"Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости".
Выступление Кауровой Е.В. на заседании ШМО начальных классов
2016-2017 учебный год
Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно.
«Самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей…. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия».
«Самооценка» - суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств, в сравнении их с определенным образцом – эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. Это сложная психологическая система, иерархическая, организованная, функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познания себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления непрерывного воздействия человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизни деятельности, взаимоотношения с людьми.
Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим. У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок:
- адекватная устойчивая;
- завышенная устойчивая;
- неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.
Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в тоже время снижается тенденция переоценивать себя.
Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в тоже время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.
Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелегкую задачу, выбирают такую же или более трудную. Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и категоричными.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности.
Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это, как правило, оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.
Неадекватная заниженная самооценка младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. И если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они, перечитав работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно никаких ошибок больше не найдут. Поощряемые и подбадриваемые учителями, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи – как в жизни, так и в экстремальной ситуации. Они как бы берут свой маленький успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее.
Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредотачивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают себе задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим.
Если у детей не успела возникнуть устойчивая завышенная самооценка, если в процессе изучения таких детей выяснились источники, породившие и поддерживающие их неадекватную самооценку, удается изменить, сняв одновременно и аффективные переживания таких детей, и привести их поведение к норме.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, а она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
Человек как личность самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в новой среде и преодолевать трудности, связанные с процессом обучения, ему необходимо иметь положительное представление о себе. От характера личных представлений ребенка о себе самом зависит большая или меньшая уверенность его в своих силах и осознание результата как успеха или неуспеха, соответственное отношение к допущенным ошибкам, выбор той задачи, которая по степени ее трудности является посильной ребенку.
Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Так, дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле видеть непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с напряжением.
Главной ценностью в системе образования является успеваемость ребенка. Все, что делает школьник изо дня в день, оценивается сквозь призму успешности решения им учебных задач. То, что ребенок осознает в процессе обучения как успех или неуспех в собственной школьной деятельности, в организации педагогического процесса представлено в виде учета успеваемости или неуспеваемости школьника. В результате самооценка ребенка оказывается пронизанной ценностями и стандартами, связанными с учебными достижениями.
Успеваемость становится для большинства детей важнейшим фактором для формирования самооценки. И поскольку оценка, высказанная другими, имеет тенденцию превращаться в самооценку, неуспевающие школьники, как правило, ощущают свою некомпетентность и неполноценность.
Неадекватная самооценка нуждается в исправлении, и это во многом связано с личностью первого учителя.
Любовь, похвалы, интерес родителей к ребенку способствуют формированию у него позитивной самооценки. Если ребенка постоянно ругать и редко проявлять к нему теплые чувства, то у него, скорее всего, сформируется негативная и низкая самооценка. Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них часто возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативной самооценкой часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя и другие групповые лидеры.
Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной (не обязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности, с неуспеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.
Отношение ребенка к себе как ученику также в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей – поддержание престижа, послушание и т.д. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают эффектная внешность, незаурядная профессия, материальное благополучие и популярность. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Планы их будущей жизни просты и туманны. Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной, суждения о себе более обоснованными.
Самооценка успевающих школьников является значительно более адекватной, чем неуспевающих. Между самооценкой и успеваемостью ребенка существует тесная взаимосвязь, причем у мальчиков она выражена более отчетливо, чем у девочек. Это, по-видимому, объясняется тем, что для самооценки мальчиков уровень достижений вообще является более важным фактором.
Исходя из особенностей своего класса, можно строить работу по формированию адекватной самооценки.
Необходимо:
- создавать на уроке для каждого ученика ситуацию успеха, используя для этого разноуровневые задания;
- начиная с первого класса вводить систему самооценки.
Для этого цветными карандашами можно рисовать на полях условные знаки: плюс (+) – задание выполнено верно; минус (–) – задание выполнено не верно или не выполнено вообще; полуплюс (+ –) – задание выполнено не в полном объеме или вызывает сомнение у школьника.
Лишь затем идет проверка на доске, по эталону или фронтально, и ученики сравнивают свою оценку с реальной. Собрав тетради, учитель обводит красным кружком только оценку, которая совпала с учительской, то есть адекватную самооценку. Здесь важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.
