  • 2. Осуществляется сознательно;
  • 3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  • 4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков
  • … то речь идет о самообразовании .
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :   • Ежедневная работа с информацией . Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. • Стремительный рост современной науки . Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. • Изменения, происходящие в жизни общества . Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :

  • • Ежедневная работа с информацией . Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
  • • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же
  • доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • • Стремительный рост современной науки . Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
  • • Изменения, происходящие в жизни общества . Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
  Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др. • Общественное мнение . Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
  •   Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

• Общественное мнение . Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

Материальное стимулирование . Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
  • Материальное стимулирование . Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?

 1 этап – выбор направления самообразования   Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией . Направлениями самообразования могут быть: Профессиональное ; психолого-педагогическое; психологическое; методическое; информационно-компьютерные технологии ; здоровьесбережение; Правовое и т.д.

1 этап – выбор направления самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией .

Направлениями самообразования могут быть:

  • Профессиональное ;
  • психолого-педагогическое;
  • психологическое;
  • методическое;
  • информационно-компьютерные технологии ;
  • здоровьесбережение;
  • Правовое и т.д.

 2 этап – выбор темы самообразования   Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы. «Интерактивные методики на уроках»;  «Технология проектного метода обучения»; «Технология развития критического мышления на занятиях учебной практики»; «ИКТ на уроке»; «Здоровьесберегающие технологии»; «Портфолио педагога и обучающихся»; «Интегрированные уроки»; «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»; «Работа с одаренными детьми» ; «Дифференцированное обучение».

2 этап – выбор темы самообразования

  • Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
  • «Интерактивные методики на уроках»;
  • «Технология проектного метода обучения»;
  • «Технология развития критического мышления на занятиях учебной практики»;
  • «ИКТ на уроке»;
  • «Здоровьесберегающие технологии»;
  • «Портфолио педагога и обучающихся»;
  • «Интегрированные уроки»;
  • «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
  • «Работа с одаренными детьми» ;
  • «Дифференцированное обучение».
 3 этап – формулировка цели и задач самообразования   Целями самообразования могут быть: повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры; изучение и внедрение новых педагогических технологий; изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения; совершенствование своих знаний в области педагогической психологии При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.  Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

3 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

  • повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  • изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

 4 этап – определение круга источников информации   Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть: телевидение ; газеты, журналы ; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); материалы сети Интернет ; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы ; семинары и конференции ; мастер-классы ; мероприятия по обмену опытом ; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; курсы повышения квалификации ; уроки коллег и т.д.

4 этап – определение круга источников информации

  • Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
  • телевидение ; газеты, журналы ; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • материалы сети Интернет ; видео, аудио информация на различных носителях;
  • платные курсы ;
  • семинары и конференции ;
  • мастер-классы ;
  • мероприятия по обмену опытом ;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации ;
  • уроки коллег и т.д.
 5 этап – выбор формы самообразования   Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая . В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

5 этап – выбор формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая . В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

 6 этап – составление плана самообразования   На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.  В плане указываются: название темы ; цели ; задачи ; предполагаемый результат ; этапы работы ; сроки выполнения каждого этапа ; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.

6 этап – составление плана самообразования

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

  • название темы ;
  • цели ;
  • задачи ;
  • предполагаемый результат ;
  • этапы работы ;
  • сроки выполнения каждого этапа ;
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
  • способ демонстрации результата проделанной работы;
  • форма отчета по проделанной работе.
  7 этап – определение результата самообразования   Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Примеры результатов : повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления ; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; разработка пакета тестового материала в электронном виде.

7 этап – определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Примеры результатов :

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления ;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • разработка пакета тестового материала в электронном виде.
  8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета   Формами отчетных работ могут быть: обобщение опыта ; доклад ; сбор и анализ отчетной документации; презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.  По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других мастеров и преподавателей .

8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета

Формами отчетных работ могут быть:

  • обобщение опыта ;
  • доклад ;
  • сбор и анализ отчетной документации;
  • презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других мастеров и преподавателей .

Заключение «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.» А. Дистервег

Заключение

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»

А. Дистервег