5 класс
Контрольный диктант №1
Ёж.
Через пни и колоды, кочки и поляны топает в свое логово еж.
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю в землю черви. Скрылись ящерицы. В кружки свились скользкие змеи и ужи. Трудно находить жуков и лягушек.
В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает в нору душистые сухие листочки и мягкий лесной мох.
Скоро залезет еж в свое логово на всю долгую зиму. Придет зима. Накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под толстым пушистым одеялом тепло ежу. Никто не найдет его логова, никто не разбудит. До весеннего солнышка проспит еж. Будут ему сниться лесные ежиные сны.
(По И.Соколову-Микитову)
Грамматическое задание:
1. Выпишите 2 слова, в корнях которых проверяемые безударные гласные (1 вар.), проверяемые согласные (2 вар.)
2. Подчеркните грамматические основы в предложениях:
В кружки свились скользкие змеи и ужи. (1 вар.)
Накроет его нору глубокий снежный сугроб. (2 вар.)
3. Разберите слова по составу:
Готовит, снежный, ящерицы. (1 вар.)
Накроет, душистые, жуков. (2 вар.)
5 класс
Контрольный диктант №2
Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.
На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.
Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.
Мы побежали домой, но вымокли до нитки.
(97 слов.)
Грамматическое задание:
1. Выпишите 2 слова, в корнях которых проверяемые согласные (1 вар.), проверяемые безударные гласные (2 вар.)
2. Подчеркните грамматические основы в предложениях:
Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. (1 вар.)
На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. (2 вар.)
3. Разберите слова по составу:
Замолкли, проливной, рыбаки. (1 вар.)
Спешили, медовый, нитки. (2 вар.)
5 класс
Контрольный диктант №3
Заячьи лапы.
Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о зайце.
В августе ходил дед охотиться. Попался ему заяц с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше, но затревожился. С юга сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел. Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дым выедал глаза. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом. Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели.
Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!»
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца, отнес домой и вылечил.
(По К. Паустовсому)
Грамматическое задание:
1. Найдите в тексте сложное предложение с союзом ЧТО, графически докажите, что предложение сложное. (1 вар.)
Найдите в тексте сложное предложение с союзом КОГДА, подчеркните грамматические основы. (2 вар.)
2. Найдите в тексте предложение с однородными членами, соединенными союзом НО, подчеркните их. (1 вар.)
Найдите в тексте предложение с однородными членами, соединенными интонационно и с помощью союза И, подчеркните однородные члены предложения. (2 вар.)
3. Составьте схему предложения с прямой речью.
5 класс
Контрольный диктант №3
Много столетий считалось, что вылечиться от укуса тарантула можно только музыкой. Врач являлся к больному с музыкантами. Звучал быстрый, веселый мотив. Больной вставал с постели и танцевал. Считалось, что яд тарантула выделяется с потом. Поэтому, чем быстрее и дольше танцевал больной, тем успешнее шло выздоровление. Составлялся даже список музыкальных произведений. Но подходящих мелодий было все-таки мало, и стали сочинять специальные для излечения от тарантизма. Они так и назывались – «тарантелла». Это были быстрые, веселые мотивы, под которые хорошо танцевалось. Они полюбились людям, и музыканты стали их исполнять не только у постели больных, но и на свадьбах, именинах, разных праздниках. Так родился веселый народный итальянский танец «тарантелла».
(По Ю. Дмитриеву)
Грамматическое задание:
Выполните фонетический разбор слов мотив, яд (1 вариант), являлся (2 вариант).
Произведите синтаксический разбор предложений:
Врач являлся к больному с музыкантами. (1 вар.) Больной вставал с постели и танцевал. (2 вар.)