СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самопрезентация и социальная воспитательная программа класса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет педагогам при выступлении на конкурсе

Просмотр содержимого документа
«буклет»


Классный руководитель – это педагог-профессионал, который:

  • признаёт социокультурную ценность детства,

  • уважает права и интересы растущего человека,

  • считает задачи его воспитания и личностного развития приоритетными по сравнению с учебными.

Классный руководитель - это педагог-профессионал, который:

  • работая с классом как с группой одновозрастных детей, тем не менее преимущественно использует индивидуальные и микрогрупповые формы,

  • проводя традиционные массовые мероприятия, обращается при этом к личности ребёнка, максимально учитывая индивидуальные образовательные запросы детей и создавая для них ситуации успеха.

Классный руководитель - это педагог-профессионал, который:

  • умеет выполнять разные профессиональные роли – опекуна, защитника,помощника, сопровождающего - в зависимости от ситуации, запроса ребёнка и степени его самостоятельности.

Мой любимый класс





Я без детей не значу ничего!

Когда грущу и плачу.

Живу для них я видно оттого,

Что без детей я ничего не значу!


Кручусь, вращаюсь в собственных делах,

Встречаю за удачей неудачу…

Но каждый день мой полон мыслями о них –

Ведь без детей я ничего не значу!





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №5 им. К.П.Феоктистова

«Учителем надо будет родиться.

И только после этого стать»

Р .Рождественский



Учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 им. К.П.Феоктистова

высшая квалификационная категория

Жигалина Марина Васильевна

«Если учитель объединяет в себе любовь к делу и к ученику, он – совершенный учитель»

Л.Н.Толстой

Функциональные направления работы классного руководителя.

Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственен “за всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Но воспитывающая и развивающая функции не охватывают весь функционал этой должности. Попробуем разобраться в его “многоликости”, разберём те роли, которые он играет в процессе общения с детьми, и перечислим основные направления его работы.

Аналитическая функция подразумевает изучение и анализ индивидуальных особенностей детей, процесса становления коллектива в целом и микрогрупп детей в частности, условий семейного воспитания и т.д.

Прогностическая функция предполагает прогнозирование сроков прохождения коллективом этапов становления, составления плана воспитательной работы, предвидение последствий складывающихся отношений, построение модели педагогической поддержки учащихся.

Организационно-координирующая функция касается помощи учащимся и сотрудничества с ними в процессе и организации общественно значимой деятельности, организация взаимодействия с семьями учащихся, координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, социальных работников и других субъектов образовательного процесса.

Коммуникативная функция призвана содействовать построению оптимальных взаимоотношений в системах “учитель-родитель”, “учитель-ученик”, “родитель-ученик” и корректировать (совместно с психологом, социальным работником) поведение социально дезадаптированных детей.

Классный руководитель - это педагог-профессионал, который:

  • может быть и психологом, и социальным педагогом, и координатором учебно-воспитательного процесса, и капитаном педагогической команды учителей-предметников, которые работают с детьми его класса.



  • ЗАПОВЕДИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  • Заповедь 1. Люби ученика, доверенного тебе родителями, всей душой, сердцем и разумом.

  • Заповедь 2. Старайся видеть в каждом своем ученике полноправную, уникальную личность, достойную признания и уважения.

  • Заповедь 3. Осознавай в полной мере ответственность за каждого вверенного тебе ребенка: за его физическое состояние и эмоциональное благополучие.

  • Заповедь 4. Отдавай ежедневно детям все, что знаешь и умеешь сам, развивай их способности, выбирая самые прогрессивные методы воспитания.

  • Заповедь 5. Помни, что знания без чувств, добрых дел и чистых помыслов, не окрыляют, а отягощают и разрушают любого человека, в том числе, ребенка.

  • Заповедь 6. Оценивай поступок, а не личность, и никогда не предпринимай воспитательных воздействий в дурном настроении.

