План самообразования
учителя технологии
Колесниковой Ирины Викторовны
на 2020-2023 учебный год (3 года)
Общие сведения об учителе
Образование – высшее.
Сведения об аттестации – высшая квалификационная категория 2016 год.
Сведения о курсовой подготовке:
«Методика преподавания технологии в соответствии с ФГОС ООО» (144 часа) ОГБУ ДПО КИРО 2019год. Регистрационный номер 20-004013 Курск.
«Первая помощь: Особенности оказания помощи взрослым и детям». ООО «Столичный учебный центр», г. Москва (180 часов) Регистрационный номер 9787;
«Методика преподавания технологии на высокооснащённых ученико - местах» г. Курск (36 часов) Регистрационный номер 20-005006 ОГБУ ДПО КИРО 2020год.
«Формирование ИКТ- грамотности школьников» г. Москва (72 часа) Регистрационный номер у-8420/б. 2020год.
Общий стаж - 27 лет, педагогический – 27 года
Методическая тема МО: «Использование новых информационных, здоровье сберегающих и дистанционных технологий в образовательном процессе»
Тема самообразования: «Применение проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии как средство развития познавательной активности учащихся в рамках реализации ФГОС».
Актуальность темы:
Совершенствование качества обучения - воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов и уровень педагога должен постоянно расти. Для этого каждый учитель должен совершенствовать своё мастерство с помощью различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций. Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, состоящего из потребности творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Тема самообразования определяется, исходя из методической темы школы и школьного методического объединения учителей технологии и искусства в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Так как реализация ФГОС вводятся поэтапно, то учителю тоже необходимо перестраивать свою работу и быть готовыми к работе по новым стандартам. Для этого надо изучать новые образовательные технологии, участвовать в разработке рабочих программ по технологии с новыми требованиями, повышать свою квалификацию.
Цели самообразования: расширение общепедагогических знаний с целью расширения и совершенствования технологий через внедрение технологии проектно-исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся в рамках реализации ФГОС.
Задачи:
овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;
формировать способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности, к познавательной активности;
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов;
повышать свой профессиональный уровень в области теории и методики преподавания уроков технологии в связи с введением новых ФГОС.
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса;
транслирование личного опыта.
Предполагаемый результат:
разработка рабочих программ по преподаваемым предметам в соответствии с ФГОС;
формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,
формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
повышение качества преподаваемых предметов;
участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного МО учителей;
умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях школьного и районного МО, методсовете и педсовете школы, участие в конкурсах, семинарах.
Форма самообразования:
индивидуальная - через индивидуальный план;
групповая - через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей.
Источники самообразования:
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая),
Интернет;
семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом,
мастер-классы,
курсы повышения квалификации.
Срок работы над темой: 3 года.
Направления самообразования
№ п.п | Основные направления | Способы достижения | Уч. год, сроки | Результат |
1 | Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования и имеющегося опыта. | Ознакомление с психолого-педагогической, методической литературой по теме самообразования. Работа с интернет источниками по теме самообразования. | Регулярно | Формирование у ученика положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации. Изучается методическая литература по теме самообразования. |
2 | Повышение профессионального уровня развития. | Прохождение курсов повышения квалификации. Изучение опыта работы педагогов через участие в семинарах, вебинарах, видеоконференциях, мастер-классов, круглых столов, через Интернет-ресурсы. | Регулярно | Прошла курсы повышения квалификации по темам: «ФГОС среднего общего образования: содержание, актуальные вопросы введения и реализация» и «Современные концептуально-методологические подходы и информационно-образовательные ресурсы технологической подготовки школьников в условиях реализации ФГОС». Показала мастер-класс и открытый урок на окружном и школьном уровнях. Приняла участие в вебинарах, семинарах различного уровня. |
3 | Планирование работы с обучающимися по работе над проектно-исследовательской деятельности. | Изучение литературы по теме. Создание индивидуальных образовательных маршрутов. | Регулярно | Изучена литература и проанализированы Интернет-источники по теме самообразования. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся по работе над индивидуальным проектом и исследовательской работы. |
4 | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | Создание рабочих программ по предмету в соответствии с ФГОС СОО. Выступления на заседаниях МО. Трансляция опыта использования проектной работы (проведение открытых уроков, круглого стола). | Регулярно | Составление рабочей программы по технологии в соответствии с ФГОС СОО. Выступление на школьном МО. Трансляция мастер-класса «Чум моей мечты» в рамках окружного семинара. Руководитель индивидуального проекта. |
7 | Распространение опыта | Публикации на сайтах, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Создание банка методических разработок. | 2021-2022 | |
План работы над методической темой
Этапы работы | Содержание | Сроки работы | Форма результатов |
I. Диагностический | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Чтение научно-методической литературы. Обзор в Интернете информации по технологии, педагогике, психологии, инновационным технологиям. | 2020-2021 уч. год | Конспекты Памятки Рекомендации |
II. Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | 2020-2021 уч. год | Написание темы, целей, задач, плана работы, прогнозируемых результатов |
III. Практический а) научно-методическая работа б) Опытно-экспериментальная работа. | Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. Корректировка работы. | 2021-2022 уч. год | Конспекты. Открытые уроки, выступления на заседании МО |
IV. Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме. Представление материалов. | 2022-2023 уч. год | Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета |
V. Внедренческий | | 2022-2023 уч. год | Реферат, индивидуальный творческий проект и распространение опыта. |
7