Тема: « Организация процесса самообразования в педагогической деятельности мастера производственного обучения»
- В условиях реформирования СПО, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства педагога.
- Совершенствование качества обучения в СПО напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
- Мастер п/о должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование педагога
- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Под самообразованием следует понимать
- «специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова )
«самообразование» педагогический словарь :
- «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
- приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»
- Если процесс образования … :
- 1. Осуществляется добровольно;
- 2. Осуществляется сознательно;
- 3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- 4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков
- … то речь идет о самообразовании .
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :
- • Ежедневная работа с информацией . Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
- • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же
- доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
- • Стремительный рост современной науки . Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
- • Изменения, происходящие в жизни общества . Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение . Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
- Материальное стимулирование . Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
1 этап – выбор направления самообразования
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией .
Направлениями самообразования могут быть:
- Профессиональное ;
- психолого-педагогическое;
- психологическое;
- методическое;
- информационно-компьютерные технологии ;
- здоровьесбережение;
- Правовое и т.д.
2 этап – выбор темы самообразования
- Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
- «Интерактивные методики на уроках»;
- «Технология проектного метода обучения»;
- «Технология развития критического мышления на занятиях учебной практики»;
- «ИКТ на уроке»;
- «Здоровьесберегающие технологии»;
- «Портфолио педагога и обучающихся»;
- «Интегрированные уроки»;
- «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
- «Работа с одаренными детьми» ;
- «Дифференцированное обучение».
3 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
- повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
- изучение и внедрение новых педагогических технологий;
- изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
4 этап – определение круга источников информации
- Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
- телевидение ; газеты, журналы ; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
- материалы сети Интернет ; видео, аудио информация на различных носителях;
- платные курсы ;
- семинары и конференции ;
- мастер-классы ;
- мероприятия по обмену опытом ;
- экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
- курсы повышения квалификации ;
- уроки коллег и т.д.
5 этап – выбор формы самообразования
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая . В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.
6 этап – составление плана самообразования
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
- название темы ;
- цели ;
- задачи ;
- предполагаемый результат ;
- этапы работы ;
- сроки выполнения каждого этапа ;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе.
7 этап – определение результата самообразования
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Примеры результатов :
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления ;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка пакета тестового материала в электронном виде.
8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета
Формами отчетных работ могут быть:
- обобщение опыта ;
- доклад ;
- сбор и анализ отчетной документации;
- презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других мастеров и преподавателей .
Заключение
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А. Дистервег