  • Заповедь 7. Воспринимай родителей своих учеников как первых союзников в деле развития детской личности;выступай посредником между ребёнком и учителем-предметником, ребёнком и родителями, ребёнком и обществом.






Просмотр содержимого документа
«защита проекта»


Вот это дружный класс.

Здесь много Петь, Серёж, Наташ.

И это, обратите внимания,

Классного руководителя, школы ,родителей-совместное создание.

Классный руководитель-учитель со стажем,

Расскажет непременно о своей программе

И со школьной обязательно свяжет.

Но это позже, а сейчас ,позвольте познакомить вас :

Жигалина Марина Васильевна.

Считаю, в профессии учителя нельзя показывать бессилие.

Учиться, познавать и развиваться,

Идти вперёд, на месте не топтаться.

Лучшим средством испытать свои силы и научиться новому,

Конкурсы, проекты, форумы.

Учитель года Ростов-на-Дону -2009.

Победа в копилку достижений -

Нужно было только верить!

Приоритетный конкурс-лауреат, губернаторской премии дипломант.

Грамота Министерства образования Российской Федерации,

Здоровьесберегающий проект-в защиту здоровой нации.

2015 год-город Воронеж,

Когда супруг военнослужащий,

В любом местечке оказаться можешь.

7 лицей предложил попробовать себя в роли педагога-организатора.

И закрутилось: конкурсы, внеклассные мероприятия.

Представилась возможность в марте того же года

Участвовать в телепередаче от имени воронежских педагогов.

Интересная должность, но всё же ….

Должность учителя и классного руководителя ближе и дороже.

И потому в сентябре 5 школа встречает уже.

У второклашек сияют глаза,

Родителей приветливые голоса,

Поддержка коллег-педагогов,

И коллектив формируется новый.

Программа школы от экологии природы к экологии души,

Программу воспитательной работы класса составить нужно поспешить.

Сентябрь-акция Белый цветок,

Октябрь-проект родного края заветный уголок,

Ноябрь-праздник «Наши мамы»,

Декабрь-сказка рядом с нами.

Составлена программа на 3 года.

Развитие духовной личности –цель педагога.

Работа с родителями и детьми

Дала определённые плоды.

На том рассказ свой можно завершить

И к представлению программы приступить.





Социальная программа «Быть человеком».

Воспитательная программа школы и классного коллектива.

«Школа –территория успеха»


В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет основания и сегодня отказываться от нее как от сверхцели».

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, окружающей природы, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Наша концепция воспитания предлагает свое понимание содержания параметров социально активной личности.

1. Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек.

Педагогические аспекты этого утверждения состоят в воспитании у учащихся освоения различных способов жизнедеятельности (основной из которых – здоровьесберегающий, который для нашей школы является одним из приоритетных), развитие практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения.

2. Социально-активная личность – гуманная личность. Работа в этом направлении заключается в воспитании безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.

3. Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности. Кроме этого, целевые установки воспитания социально активной личности связываются также с образом гражданина – патриота своей страны.

4.Социально – активная личность – личность творческая. Этот аспект включает поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание творческой школьной среды.

Таким образом, методической целью разработанной концепции является «Формирование у педагогического коллектива школы системного видения процесса воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с обучающимися в условиях модернизации образования».

Основная цель концепции: «Создание в школе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность».

Указанная цель требует решения ряда задач:

Развитие интеллектуального и духовного потенциала личности школьника в соответствии с его индивидуальными способностями.

Формирование метапредметных связей у школьников, целостного представления о мире (природе, человеке, обществе).

Способствование самопознанию, саморазвитию и коммуникативной адаптации учащихся.

Воспитание эмоционально-эстетического восприятия природы, расширение эколого-природоведческого кругозора учащихся через многообразие форм внеклассной работы.

Развитие социального партнерства и координации деятельности между всеми заинтересованными субъектами образовательного пространства;

Содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.

Реализация целей и задач воспитательной системы школы формирует воспитательный процесс, ориентированный на общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребёнка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности.

