Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Владимирской области
«Владимирский индустриальный колледж»
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
дисциплины ОП.01 Основы черчения
профессия: 11.01.01(210401.02) «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»
2016
Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
ПЦК зам. директора
Электротехнических дисциплин по УМР протокол №_____от___________ ______ Л.В.Смирнова
Председатель ПЦК:_____ Н.Н.Мелентьева
Разработчик: Мелентьева Н.Н. - преподаватель ГБПОУ ВО «ВИК»
Рецензенты:
Содержание
стр.
Пояснительная записка ………………………………………………… 4
Распределение заданий по темам и разделам рабочей ………………5
программы
Указания по выполнению основных видов самостоятельной ……….8
работы
Литература………………………………………………………………24
Пояснительная записка
Методические указания по выполнению самостоятельной работы составлены для студентов 1 курса.
Самостоятельная работа проводится с целью:
Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний
Формирования умений использовать специальную литературу справочную документацию.
Развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности
Формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации
Развитию исследовательских умений.
В методических указаниях перечислены все разделы и темы программы, а также виды задания самостоятельной работы по каждой теме.
Количество часов, отведенное на выполнение самостоятельной работы- 25 (в соответствии с рабочей программой).
Студенты при самоподготовке могут использовать не только основную литературу, но и дополнительную (указана в конце методических указаний).
Распределение заданий по темам и разделам рабочей программы
Наименование разделов и тем | Кол-во часов для с. раб. | Вид задания | Формируемые ОК и ПК |
Тема 1. Введение в курс черчения | 3 | Графическая работа «Линии чертежа». Графическая работа «Нанесение размеров. Основная надпись». Подготовка к практической работе. Оформление отчета по работе Выполнение тестовых заданий по теме | ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 |
Тема 2. Применение геометрических построений | 4 | Графическая работа «Деление окружности на равные части. Построение многоугольников» Подготовка к практической работе. Оформление отчета по работе. Построение геометрических фигур – практическое задание | ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 |
Тема 3. Аксонометрические и прямоугольные проекции | 4 | Графическая работа «Построение третьей проекции по двум заданным» Ответить на вопросы теста. Подготовка к практической работе. Оформление отчета по работе. Презентация «Аксонометрические проекции». | ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 |
Тема 4.Сечения и разрезы | 3 | Практическая работа «Обозначение сечений на чертежах» Практическая работа «Обозначение разрезов на чертежах» Подготовка к практической работе. Оформление отчета по работе Тестовые задания по теме | ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 |
Тема5. Рабочие чертежи деталей | 3 | Графическая работа «Выполнение чертежа печатной платы» «Нанесение на чертеж паяного и клеевого соединения» Ответить на вопросы теста. Подготовка к практической работе. Оформление отчета по работе Доклад «Применение паяного и клеевого соединения при монтаже печатных плат и способах их обозначения на чертежах» | ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 |
Тема 6. Сборочные чертежи | 4 | Графическая работа «Выполнение сборочного чертежа печатной платы» Графическая работа «Составление эскизно-операционных карт техпроцесса монтажа узла» Подготовка к практической работе. Оформление отчета по работе Оформление отчета по работе Работа с ЕСКД | ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 |
Тема 7. Схемы | 4 | Графическая работа «Выполнение структурных и монтажных электрических схем». Графическая работа «Выполнение простых принципиальных электрических схем» Подготовка к практической работе. Оформление отчета по работе Таблица «Условно-графические обозначения ЭРЭ на принципиальных схемах» Подготовка к зачету | ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 |
Цель самостоятельной внеаудиторной работы: - содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании,
- умение искать необходимую информацию в интернет источниках;
- умение использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Задачи самостоятельной работы:
- углубление и систематизация знаний;
- постановка и решение познавательных задач;
- практическое применение знаний, умений;
- развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля над его эффективностью;
- развитие умения самостоятельно принимать решения.
Критерии оценки:
Отметка « 5» ставится, если обучающийся:
самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы; чертежи читает свободно;
при необходимости умело пользуется справочным материалом;
ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Отметка « 4» ставится, если обучающийся:
самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи;
справочным материалом пользуется, но ориентируется в нем с трудом;
при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний преподавателя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.
Отметка « 3» ставится, если обучющийся:
чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно;
в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью преподавателя.
