Самостоятельная работа на уроках иностранного языка как средство формирования иноязычных коммуникативных навыков и умений
Искакова Наталья Николаевна
ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный
аграрный университет»
В специальных исследованиях часто задается вопрос о том, как развивать мышление и речь обучающихся на уроках иностранного языка, как помочь каждому ученику стать грамотным человеком, как воспитывать образованных, нравственных, предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Замечено, что добиться решения этих проблем можно, развивая самостоятельность обучающихся.
Развитие самостоятельности обучающихся – важнейшее средство социализации личности и развития её интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер.
Развития самостоятельности можно достичь, побуждая ученика к самостоятельным поискам, к сознательному выбору того или иного действия, самооценке результатов своей работы. Технология уровневой дифференциации позволяет соблюдать принцип личностно-ориентированного обучения, которое выступает как методическое проявление общей гуманизации обучения, основная цель которого – педагогическое содействие, поддержка и помощь каждому ученику.
Развитие самостоятельности является важнейшим элементом учебной деятельности школьников, между тем, считаю, остаётся наиболее слабым местом в системе навыков учебного труда многих учеников. Поэтому под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Самостоятельная деятельность – это наиболее часто используемая форма работы на уроках иностранного языка. Она является средством формирования коммуникативных навыков, так как направлена, в первую очередь, на развитие речи обучающихся, навыков выразительного, на обогащение словарного запаса школьников.
Самостоятельная работа, включающая использование различных форм самоконтроля и взаимоконтроля, интенсифицирует деятельность школьников, так как происходит активация разнообразных форм иноязычного общения (общение друг с другом в процессе работы в парах, в группах, общение с помощником учителя – консультантом, с учителем, общение с учебником, словарём, справочником).
Обосновано, что самостоятельную работу на уроках иностранного языка с целью формирования навыков и умений иноязычной коммуникации обучающихся необходимо использовать практически на всех этапах урока по иностранному языку:
- при целеполагании;
- при проверке домашнего задания;
- при изучении нового материала;
- при подготовке к усвоению новых знаний;
- при закреплении.
Важно не допускать перегрузки обучающихся, постараться разнообразить учебную деятельность школьников, учитывать потребность в различных формах иноязычного общения, а также индивидуальные особенности каждого ученика, уровень его подготовки, способности. На уроке иностранного языка самостоятельной работе отводится особое место (от 15 до 20 минут), хотя в некоторых случаях её длительность может увеличиваться.
При составлении заданий для самостоятельной работы по иностранному языку, направленных на формирование навыков и умений иноязычной коммуникативной деятельности, учитывается, что степень сложности должна отвечать учебным возможностям обучающихся 5-6 классов, т.е. применяются технологии разноуровневой дифференциации. Чтобы узнать, какой вид мотивации преобладает у каждого из учеников и на каком уровне она развита, используются результаты работы школьного психолога. Эти исследования позволяют учесть такие индивидуальные особенности обучающихся, как работоспособность, вид памяти, уровень мотивации, способность к репродуктивному и продуктивному мышлению, что, в свою очередь, помогает индивидуализировать учебный материал, и, как результат, эффективнее формировать навыки и умения иноязычной коммуникативной деятельности обучающихся.
Полагаем, что в процессе формирования навыков и умений иноязычной коммуникации необходимо выбирать самые разные формы организации самостоятельной работы:
- парную;
- индивидуальную;
- групповую.
Более подробно остановимся на таком виде самостоятельной работы на уроках иностранного языка, как работа в паре. Принцип работы основан на временной передаче обучающимся функций, выполняемых учителем. Если есть возможность, подбирается пару так, чтобы один из учеников был сильнее. Применение коллективной формы обучения иноязычной коммуникации даёт возможность трудиться всем ребятам, которые учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться на иностранном языке, помогать друг другу. Оценивая свою работу, ученики пользуются памяткой.
Далее выставляются оценки друг другу за устную работу. Проверяют по одному обучающемуся из каждого варианта, затем раздают карточки (практическая часть).
Часто на уроках иностранного языка используются словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценок записываю на доске.
Работа в паре позволяет ученику соотнести свои иноязычные коммуникативные знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач, учится общению на иностранном языке, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.
Выполняя самостоятельные задания, направленные на формирование иноязычных навыков и умений, обучающиеся могут работать в группах.
Часто используют на уроках иностранного языка такой прием, как самостоятельное составление связного рассказа на заданную тему. Как правило, ученики получают это задание на дом, ведь домашняя самостоятельная работа - основная часть процесса обучения, главная её цель - расширить и углубить знания, умения и навыки, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования, способности обучающихся.
Самостоятельную работу используют, например, и при заполнении таблицы, при работе с текстами на иностранном языке, с разноуровневыми карточками, при самостоятельном поиске учениками дополнительного материала к уроку иностранного языка, при работе с кроссвордами и другими занимательными заданиями, при заучивании и пересказе иноязычного текста, а в дальнейшем - при подготовке рефератов и докладов на иностранном языке.
Самостоятельную деятельность используют не только во время уроков иностранного языка, но и во внеурочное время. В частности, она реализуется через исследовательскую работу (обучающиеся могут принимать участие в школьном конкурсе исследовательских работ) и подготовку к олимпиадам по иностранному языку. Эффективность самостоятельной работы обеспечивается не только качеством дидактического материала, но и тем, как обеспечивается проверка результатов её выполнения, поэтому при изучении орфографии и синтаксиса иностранного языка применяю такой вид работы, как буквенный диктант. Он позволяет сэкономить время, выяснить, насколько понят иноязычный фонетический, лексический и грамматический материал. На уроках-зачетах, уроках-практикумах для активизации каждого ученика, его самостоятельности использую графические диктанты.
Нередко учителя сталкиваются и с такой проблемой как неумение слушать иноязычную речь. С этой целью предлагаются задания типа составления плана сообщения учителя, ученика, записывание ключевых иноязычных слов, вопросы, устное рецензирование текста на иностранном языке.
Всё перечисленное формирует навыки самостоятельной деятельности, а главное - формирует личность, совершенствует иноязычные коммуникативные навыки и умения, развивает речь иноязычную речь обучающихся.