Центральное место в воспитательной системе занимает формирование у обучающихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

–к природе (экология природы),

–к себе как составной части природы (экология здоровья),

–к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

Основными воспитательными ценностями являются:

понятия и ценности семьи, Отечества, духовности, культуры, здорового образа жизни, достоинства человека, взаимоотношений людей, мирного сосуществования народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; толерантности.

ЕМА Проект «Быть человеком" разработан для учащихся 2-4 классов и рассчитан на 3 года. Он позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:

1.Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

2.Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

3.Системность организации образовательного процесса;

4.Раскрытие способностей и поддержка одарённых детей.

Актуальность проекта обусловлена его социальной направленностью.

Цель –создание условий для приобретения школьниками социальных знаний ,ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, семье, к школе, к природе, к истории страны);получение некоторого опыта социального действия.

Задачи:

  • Формирование у учащихся позитивной самооценки,самоуважения;

  • Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • Умение вести диалог.участвовать в совместной деятельности с учащимися класса,родителями;способности доброжелательно относиться к людям и животным, сопереживать.

  • Умения самостоятельно планировать деятельность и сотрудничество;принимать решения;

  • Формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

Ожидаемые результаты.

  • Повышение уровня воспитанности учащихся

  • Повышение уровня отзывчивости к чужой проблеме

  • Понимание ценности жизни

  • Повышение чувства ответственности в отношении к животным

  • Создание сценариев, творческих отчётов, выставок, презентаций

  • Сплочение детского коллектива .самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания

  • Сближение взрослых и детей на основе проявления положительных эмоций

  • Овладение элементарными практическими навыками в сфере искусства (рисование, танцы, пение и др.) и передача через искусство своего внутреннего мира, творческих способностей

  • Понимание неразрывной связи природы и человека

  • Приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни.

  • Повышение эффективности и активности сотрудничества педагога, семьи и учащихся.

В результате работы над проектом формируется модель личности выпускника начальной школы.

Модель личности выпускника начальной школы.

По завершению первой ступени ученик должен уметь:

  • воспринимать ценности семьи в своей жизни;

  • понимать ценности дружбы со сверстниками;

  • ценить природу родного края, ее исторических памятников ;

  • быть добрым, честным, аккуратным;

  • понимать важность здоровья в жизни человека;

  • уметь объективно оценивать свой труд и труд товарищей;

  • раскрывать свои творческие способности.

Проект включает в себя следующие ступени:

























Здоровье – это хорошо






Доброта

Честность

Аккуратность






Мой учитель






Охранять природу –

значит охранять Родину









ЭКО-мир моей семьи






Наша школа

дом родной






Мой класс

мои друзья








Показатели результативности

1.Сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта;

2.Степень активности учащихся подготовке и реализации мероприятий;

3.Степень активности родителей в реализации проекта;

4.Степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;

5.Эмоцианальный настрой учащихся и их родителей;

6.Презентация проекта.

Механизмы реализации проекта

Необходимо отметить, что реализация проекта идет по трем уровням:

1.Приобретение социальных умений и навыков.

2.Формиование своего отношения к социальным явлениям, проблемам экологии

3.Непосредственное воплощение идей, участие детей в мероприятиях по проблеме проекта.

Работа над проектом включает в себя:

1.Тематические консультации для родителей и родительские собрания: «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром», «Всё оставляет свой след», «Что посеешь,то и пожнёшь», «Наш проект «Быть человеком» ,беседа с родителями по проблеме проекта.

2.Классные часы.

1.Классный час с элементами дискуссии «Быть человеком»

2.Классный час, посвящённый трагедии в Беслане

3. « Экология души и экология природы-порассуждаем», введение детей в проблему.

4. «И дорог сердцу милый уголок» - кл.час, посвящённый дню города.

5. «Дети-сироты, дети-инвалиды»

6. «О милосердии и доброте»

7. «Ценности истинные и мнимые»

8. «Человек-друг или враг природы?» и т.д.

3.Классные часы с элементами сказкотерапии.