Отметка « 2» ставится, если обучающийся:
Тема 1. Введение в курс черчения
Цель самостоятельной внеаудиторной работы:
-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний.
-формирование умений использовать теоретические знания на практике;
-формирование умения выполнения геометрических построений
-развитие исследовательских умений.
Вид задания самостоятельной работы:
а) Подготовка к практической работе
1.Внимательно прочитайте учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
Подготовьтесь к выполнению практической работы «Линии чертежа», для чего рекомендуется повторить материал, который вместе с преподавателем разбирался на аудиторном занятии.
Составьте отчет по практической работе в соответствии с требованиями стандартов и сдайте преподавателю на проверку.
б) Выполнение тестов по теме
Тесты на проверку знаний по теме « Линии чертежа».
При выполнении чертежей применяют линии:
а) различной толщины и начертания;
б) одинаковой толщины и начертания;
в) по усмотрению чертежника.
Правила начертания линий устанавливаются:
а) учителем;
б) лично студентом;
в) стандартом.
Для изображения видимых контуров предмета, рамки и графы основной надписи применяют:
а) штриховую линию;
б) сплошную толстую основную;
в) сплошную тонкую;
г) любую.
4.Штриховая линия состоит из:
а) отдельных штрихов;
б) штрихов и точек между ними;
в) только из точек.
5.Невидимый контур детали чертят:
а) сплошной тонкой линией;
б) штриховой;
в) штрихпунктирной;
г) не изображают никакой линией.
6.Для изображения оси симметрии детали применяют линию:
а) волнистую;
б) штрихпунктирную;
в) сплошную толстую.
7.Штрихпунктирная линия состоит из:
а) штрихов и точек между ними;
б) коротеньких штрихов;
в) точек.
8.Толщина сплошной толстой линии составляет:
а) 0,5 мм;
б) 1 мм;
в) 1,4 мм;
г) все перечисленные.
9.Для проведения центровых линий окружности применяют:
а) штрихпунктирную линию;
б) сплошную тонкую (если диаметр окружности меньше 12 мм );
в) обе перечисленные линии.
10.Размерные и выносные линии чертят:
а) сплошной тонкой линией;
б) штриховой;
в) по усмотрению чертежника.
Вопросы для самоконтроля:
Какие типы линий используются при выполнении графических изображений?
Какая линия применяется для изображения видимого контура?
Какая линия применяется для нанесения выносных и размерных линий?
Какая линия применяется для изображения осей симметрии и центровых линий?
В каких случаях используется сплошная тонкая линия?
Чему соответствует размер шрифта?
Чему равна ширина прописных букв?
Тема 2. Применение геометрических построений
Цель самостоятельной внеаудиторной работы:
-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний.
-формирование умений использовать теоретические знания на практике;
-формирование умения выполнения геометрических построений
-развитие исследовательских умений.
Вид задания самостоятельной работы:
а) Подготовка к практической работе
1.Внимательно прочитайте учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
2.Подготовьтесь к выполнению практической работы «Деление окружности на равные части. Построение многоугольников», для чего рекомендуется повторить материал, который вместе с преподавателем разбирался на аудиторном занятии.
3.Составьте отчет по практической работе в соответствии с требованиями стандартов и сдайте преподавателю на проверку.
б) Построить в заданных окружностях геометрические плоские фигуры.

Вопросы для самоконтроля:
1.Что такое геометрические построения?
2. Перечислите инструмент, применяемый при выполнении геометрических построений.
3. Какими линиями выполняют вспомогательные построения?
Тема 3.Аксонометрические и прямоугольные проекции
Цель самостоятельной внеаудиторной работы:
-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний.
-формирование умений использовать теоретические знания на практике;
-формирование умения выполнения геометрических построений
-развитие исследовательских умений.
Вид задания самостоятельной работы:
а) Подготовка к практической работе
1.Внимательно прочитайте учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
2.Подготовьтесь к выполнению практической работы «Построение третьей проекции по двум заданным», для чего рекомендуется повторить материал, который вместе с преподавателем разбирался на аудиторном занятии.
3.Составьте отчет по практической работе в соответствии с требованиями стандартов и сдайте преподавателю на проверку.
б) Подготовить презентацию «Аксонометрические проекции».