Кроме этого ученик в конце каждого урока оценивает аккуратность своей работы, простым карандашом рисует кружок, закрашивает его полностью, если считает работу аккуратной, половину кружка, если она не очень аккуратна и не закрашивает, если считает не аккуратной. Эта работа занимает на уроке мало времени, но имеет положительный результат. Младшие школьники становятся более внимательнее и аккуратнее.
Для формирования адекватной самооценки младших школьников рекомендуется:
- выполнять самооценку на разных этапах урока. даже на минутке чистописания.
- предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать посильную помощь своему товарищу.
- помочь ребенку проявить себя в той области, в которой у него наметились особые успехи. это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей, так как любая поддержка со стороны вселяет в ученика уверенность в себе, он не боится трудностей, находит в себе силы для их преодоления.
- необходимо использовать похвалу.
В конце четверти обязательно хвалить всех обучающихся за старание, отмечать их даже небольшие удачи в реальной самооценке достигнутых результатов. В итоге каждый ученик чувствует себя комфортно и уверен в успехах, что способствует мотивации к дальнейшей учебной деятельности.
Использовать рефлексию на уроке.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. А также по итогам года и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти.
Чтобы обучающиеся могли адекватно оценивать свои результаты, вводится с первого класса алгоритм самооценки:
- что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
- удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
- выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
- справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто помогал, в чем)?
Со 2-го класса, может быть добавлен новый шаг.
- какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
Начиная с 3-го, 4-го класса добавляются новые шаги для оценивания обучающимися своих успехов и определения своей отметки в баллах.
- какой был уровень задачи-задания?
Такие задачи мы решали много раз. Необходимый уровень.
В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания, либо нужны только сейчас полученные знания)? Программный уровень.
Такие задачи мы никогда не учились решать. Максимальный уровень.
- определи уровень успешности, на котором ты решил задачу;
- исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.
Считаю важно помнить, что оценочная позиция младшего школьника меняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Первоклассник накапливает пассивный опыт оценивания под влиянием учителя и родителей.
Во 2-ом классе ученик может анализировать результаты своей учебной деятельности и результаты деятельности своих товарищей под руководством учителя. В 3-м и 4-м классах учащиеся должны уметь планировать, анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельность с большей самостоятельностью. Для развития умения планировать и оценивать свою деятельность варианты заданий могут быть следующими:
Например, составить свой план действий при написании слова лесок.
Результатом работы детей может быть такое описание:
- нахожу опасное место по определенным признакам;
- определяю орфограмму (фиксирую) и называю ее;
- вспоминаю правило;
- подбираю проверочное слово;
- записываю;
- графически объясняю написание;
- оцениваю.
Составь план действий при выполнении задания:
Начерти прямоугольник со сторонами 4 см и 2 см. Найди его периметр и площадь. Ученики рассуждают:
- черчу прямоугольник со сторонами 4 см и 2 см;
- вспоминаю формулу нахождения периметра и площади;
- последовательно нахожу по ней периметр и площадь;
- записываю ответ;
- проверяю себя;
- оцениваю.
Итак, формирование самооценки – процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т. п.).
В заключении хочется сказать, что самооценка младших школьников является средством повышения уровня успеваемости.
Поэтому, работая над самооценкой учеников, надо стремиться, чтобы, прежде всего, они поверили в себя, рассмотрели в себе драгоценные крупинки талантов, встали на путь их развития, были самодостаточны, счастливы уже сейчас и в будущем.
Список литературы
1. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка / К. Аспер. – М.: Добросвет, 2008.
2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей / Н.Ю. Борякова. – М.: Астрель, 2008.
3. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2005.
4. Костылёв Ф.В. Учить по-новому. Нужны ли оценки(баллы. Книга для учителя / Ф.В. Костылёв. – М.: Владос, 2005.
5. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Просвещение, 2000. – 112 с.
6. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009.
7. Феннел М. Как повысить самооценку / М. Феннел. – М.: АСТ, 2005.