1.«Сказочное путешествие в Волшебную Страну». Цель: Создание дружеской атмосферы между участниками, установление положительных эмоциональных связей между детьми.

2. «Звёздная страна». Цель: укрепление межличностных отношений.

3. «Доброта-это солнце внутри человека». Цель: формирование у учащихся доброты и милосердия.

4. «Жили-были…» экологическая сказка.Цель: воспитание активной жизненной позиции; формирование убеждений о необходимости бережно относиться к природе.

5. «Нежгущаяся крапива». Цель: учить отличать добро от зла.

4.Праздники и мероприятия:

Акция, посвящённая помощи детям Донбасса

Участие в акции «Белый цветок»

Благотворительная ярмарка .Цель: помощь детям-инвалидам.

Участие в акции «Забота», помощь пожилым одиноким людям

«Новогоднее чудо», изготовление подарков детям-сиротам

Участие в экофестивале

«Всё это для тебя, мама», выставка творческих литературных работ

Участие в концерте, посвящённом Дню Победы.

5.Экскурсии

1.Графский заповедник

2.Дивногорье

3.Музей «Арсенал»

4.Школьный музей.

Сроки реализации проекта «Быть человеком »: 2015-2018 учебные годы.

2 год (2015 – 2016 учебный год) – «С чего начинается человек»

3 год(2016 – 2017 учебный год) – «Добро начинается с тебя»

4 год (2017 – 2018 учебный год) – «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги!»

Этапы реализации проекта:

1. Организационный: постановка целей и задач, создание группы активистов из числа обучающихся класса

2. Проектирование: планирование мероприятий

3. Деятельность в рамках программы: реализация деятельности по направлениям

4. Подведение итогов: анализ работы, определение перспектив дальнейшей работы.

Направления деятельности в реализации проекта:

Работа с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны.

Цель: оказать помощь ветеранам Великой Отечественной войны; сохранить память о людях и событиях тех лет.

Задачи:

- Создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у учащихся класса.

-  Воспитывать уважение к защитникам Родины.

- Социальная поддержка ветеранов, воспитание  внимательного отношения к людям старшего поколения, желания заботиться о них.

Способствовать расширению круга общения, развивать умение взаимодействовать с  взрослыми.

Общение и поддержка  детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Цель: оказать посильную поддержку детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

Создание условий для организации социально-значимой деятельности.

- Возрождение традиций милосердия - моральная и ресурсная поддержка детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

Экологическая работа.

Цель: создание условий для природоохранной деятельности школьников посредством участия в экологических акциях, творческих конкурсах, исследовательских проектах, играх, олимпиадах.

Задачи:

- Формирование нравственной экологической позиции личности.

- Развитие у детей личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром.

- Включение обучающихся в экологически ориентированную деятельность.

- Организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и приумножению природного наследия.

- Модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении.

Организация творческого досуга учащихся класса.

Цель: использование разновариативных подходов к организации культурно-досуговой деятельности через включение обучающихся в различные виды социально значимой деятельности.

Задачи:

Создание условий для реализации способностей учащихся.

- Формирование здорового образа жизни.

- Приобщение к духовным ценностям мировой и национальной культуры.

- Формирование чувства уважения, патриотизма, любви к Родине, деревне, школе.

- Воспитание культуры общения, культуры отдыха.

Организация и проведение акций  для своих сверстников.

Цель: создание условий для гражданского становления личности учащихся через практические дела и вовлечение в них своих сверстников.

Задачи:

Повышение среди сверстников статуса понятий «добро» и «взаимопомощь» через решение локальных проблем силами школьников.

- Развитие социальной культуры, активной гражданской позиции.

- Разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на достижение конкретного результата.

Инновационные воспитательные технологии:

 В настоящее время наряду с новыми образовательными технологиями появляются и инновации в воспитании подрастающего поколения. Теперь школа направлена на разностороннее развитие человека. Она должна создавать условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося.

Решить эти задачи помогают современные воспитательные технологии.

