Самореализация учащихся в образовательном процессе современной школы.
Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально – экономического и культурного развития общества, именно школа, а затем и другие учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.
Общество заинтересовано в гражданах, которые:
умеют думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т. е. применять полученные знания для их решения);
обладать критическим и творческим мышлением;
владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Современное общество, общество информационных технологий, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимися условиями жизни.
Выпускник современной школы должен быть творчески развитой, социально ориентированной личностью, способной к самореализации.
Личность, способная к самореализации, – личность, способная к самовоспитанию и саморазвитию.
Самовоспитание и саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на более полную реализацию человеком себя как личности.
Изучение жизни и деятельности великих людей убеждает нас в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения в науке относил на огромную работоспособность. Поэтому работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализ своих психических состояний, переживаний. Этому способствует сформированные рефлексивные умения, позволяющие разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге – деятельность в целом.
Рефлексия – это анализ собственных действий и состояний.
Саморефлексия помогает осознать свои недостатки, стимулирует возникновение желания исправить положение дел, изменить что – то в себе.
Следующим шагом самовоспитания является формулирование целей, то есть целеполагание как выбор личностно значимых целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе самовоспитания. Ведь от выбора цели зависит эффективность такой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективой в жизни человека. Такие цели – перспективы должны воплощаться в жизнь через достижение рабочих целей – конкретных целей и задач, которых можно достичь за короткий срок. Например, научиться продуктивно организовать свою учебную деятельность, развить познавательный интерес к какому – либо предмету, важному в профессиональном становлении, развить усидчивость, коммуникативные умения, организаторские способности и пр.
Выдвинуть, сформировать, а тем более реализовать цели практически невозможно без еще одного важнейшего компонента саморазвития – самопознания.
Самопознание и самооценка – изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, способностей, характера и т.д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и использования специальных методов диагностики.
Рефлексия, целеполагание и самопознание взаимосвязаны и взаимообусловлены. Рефлексия побуждает к самопознанию и самооценке, результаты самопознания стимулируют выдвижение цели, а сформулированные цели позволяют организовать самоизучения.
Тесно связаны между собой самооценка и самоконтроль.
Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения и саморазвития.
Итак, задача школы готовить человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Все перечисленные выше качества личности формируются на протяжении всей жизни человека, а фундамент закладывается в школе. Где формируются данные качества?
На каждом уроке есть возможность учить детей рефлексировать.
Рефлексия – способность учащегося к объективной самооценке. Всем хорошо известно, что завышенная самооценка, равно как и заниженная, часто приводит к драматическим последствиям в жизни человека. При завышенной самооценке человек может принести неприятности не только себе, но и окружающим. Но и неумение оценить свои способности по достоинству, занижение своих возможностей также ведет не только к неспособности обустроить свою жизнь, но и к определенной психологической закомплексованности.
Вместе с тем, психологи подчеркивают и такое психологическое явление, как ожидание. Речь идет как о внешней оценке со стороны учителя, его ожиданий в отношении перспектив развития, потенциала того или иного ученика, так и самооценки, т. е. ожиданий учеников в отношении собственных успехов или неуспехов в той или иной области. Если ожидания высокие, то ученик, ощущая эти ожидания со стороны учителя, например, старается их оправдать и добивается значительных успехов. Но он должен почувствовать ожидания со стороны учителя, родителей, и в нем должно возникнуть желание им соответствовать. Точно также обстоит дело и с ожиданием собственных успехов, основанных на самооценке или результатах отзывов, отношения взрослых. Если эти ожидания занижены, наступает адекватная реакция со стороны ребенка: «Я не могу этого сделать. Учитель или родители знают, что я не могу (значит и нечего стараться)». Ученый Брюс Такман подмечает любопытный факт. Учителя значительно чаще спрашивают на уроке тех учащихся, в отношении которых у них ожидания выше. Обычно это - хорошие ученики. Казалось бы, всё должно быть наоборот. Больше внимания следует уделять слабо успевающему ученику. Но фактор низкого ожидания срабатывает, и слабый ученик оказывается вне поля внимания учителя. Вывод из всего сказанного один: необходимо постоянно поддерживать в ученике веру в собственные силы, но, эта «планка» должна быть реальной, соразмерной его способностям и возможностям.