Над одной презентацией работают не более трех студентов. Число студентов, привлекаемых к работе, будет зависеть от цели презентации, объема работы и уровня сложности выбранной темы.
На защиту работы отводится не более 15 минут.
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов. Первый лист - это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: тема; фамилия, имя, отчество автора, группа.
Должно быть небольшое количество слайдов (например, не более пятнадцати), не перегруженных избыточной информацией. Основная информация располагается в центре слайда.
В тексте ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.
«Наглядность» работы. Текст с выделенными определениями, иллюстрациям л, таблицами, чертежами и т.д. а также «спокойное», не раздражающее сочетание цветов, не мешающее восприятию информации. Для текста используется не более двух цветов. Шрифт не менее восемнадцатого.
При демонстрации слайдов можно использовать видеоэффекты, звуковое сопровождение, но стоит помнить, что это сопровождение должно быть сведено к минимуму, чтобы не мешать восприятию основной информации.
После создания презентации необходимо отрепетировать показ и выступление, обратить внимание как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране)
Вопросы для самоконтроля:
Каково взаимное расположение плоскостей проекций? Как направлены проецирующие лучи, по отношению к плоскостям проекций?
Выполните схемы расположения осей для прямоугольной изометрии и прямоугольной диметрии. Укажите величину углов и коэффициенты искажения по осям.
Постройте правильный треугольник со стороной равной 35мм в прямоугольной изометрии, расположив его на плоскостях проекций.
Тема 4.Сечения и разрезы
Цель самостоятельной внеаудиторной работы:
-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний.
-формирование умений использовать теоретические знания на практике;
-формирование умения выполнения геометрических построений
-развитие исследовательских умений.
Вид задания самостоятельной работы:
а) Подготовка к практической работе
1.Внимательно прочитайте учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
2.Подготовьтесь к выполнению практической работы «Обозначение сечений и разрезов на чертежах », для чего рекомендуется повторить материал, который вместе с преподавателем разбирался на аудиторном занятии.
3.Составьте отчет по практической работе в соответствии с требованиями стандартов и сдайте преподавателю на проверку.
б) Выполнение домашнего задания (тесты по теме)
Тесты на проверку знаний по теме « Сечения и разрезы».
1. Если вид и разрез симметричны, то на чертеже рекомендуется соединить половину вида и половину разреза
A. по осевой линии,
B. разделяя их тонкой волнистой линией,
C. без разграничения
2. Местный разрез выполняют для
A. выявления устройства детали,
B. выявления устройства детали только в отдельном узко ограниченном месте
3. Фронтальный, профильный, горизонтальный разрез обычно располагают
A. на свободном месте рабочего поля чертежа,
B. в проекционной связи с видом
4. На одном чертеже может быть
A. один разрез,
B. ни одного разреза,
C. несколько.
5. Разрез предназначен для
A. усложнения чертежа,
B. выявления внутреннего устройства предмета
6. Что называют сечением?
А. проецирование фигуры, полученной пересечением предмета плоскостью,
В. изображение фигуры, полученной пересечением предмета плоскостью,
С. отображение фигуры, полученной пересечением предмета плоскостью.
D. геометрическая фигура, полученная соединением.
7. Как обозначают сечения?
А. буквами и стрелками,
В. цифрами и стрелками,
С. буквами без стрелок,
D. цифрами и буквами.
8. Как выделяют сечения?
А. штриховкой,
В. штрихпунктирной линией,
С. толстой линией,
D. волнистой линией.
9. Какое изображение называют разрезом
А. изображение предмета, мысленно рассеченного плоскостью,
В. отображение фигуры,
С. проецирование предмета, мысленно рассеченного плоскостью,
D. изображение фигуры, соединенного с плоскостью.
10. Какой разрез называется местным?
А. разрез, позволяющий показать внутреннее строение нужной нам части детали,
В. разрез, позволяющий показать внешнее строение детали,
С. разрез, позволяющий показать половину детали,
D. разрез, выполненный по плоскости симметрии детали
11. Какой линией на чертежах разделяют часть вида и часть разреза?
А. штриховой линией,
В. толстой линией,
С. тонкой линией,
D. штрихпунктирной линией
Вопросы для самоконтроля:
1.Какое изображение называется разрезом?
