
Государственное учреждение образования
«Центр творчества детей и молодежи
Центрального района г. Гомеля»
Методическая разработка
«Самообразование
педагога дополнительного образования»
Самообразование – специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность педагога, направленная на достижение запланированных личностно-профессиональных целей.
Уровни самообразования:
Первый уровень – низкий. Деятельность педагога характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки), при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.
Второй уровень – средний. Для педагога характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.
Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).
Наивысший уровень самообразования присущ таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.
Самообразование включает несколько
этапов:
Выбор направления и темы самообразования.
Формулирование цели и задач самообразования.
Определение круга источников информации.
Выбор формы самообразования.
Составление плана самообразования.
Определение результата самообразования.
Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Отчёт.
Тема самообразования определяется, исходя из:
1.методической темы учреждения;
2. затруднений педагогов;
3. специфики индивидуальных интересов.
Срок работы над темой:
определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 4-х лет.
Формы представления
результатов самообразования:
Выступления (отчет) на:
заседаниях МО, педсовете
семинарах
конференциях
педчтениях
форумах.
Проведение:
Подготовка:
реферата
публикаций
методических разработок
серии учебных занятий
портфолио
педагогического проекта.
Участие в профессиональных:
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
систематический просмотр определенных телепередач;
чтение конкретных педагогических периодических изданий;
чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
систематическое прохождение повышения квалификации;
проведение открытых занятий для последующего анализа со стороны коллег;
изучение информационно-компьютерных технологий;
общение с коллегами в учреждении, районе, городе и в Интернете;
ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Источники самообразования педагога:
нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность системы дополнительного образования;
психолого-педагогическая, методическая и другая научная литература, периодическая печать, средства массовой информации, Интернет;
удовлетворение запросов родителей и учащихся на образовательную деятельность;
повышение квалификации;
практический опыт коллег, эффективный педагогический опыт;
участие в инновационной деятельности;
обобщение собственной практической деятельности, высокая мотивация на успешную самореализацию в профессиональной деятельности и др.
Результаты самообразования могут быть следующими:
повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядности;
выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения;
создание комплектов методических разработок;
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Примерные темы для самообразования:
1. Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности учащегося.
2. Формирование экологической культуры личности.
3. Экологическое воспитание в семье.
4. Особенности воспитательной работы с учащимися.
5. Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей учащихся.
6. Нравственное воспитание учащихся.
7. Этический диалог как форма нравственного воспитания.
8. Формирование нравственной самооценки учащихся в процессе воспитания этической культуры.
9. Культурологический подход к воспитанию.
10. Формирование творческой личности.
11. Этнопедагогические основы воспитания межэтнической гармонии в многонациональной и разноконфессиональной среде.
12. Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.
13. Воспитание учащихся в процессе освоения ими компьютерных технологий.
14. Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности
Организация работы с одаренными детьми.
Личностно-ориентированный подход к воспитанию.
Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития.
Технология создания ситуации успеха для учащегося.
Организация коллективной творческой деятельности учащихся.
Воспитание творческой направленности личности учащихся в условиях коллективной деятельности.
Активные формы работы с учащимися.
Формирование коммуникативнойкомпетентности учащихся.
Выдающиеся педагоги современности о воспитании учащихся.
Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений.
Традиции детского коллектива.
Игра как важное средство воспитания учащихся.
Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах изобразительного искусства, художественной литературы.