Поэтому проблема формирования умений самонаблюдения – проблема рефлексии – давно выдвигается отечественными и зарубежными психологами как чрезвычайно важная для полного и гармоничного развития личности. Нельзя сказать, что этой проблеме не уделяется внимание в нашей школе. Однако несравнимо большее внимание уделялось и до сих пор уделяется внешней оценке со стороны учителя, иногда со стороны других учащихся. Однако понятие самооценки гораздо шире понятия самоконтроля и самопроверки. Важно, чтобы ученик был в состоянии адекватно оценивать свои знания, поступки, возможности. Кроме того, совершенно необходимо, чтобы он имел полное представление о процессе деятельности, который может привести к успешному результату. При этом в процессе познавательной деятельности ребята учатся вести дискуссию, аргументировать собственные действия, принимаемые решения. Если ученик, с одной стороны, умеет вслух объяснить другим уч-ся по группе и доказательно аргументировать свои действия, их последовательность, а с другой стороны, способен выслушать и услышать аргументы своих оппонентов и, в случае если эти аргументы оказываются для него убедительными, скорректировать свои действия, самоконтроля. Если при этом он способен не только скорректировать свои действия и решения, но и сделать выводы о своих дальнейших действиях, о своих возможностях достигать определенных результатов – это уже самооценка.
Однако умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования необходимо учить также, как мы стремимся вооружить детей знаниями, умениями, навыками, научить самостоятельно мыслить.
Процедура самооценки включает:
Разработка учителем четких эталонов оценивания и ознакомления с ними обучающихся. (На уроке обязательное аргументирование полученной оценки на заключительном этапе урока.)
Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов.
Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимися известны, и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты.
Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Сформированность умений самоконтроля, самооценки, самокритичности – умение работать над ошибками, реалистичность в оценки своих способностей.
Навыки рефлексии можно развивать на каждом этапе урока, при подведении итога на каждом этапе урока и в конце урока. Что узнал нового, что при работе на уроке было легко, а что нет. Над чем надо поработать самостоятельно, что надо спросить у учителя, а в чем могут помочь товарищи.
Адекватность оценивания собственных достижений можно формировать, предлагая ученику самостоятельно свободно выбирать задания, творческие задания, стимулировать к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
При диагностики посещенных уроков учитываются группы методов, их разновидность и приемы. Рассмотрим их с точки зрения развития индивидуальных качеств личности учащихся и его самореализации.
Оргмомент – способность ученика быстро концентрировать внимание, развитие самоорганизованности.
Постановка цели урока – навыки целепологания.
Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности учащихся их разновидность:
Беседа, рассказ – способность выслушать, услышать и осознать информацию.
Лекция – способность усваивать большой объем информации.
Доклад ученика – умение вслух объяснить и доказательно аргументировать свою точку зрения по рассматриваемому вопросу.
Дискуссия – умение с одной стороны вслух объяснить и доказательно аргументировать свои точку зрения, действия, их последовательность, а с другой, способность выслушать и услышать аргументы своих оппонентов и, в случае если эти аргументы оказываются для него убедительными, скорректировать свои действия и решения.
Инструктаж – умение четко выполнять инструкции, развитие самоорганизованности.
Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия
Методы стимулирования и мотивации учащихся.
Познавательные:
Создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений; выполнение творческих заданий – творческую активность.
Выполнение заданий на смекалку – адекватность оценивания собственных достижений.
Эмоциональные:
Создание ситуации успеха – способность к самосовершенствованию
Свободный выбор заданий - адекватность оценивания собственных достижений
Предъявление учебных требований – формирование самооценки (1 этап разработка учителем четких эталонов оценивания и ознакомления с ними обучающихся)
Методы контроля и самоконтроля.
Задание на дом.
Подведение итога урока - формирование рефлексии, адекватной самооценки,
Оценка – формирование самооценки: эталоны оценивания учащимися известны и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, анализ собственных результатов.
Помимо формирования индивидуальных качеств личности ученика и его самореализации на уроках, учащиеся могут реализовать эти качества и во внеурочное время.
В нашей школе, например, проводятся внеклассные мероприятия, предметные олимпиады.
В течение учебного года учащиеся школы участвуют в различных конкурсах, как школьного, так и районного уровня. Также самореализоваться ученики могут и на общешкольных и классных воспитательных мероприятиях, ставшими в нашей школе традиционными: День Учителя, Новогодний бал, День Матери. Общешкольные мероприятия по разным направлениям, носящими творческий характер, также способствуют реализации возможностей каждого учащегося, позволяют им самостоятельно оценить уровень своего развития и своевременно вносить «коррективы».
Модель личности выпускника.
Знания и умения
1.Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения образования.
2.Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне.
3.Грамотное и свободное владение устной и письменной речью.
4.Экологическая грамотность, понимание взаимосвязи человека с природой.
5.Знание основных достижений культуры.
6.Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию
Здоровье
1.Здоровый образ жизни.
2.Осознанное отношение к здоровью и физической культуре.
3.Овладение антистрессовой защитой, аутотренингом, самомассажем.
4.Умение применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи, способность действовать в чрезвычайных ситуациях.