2. Какой разрез называется простым?
3. Какой разрез называется сложным?
4. В чем отличие ломаного разреза от ступенчатого?
5. Какое изображение называют сечением?
6. Как сечения классифицируются?
7. Какие сечения не имеют обозначений?
8. Чем сечение отличается от разреза?
9. Какие условности приняты для изображения сечений, отличающих цилиндрическое отверстие от призматического отверстия?
10. Как обозначаются сечение и разрезы на чертеже?
11. В каких случаях разрезы не обозначаются?
12. Когда можно соединять часть вида с частью разреза детали?
Тема5.Рабочие чертежи деталей.
Цель самостоятельной внеаудиторной работы:
-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний.
-формирование умений использовать теоретические знания на практике;
-формирование умения выполнения геометрических построений
-развитие исследовательских умений.
Вид задания самостоятельной работы:
а) Подготовка к практической работе
1.Внимательно прочитайте учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
2.Подготовьтесь к выполнению практической работы «Выполнение чертежа печатной платы», для чего рекомендуется повторить материал, который вместе с преподавателем разбирался на аудиторном занятии.
3.Составьте отчет по практической работе в соответствии с требованиями стандартов и сдайте преподавателю на проверку.
б) Подготовить доклад «Применение паяного и клеевого соединения при монтаже печатных плат и способах их обозначения на чертежах»
Доклад - вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных с занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привлекается несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В учебных заведениях доклады содержательно практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачетной работой
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие материалы соединяют с помощью пайки?
2. Как обозначают на чертеже паяное соединение?
3. Как обозначают на чертеже клеевое соединение?
4. Подготовка поверхности перед операцией склеивание.
5. Какое соединение обладает большей прочностью?
Тема 6. Сборочные чертежи
Цель самостоятельной внеаудиторной работы:
-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний.
-формирование умений использовать теоретические знания на практике;
-формирование умения выполнения геометрических построений
-развитие исследовательских умений.
Вид задания самостоятельной работы:
а) Подготовка к практической работе
1.Внимательно прочитайте учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
2.Подготовьтесь к выполнению практической работы «Выполнение сборочного чертежа печатной платы», для чего рекомендуется повторить материал, который вместе с преподавателем разбирался на аудиторном занятии.
3.Составьте отчет по практической работе в соответствии с требованиями стандартов и сдайте преподавателю на проверку.
б) Работа с ЕСКД
Правила оформления графических документов при разработке технологического процесса
По ГОСТ 3.1104-81.
1. К графическим документам при разработке технологического процесса относятся карты эскизов (формы 7 и 7а ГОСТ 3.1105-84), которые выполняют для операций, связанных с изменением формы и размеров заготовки или детали.
2. На одной карте эскизов выполняют не более трех эскизов. При этом над каждым эскизом указывают номер соответствующей операции и подчеркивают его, например,
“Операция 010”.
При этом номера этих операций в графе 8 “Номер операции”- не указывают.
3. Эскизы выполняют без масштаба с использованием электронных графических программ (AutoCAD,). При выполнении эскиза следует выдерживать соотношения размеров элементов детали или заготовки.
4. Деталь или заготовку на эскизе изображают в том виде, в каком она получается после выполнения операции. При этом на эскизе показывают необходимые разрезы, сечения и выносные элементы.
Главным видом должен быть вид, показывающий заготовку или деталь со стороны рабочего места.
5. Поверхности, обработанные на данной операции, обводят толстыми линиями. Все остальные поверхности вычерчивают тонкими или пунктирными линиями.
6. На эскизе проставляют только те размеры, которые получают в результате выполнения данной операции
7. На эскизе все размеры или конструктивные элементы обрабатываемых поверхностей условно нумеруют арабскими цифрами. Нумерация размеров или конструктивных элементов производится в порядке выполнения данной операции.
Если операция имеет несколько установов, то проводят сквозную нумерацию размеров для всех установов.
8. Таблицы и графики, а также технические требования, поясняющие эскиз детали, помещают на свободной части карты эскизов справа от изображения детали.
9. Справочные размеры, а также размеры получаемые расчетным путем на эскизе отмечают знаком – “*”, а в технических требованиях записывают:
“* Размеры для справок” или “* Расчетные размеры”.