В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии:

-Технология КТД (коллективные творческие дела);

- Метод проектов;

- Ситуативные технологии;

 Информационно-коммуникационная технология (ИКТ);

- Социальное проектирование.

Диагностический инструментарий:

Диагностическая оснащенность воспитательного проекта:

Мониторинг диагностики уровня воспитанности школьников со2 (2015 – 2016уч. год) по 4 класс (2017 – 2018 уч. год)

года

Уровни воспитанности

высокий

средний

низкий

2015 - 2016

39%

47%

14%

2016 - 2017

46%

44%

10%

2017-2018

58%

35%

7%

Результаты мониторинга уровня воспитанности обучающихся класса за последние два года

Вывод: основываясь на результаты мониторинга диагностики уровня воспитанности учеников моего класса, следует сказать, что в целом за последние 2 года прослеживается рост уровня воспитанности.

Определение уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснение особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе)

Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

года

Уровни нравственной воспитанности

высокий

средний

низкий

Начало года

46%

43%

11%

Конец года

48%

47%

5%

Результаты диагностики изучения уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснение особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе).


Вывод: основываясь на результатах диагностики изучения уровня нравственной воспитанности учащихся можно подчеркнуть, что на конец учебного года наметилась динамика увеличения детей с высоким уровнем нравственной воспитанности и уменьшения процента детей, относящихся к себе, к людям и к жизни с некоей долей неудовлетворенности.

Диагностика удовлетворенности родителей воспитательным процессом класса

2015 – 2016 учебный год

2016 – 2017 учебный год

2017-2018 учебный год

Процент удовлетворенности родителей воспитательным процессом класса

65%

78% ,

80%

Результаты диагностики удовлетворенности родителей воспитательным процессом класса

Вывод: Диагностика выявила положительную тенденцию удовлетворённости родителей воспитательным процессом.

В рамках проекта духовно-нравственной направленности хочу представить классный час «Быть человеком»

Тематика была обусловлена посредством беседы с детьми и анкетирования ,которое показало, что тема взаимоотношений между людьми ,детей со своими родителями, совершение добрых дел актуальны.

Завершить своё выступление хочу пожеланием


От души хочу вам я сказать

сегодня

Самое заветное желанье у меня:

Интересней сделать пребыванье в школе,

Добрым, человечным воспитать ученика.

Припев:

И учитель без сомненья

Увлечёт ученика.

И хорошее воспитание

Обеспечит наверняка.




Список использованных источников и литературы:

1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2016.

2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2015.

3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2017.

4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2016.

5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2017.

6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2016.

7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2017.

8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2017

9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2014.

10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2015.

11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2016

12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2016

13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека.






Классный час «Быть человеком».

Цель: Расширить представления о человеке

Задачи: помочь учащимся составить представление о положительных и отрицательных качествах, задуматься о своем месте в жизни,

- способствовать формированию у учащихся правильного отношения к нравственным ценностям.

-развивать умение анализировать свои внутренние качества.

-развивать умение слушать и слышать себя и других, определять свои недостатки и достоинства.

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Оборудование: солнечный круг, желтые полоски-лучи, фломастеры, клей-карандаш, картон, конверты,цветные картинки, символизирующие круг социальных связей и отношений, аудиомагнитафон, аудиозапись,бабочки с пожеланиями.

(Дети сидят по группам)
Ход классного часа:

1.Организационный момент(вступительное слово педагога)

Дорогие ребята, я надеюсь, что сегодняшнее мероприятие принесёт вам радость общения и наполнит вашу душу прекрасными чувствами.

Просмотр ролика.

2.Определение темы классного часа ,постановка целей, мотивация.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на классном часе?

Кто такой человек?

Обратимся к словарю.