Познавательная деятельность
1.Интеллнктуальная готовность и способность к продолжению образования.
2.Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их.
3.Способность использовать знания на практике.
4.Рациональная организация труда, самообразования, научно – исследовательской работы.
5.Умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем.
Культура личности, жизненная и нравственная позиция.
1.Гуманистическое мировоззрение.
2.Культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию.
3.Правовая культура.
4. Коммуникативность, культура общения.
5.Бережное отношение к общечеловеческим ценностям.
6.Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
7.Оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей.
8.Адекватная самооценка.
САМОРЕФЛЕКСИЯ
С
А
М
О
П
О
З
Н
А
Н
И
Е
С
А
М
О
О
Ц
Е
Н
К
А


ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ: выбор личностно – значимых целей самовоспитания




САМОМАТИВАЦИЯ





САМОКОНТРОЛЬ


КОРРЕКЦИЯ


Результаты деятельности
Изменения в личности







Улучше-
ние качества деятель-ности
Интеллек- туальное развитие
Умение управлять психичес-кими состояни-ями
Волевая целеуст-ремлен-ность
Культурное развитие





ПОТРЕБНОСТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ


Оргмомент – способность ученика быстро концентрировать внимание, развитие самоорганизованности.
Постановка цели урока – навыки целепологания.
Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности учащихся их разновидность:
Беседа, рассказ – способность выслушать, услышать и осознать информацию.
Лекция – способность усваивать большой объем информации.
Доклад ученика – умение вслух объяснить и доказательно аргументировать свою точку зрения по рассматриваемому вопросу.
Дискуссия – умение с одной стороны вслух объяснить и доказательно аргументировать свои точку зрения, действия, их последовательность, а с другой, способность выслушать и услышать аргументы своих оппонентов и, в случае если эти аргументы оказываются для него убедительными, скорректировать свои действия и решения.
Инструктаж – умение четко выполнять инструкции, развитие самоорганизованности.
Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия
Методы стимулирования и мотивации учащихся.
Познавательные:
Создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений; выполнение творческих заданий – творческую активность.
Выполнение заданий на смекалку – адекватность оценивания собственных достижений.
Эмоциональные:
Создание ситуации успеха – способность к самосовершенствованию
Свободный выбор заданий - адекватность оценивания собственных достижений
Предъявление учебных требований – формирование самооценки (1 этап разработка учителем четких эталонов оценивания и ознакомления с ними обучающихся)
Методы контроля и самоконтроля.
Задание на дом.
Подведение итога урока - формирование рефлексии, адекватной самооценки,
Оценка – формирование самооценки: эталоны оценивания учащимися известны и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, анализ собственных результатов.