Самоуправление в начальной школе
Самоуправление - управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе.
Ученическое самоуправление - это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Принципы самоуправления
- Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
- Чередование. Возможность менять «роли» по желанию учащегося.
- Самостоятельности . Творчество, активность, самостоятельность учащихся.
- Ответственность . Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе
и её результатах перед общим собранием
Этапы развития самоуправления в начальных классах
1этап - изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.
2 этап - укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого "Делай как я!" - основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.
3 этап - развитие самоуправленческих начал. Девиз: "Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!" Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим. 4 этап - лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива. Девиз: "Сей добро, оделяй добром!"
- во 2 классе – работа в парах и группах
(временные поручения)
- в 3 и 4 классах - работа командами
(постоянные поручения)
- работа по обучению классному
самоуправлению ведется в форме игры.
- система классного самоуправления рассчитана на 4 года обучения в начальной школе
- система классного самоуправления рассчитана на 4 года обучения в начальной школе
- система классного самоуправления рассчитана на 4 года обучения в начальной школе
- система классного самоуправления рассчитана на 4 года обучения в начальной школе
- система классного самоуправления рассчитана на 4 года обучения в начальной школе
- 1 класс– знакомство с поручениями
(задания)
3.Выяснить способности и интересы каждого ( каждый «житель» имеет свою профессию – поручение, занимает посты «министерств»)
4.Определить правила жизни в «стране»
Этапы игры :
1.Придумать название «страны».
2.Выбрать необходимые направления:
(«министерства»)
Ключевые заповеди и принципы:
С – самостоятельность, самосовершенствование
В – взаимодействие, взаимопомощь
Е – единство, единое планирование
Т – толерантность, творчество, труд
Л – любознательность
Я – яркость, ясность
Ч – честность
О – образованность, ответственность
К – компетентность
Классный коллектив делится на микроколлективные экипажи, каждый из которых имеет свое название. Во главе каждого экипажа стоит командир.
№ п/п
Название экипажа
1.
2.
«Солнышко»
Девиз экипажа
«Дружные»
На орбите школьных знаний
Мы сияем ярче всех,
На любых соревнованьях
Ждет всегда нас всех успех!
3.
4.
«Электроник»
Дружба нам всего дороже,
Вместе все мы сделать сможем.
Свою дружбу сохраним,
Все вершины покорим!
«Веселята»
5.
Ни шагу назад,
Ни шагу на месте,
А только вперед
И только вместе!
Не унывай и будь смелей,
Чтоб в классе было веселей!
Не злись, не хмурься, не робей –
И ты найдешь себе друзей!
«Ручеек»
Ручеек бежит игриво,
Быстро, весело, красиво.
Мы пробьем себе дорогу
И придем к вам на подмогу!
№ п/п
1.
Название экипажа
«Солнышко»
Девиз экипажа
2.
Логотип экипажа
На орбите школьных знаний
Мы сияем ярче всех,
На любых соревнованьях
Ждет всегда нас всех успех!
«Дружные»
3.
«Электроник»
Дружба нам всего дороже,
Вместе все мы сделать сможем.
Свою дружбу сохраним,
Все вершины покорим!
4.
Ни шагу назад,
Ни шагу на месте,
А только вперед
И только вместе!
«Веселята»
5.
«Ручеек»
Не унывай и будь смелей,
Чтоб в классе было веселей!
Не злись, не хмурься, не робей –
И ты найдешь себе друзей!
Ручеек бежит игриво,
Быстро, весело, красиво.
Мы пробьем себе дорогу
И придем к вам на подмогу!
МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ 2Б КЛАССА
Собрание учащихся класса
Творческие группы
Временные инициативные группы
Командир и Совет класса
Культура и досуг
Труд и забота
Спорт и ЗОЖ
Правопорядок
Наука и образование
« Министерство здравоохранения»
- проверяет санитарно – гигиенические навыки детей
- собирает интересную информацию о здоровье
- оформляет сообщения и стенгазеты
«Министерство охраны природы»
- проводит различные исследования по заданию учителя
- заботится о цветах класса
- находит интересные материалы о природе и оформляет их в виде стенгазет
«Министерство образования»
- оказывает помощь в учебной работе
- участвует в подготовке и проведении предметных недель и учебных встреч
- оформляет занимательные задания по предметам
«Министерство культуры»
- принимает участие в подготовке праздников, утренников
- проводит игры на переменах
- оформляет стенгазеты
Министерство физкультуры и спорта»
- организует игры на переменах, во время экскурсий на природу
- проводит физминутки на уроках
- следит за соблюдением правил безопасности на переменах
- готовит интересные сообщения о спорте
«Министерство труда»
- следят за сохранностью и чистотой школьной мебели, учебников
- координирует работу дежурных
- готовит сообщения о профессиях
«Главный министр»
- к оординирует работу всех «министерств»
- помогает по мере необходимости
- принимает отчеты о выполнении поручений .
- каждое «министерство» отчитывается о своей работе один раз в неделю или 1 раз в 2 недели.
- смена составов «министерств» и «главного министра» проводится каждую четверть
Ожидаемый результат.
- Обретение чувства уверенности в себе.
- Умение поддерживать других.
- Осознание ответственности за свои поступки.
- Расширение представлений о себе, своих возможностях.
- Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
- Стремление использовать свои умения на радость близким.
- Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.
- Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.
Спасибо за внимание!