Операционный эскиз является документом, который по своему назначению и содержанию заменяет рабочему, выполняющему данную операцию, рабочий чертеж детали. Графическое изображение следует выполнять карандашом, пастой или тушью с применением чертежного инструмента. Операционные эскизы заготовки допускается вычерчивать в произвольном масштабе (желательно в одном для каждой операции данного процесса) с соблюдением пропорций
Технологическая операция является законченной частью технологического процесса и выполняется на одном рабочем месте одними и теми же средствами труда.


Вопросы для самоконтроля:
Как на сборочном чертеже печатной платы вычерчивают навесные элементы?
Что записывают в технических требованиях к сборочному чертежу?
Что должно быть указано на сборочном чертеже печатной платы?
Что содержит раздел «прочие изделия» спецификации?
Какой масштаб используют при выполнении эскизов на карте?
Какие линии чертежа используют при выполнении основной и предыдущей операции?
Какие технические требования указывают на карте эскизов?
Тема 7.Схемы
Цель самостоятельной внеаудиторной работы:
-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний.
-формирование умений использовать теоретические знания на практике;
-формирование умения выполнения геометрических построений
-развитие исследовательских умений.
Вид задания самостоятельной работы:
а) Подготовка к практической работе
1.Внимательно прочитайте учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
2.Подготовьтесь к выполнению практической работы «Выполнение структурных и монтажных электрических схем», для чего рекомендуется повторить материал, который вместе с преподавателем разбирался на аудиторном занятии.
3.Составьте отчет по практической работе в соответствии с требованиями стандартов и сдайте преподавателю на проверку.
б) Составить таблицу «Условно-графические обозначения электрорадиоэлементов на принципиальных схемах»
Оформление таблиц
Цифровой материал, как правило, оформляется в виде таблиц. Таблица может иметь тематический заголовок, который выполняется строчными буквами (кроме первой прописной).
Все таблицы, если их несколько, нумеруются в пределах каждого раздела. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Над левым верхним углом таблицы помешают надпись «Таблица» с указанием номера таблицы без знака «№». Слово «Таблица» при наличии тематического заголовка пишут над заголовком.
Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.
Заголовки граф указываются в единственном числе. Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки - со строчных. Если подзаголовки имеют самостоятельное значение, их начинают с прописной буквы.
Графу «№ п\п» в таблицу не включают. Для облегчения ссылок в тексте пояснительной записки допускается нумерация граф таблицы.
Если цифровые данные и графах таблицы имеют различную размерность, она указывается и заголовке каждой графы. Если все параметры, размешенные в таблице, имеют одну размерность, сокращенное обозначение единицы измерения помещают над таблицей. Если все данные в строке имеют одну размерность, се указывают в соответствующей строке боковина таблицы.
Слова «более», «не более», «менее», «не менее», «в пределах» помещают рядом с наименованием соответствующего параметра или показателя (после размерности) в боковине таблицы или заголовке графы.
Если цифровые или иные данные в графе таблицы не приводятся, то в графе ставят прочерк.
Числовые величины в одной графе приводятся с одинаковым количеством десятичных знаков.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назначение структурной схемы
2. Чем отличается структурная схема устройства от функциональной?
3. Какой вид монтажа используется на электромонтажном чертеже?
4. Какой текстовый документ прилагается к электромонтажному чертежу?
5. Назначение схемы электрической принципиальной
6. Как обозначаются элементы, входящие в схему?
7. Как составляется позиционное обозначение элемента?
8. Что указывается в графе «примечание» перечня элементов?
9. В каком порядке записываются элементы в перечне элементов?
Список литературы
Основные источники:
1.А.М.Бродский. Черчение (металлообработка) М. Академия, 2007
2. Л.С.Васильева. Черчение (металлообработка) практикум, Академия, 2009
3. А.П. Ганенко. Оформление текстовых графических материалов, Академия, 2006
Интернет-ресурсы:
http://webwarper.yi.оrg/ru/ window.edu.ru /window/ catalog
http:// www.edu.ru/db/porta/ sites/ school –page.htmhttp://homart.ru/
http:// www.edu.ru/modules
Электронный ресурс «Общие требования к чертежам». Форма доступа:http://www. propro.ru.
Электронный ресурс «Инженерная графика». Форма доступа: http://www.informika.ru.
32