Уровни самооценки:
Адекватная. Дети с адекватной самооценкой активны, жизнерадостны, общительны, любопытны. Они без обид воспринимают замечания взрослых и своих ровесников, считая их справедливыми. Малыши с такой самооценкой нормально развиваются как в эмоциональном, так и в интеллектуальном плане.
Завышенная. Такие дети очень энергичны, высокомерны, капризны и обидчивы. Они во всем хотят быть лучше своих сверстников, не прислушиваются к мнению других людей. Стараются привлечь к себе внимание, бурно реагируют на критику. В их поведении наблюдается агрессивность по отношению к малышам, которые также стремятся к лидерству.
Заниженная. Дошкольник с заниженной самооценкой часто недооценивает себя, он нерешителен и скован. Малыш боится участвовать в играх, так как думает, что он хуже других. Общение со сверстниками дается ему сложно. Если родители постоянно упрекают ребенка в чем-либо (будь то внешность, характер или поведение), среди ровесников он будет считаться копушей, слабаком и изгоем.
На развитие и формирование самооценки дошкольников влияет множество факторов:
семейная обстановка (полноценность семьи, ценности, мировоззрение, культура, отношения и пр.); общение (с взрослыми, знакомыми, другими, сверстниками и т.д.); возможности (материальные, духовные, умения, таланты); воспитание (методы, средства, уклон) и многое другое.
Признаки заниженной самооценки:
высокая самокритичность, неудовлетворенность своей деятельностью;
высокая чувствительность критики, обидчивость, плаксивость;
нерешительность и страх совершить ошибку;
боязнь не оправдать чьи-либо ожидания, желание всем угодить;
необоснованное чувство вины;
пессимизм и меланхоличность;
привычка извиняться за каждый поступок, тихая и невнятная речь;
сутулость, нежелание смотреть в глаза при разговоре, страдальческая мимика;
необщительность, частые жалобы на плохое самочувствие.
КАКИЕ СЛОЖНОСТИ ОЖИДАЮТ
МАЛЫШЕЙ С ПОНИЖЕННОЙ
САМООЦЕНКОЙ?
развитие «комплекса неполноценности»;
задержка личностного развития;
зависимость от окружающих;
ребенок становится очень робким и замкнутым;
неправильное восприятие окружающих;
отрицательное отношение к сверстникам;
мстительность и враждебность.
Игры на повышение самооценки
«Моя мама меня любит». Дети садятся в круг, каждый перечисляет, за что его любит мама.
«Передай клубок». Дети передают друг другу клубок по кругу со словами похвалы: ты хороший, ты красивый, ты добрый и т.д.
«Я на троне». В центре помещения ставят стул – «трон». Поочередно дети садятся на него и становятся «королем». Отдают приказания в течение 5 минут, а «свита» их выполняет.
«Пожалуйста». Дети, стоя возле своих мест, должны выполнять команды воспитателя только после слова «пожалуйста». Например, «Пожалуйста, поднимите правую руку!»
«Копилка достижений». В красивую коробку или вазу каждый день нужно класть листочек с описанием успешно выполненного дела. Со временем копилка потяжелеет, а ребенок будет гордиться своими достижениями.
«Закончи предложение». Можно играть группой или взрослому с ребенком. Ведущий (взрослый) бросает мяч с началом предложения: «я могу…», «я умею …», «я знаю …». Ребенок, поймав мяч, должен закончить начатую фразу.
Воспитание уверенности в себе и самоуважения
Если мы относимся к детям с любовью, то они уверены в том, что мы их любим.
Если мы обращаемся с ними плохо, то они убеждены, что заслуживают это.
Дети, с которыми обходятся не как с ценными и нужными людьми, считают, что с ними что-то не так. Они верят в то, что «это из-за них», и не предполагают, что что-то может быть неправильным в обращении с ними.
То, как мы относимся к детям, определяет, будет ли у них здоровая или нездоровая самооценка и разовьется ли чувство собственного достоинства.
Формирование
у ребенка уверенности в себе
Одно из наиболее эффективных средств воспитания уверенности в себе состоит в том, чтобы научить ребенка методам компенсации воздействий, неблагоприятных для его самолюбия.
Компенсации можно добиться, если уравновесить потери, вызванные недостаточными способностями ребенка, за счет его сильных сторон.
Задача родителей - помочь ребенку обнаружить в себе эти сильные стороны и научить его пользоваться ими, причем так, чтобы они приносили ему удовлетворение.
Проблема компенсации подводит нас к очень важной мысли, которую нужно хорошо усвоить.
Осознание собственных недостатков может разрушить и парализовать личность, однако может и наоборот, дать ей огромный эмоциональный заряд, который будет способствовать достижению успеха в самых разных сферах.
Помните, что в одной и той же кипящей воде морковь делается мягкой, а яйцо варится вкрутую.
У человека все зависит от индивидуальной реакции на обстоятельства, вызывающие порой стрессовое состояние.
Педагог-психолог
Лысякова Мария Александровна
Телефон для консультаций:
8-912-62-888-75
МБДОУ ПГО
Детский сад №28
Самооценка
Дошкольника
Подготовила:
педагог-психолог
М.А.Лысякова
г.Полевской 2019 г.