ЧЕЛОВЕК | Толковый словарь Ожегова


-а, в знач. мн. упогр. люди, -ей (человеки - устар. и шутл.; косе. п. человек, человеками и т. д. только в сочетании с количественными словами; зват. п. человече в обращении -устар. и шутл.), м. 1. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Ч. разумный (в зоологической систематике: вид в отряде приматов; спец.). Первобытный ч. (исторический предок современного человека). Биологическая природа человека. Духовный мир человека. Я ч" и ничто человеческое мне не чуждо (афоризм). Ч. - это звучит гордо (афоризм). Рабочий ч. Ученый ч. Честный ч. Пять человек. Ч. с большой буквы (высоких моральных достоинств). Молодой ч. (о юноше, молодом мужчине, обычно в обращении). Будь человеком! (веди себя по-человечески, разг.). Вот ч.! (о том, кто вызывает удивление теми или иными своими качествами, поступками; разг.). Все мы люди, все человеки (никто не лишен человеческих слабостей; шутл.). 2. В России при крепостном праве: дворовый слуга, служитель, лакей, а позднее официант, слуга. || умелый, человечек, -чка, м. (к 1 знач.) || унич. человечишка, -и, м. (к 1 знач.). || прил. человеческий, -ая, -ое (к 1 знач.) и человечий, -ья, -ье (к 1 знач.; разг.)


ЧЕЛОВЕК | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

- общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. Полагают, что 8-5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и др.), другая - к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой). Вероятно, ок. 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду "человек" (Homo), первым представителем которого многие ученые считают "человека умелого" (Homohabilis) - его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (т. н. олдувайская культура). Ок. 1,6-1,5 млн. лет назад этот вид сменился в Вост. Африке "человеком прямоходящим" (Homoerectus). Различные по особенностям морфологии и степени развития представители этого вида (архантропы, палеоантропы) начали расселяться из тропической Африки по всему континенту, а также в Европе и Азии. По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного вида - человека разумного (Homosapiens) - в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке ок. 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой - формирование "человека разумного" (т. н. сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Ок. 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, "человек разумный" становится единственным представителем семейства гоминидов и заселяет практически всю Землю. Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.

А правда, ребята, что значит быть Человеком? Каким же в этой жизни быть, чтоб званье Человека заслужить? Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять : что значит быть человеком, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее надо прожить, чтобы оправдать это звание_ Человек. Давайте и мы сегодня на занятие поразмышляем над вопросом – что значит быть человеком.

А теперь предлагаю вернуться к ролику ,как можно охарактеризовать поступок молодого человека и поведение остальных прохожих ?

Подумаем ,какие качества присущи доброму и равнодушному человеку?

Работа с духовно-нравственными понятиями.

Обведите свои ладошки, подпишите качества, попробуйте их объединить так, чтобы получился человечек.

Как вы думаете, почему я предложила вам объединить ладошки?(дети должны прийти к пониманию того, что в каждом человеке есть и светлое, и тёмное начало, что каждый в своей жизни совершает и плохие, и хорошие поступки.

2.Основная часть.

-Конечно, человек обладает не только положительными, но и отрицательными качествами. Иногда бывает сложно оценить себя, свои поступки и окружающих. Дать правильную оценку невозможно без сравнения себя с другими людьми. Зная себя, лучше поймешь других.

3. Проблема выбора. ( сторона добра - сторона зла)(развешивают листики)

-Многое ли может сделать человек в вашем возрасте?

-Вы можете посадить дерево?.

-А можете его и сломать? 

-Можете ли вы обидеть друга

-Защитить слабого? 

-Помочь решить задачу другу? 

-Дать списать домашнее задание? 

- Порвать книгу? 

- Смастерить кормушку? 

- От того ,какой поступок совершит человек зависит и тот след, который он оставит в этом мире. На данный момент стороны добра и зла уравновешены. На какой стороне окажетесь вы ,решать вам. Выбор делаете вы. Помните, если в человеке преобладают отрицательные черты характера, то его жизнь может измениться в худшую сторону. Они обязательно окажут плохое влияние на отношения с окружающими людьми, наверняка помешают спокойной счастливой жизни и умению радоваться каждому прожитому дню.

4. Добрые поступки.

-Итак, каждый человек несет ответственность за свои поступки. А «Я» -маленькая частичка во Вселенной.

-Вспомните , какие хорошие поступки вы совершили в ближайшее время для школы, дома, для товарищей.

(Ребята рассказывают о добрых поступках. В процессе беседы учитель крепит вокруг смайлика лучики солнца.)

-Что чувствовали люди, которым вы делали добро?

- Что чувствовали вы сами. (Радость, счастье, восторг, умиление).

-Как приятно, когда с тобой рядом столько вежливых, воспитанных людей, которые в трудную минуту придут на помощь, помогут решить какую-то проблему, помогут всегда добрым словом и делом, которые знают, что такое хорошо и что такое плохо.

Учитель обращает внимание учащихся на солнышко, которое получилось в ходе беседы.

-Посмотрите, когда вы дарите добро, вы как солнышко :ивам становится тепло и тем ,кому вы дарите лучики света.

5. Создание коллажа.

-Задумывались ли вы,каково место каждого из нас в этом мире?

По мере взросления круг вашего общения расширяется

Кто и что вас в этом мире окружает ? (родители, одноклассники, друзья, учителя, увлечения,хобби)

-В этих социальных отношениях человек проявляет свою личность, свое Я.

-Я предлагаю вам конверты с набором различных картинок, символизирующих круг ваших социальных связей и отношений. Создайте коллаж на тему «Я в этом мире». Себя вы можете обозначить условно фигуркой, символом.

Учащиеся создают коллаж под песню «Ты – человек» из к/ф «Приключения Электроника»

-А теперь давайте посмотрим, как многогранен наш мир, и где вы в нем.

Учащиеся раскладывают свои работы на столе, таким образом создаётся большая единая картина.Учитель кратко беседует с каждым, ученики расссказывают, почему они выбрали именно такие картинки для изображения своих увлечений).

- Человек представляет из себя ничто иное, как сумму всех его отношений с окружающими его людьми. Какие мы есть в этих отношениях, такие мы и как личности, такое наше «Я».

7. Подведение итогов.

Итак, ребята, мы сегодня искали свой путь понимания кто таков - человек и каково его место в этом мире.

Мир, который нас окружает, СОВРЕМЕННЫЙ МИР, сложен и труден. Нужно быть очень сильным, умным, сообразительным, чтобы жить в нем.

Тема эта необъятна, но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из нашей встречи.

Синквейн на тему человек.

Рефлексия: Подойдите, пожалуйста, ко мне. Закройте глаза и протяните свои ладошки! У каждого в ладони бабочка. Она хрупкая и беззащитная в этом мире . Таким же маленьким пока является ваш мирок, ваше Я. Маленьким, хрупким, но таким красивым. Каким станет этот мир в будущем, зависит теперь только от вас. Я хочу закончить наш классный час притчей.


ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

скромный

умный

честный

откровенный

искренний

уверенный в себе

решительный

целеустремлённый

собранный

смелый, храбрый

уравновешенный

спокойный, хладнокровный

добрый

отходчивый

щедрый, великодушный

изобретательный, находчивый, сообразительный

благоразумный, рассудительный

здравый, здравомыслящий

уступчивый, сговорчивый

трудолюбивый

кроткий, мягкий

заботливый, внимательный к другим

сочувствующий

вежливый

бескорыстный

милосердный, сострадательный

остроумный

весёлый

жизнерадостный, бодрый

серьёзный

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

самодовольный, тщеславный

глупый

нечестный

лживый, подлый

хитрый, коварный

неискренний

неуверенный в себе,

нерешительный

рассеянный

трусливый, малодушный

вспыльчивый

неуравновешенный

злой

злобный, жестокий

злопамятный

жадный

скупой

несообразительный, тупой

неблагоразумный, безрассудный

упрямый

ленивый

жесткий

жестокий

эгоистичный

равнодушный, безучастный

грубый, невежливый

корыстолюбивый

безжалостный, беспощадный

cкучный

мрачный, угрюмый, хмурый