«Секреты волшебницы Речи»
Риторика – одна из самых древних наук на земле.
Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего.
Учитывая, что в центре современной риторики находится человек, который общается (общающийся человек), то основной задачей курса является обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Что же понимается под эффективным общением и как общение можно считать эффективным?
Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана, например:
Я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем прошу.
Я хочу разделить горе человека, утешить его (задача духовного плана), и мне это удается.
Курс «Риторика для дошкольников» интегрирует в себе различные дисциплины:
Лингвистику;
Психологию;
Педагогику;
Логику;
Философию.
Таким образом, главной целью курса «Риторика для дошкольников» является обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.
Задачи курса:
Познакомить детей с нормами русского литературного языка;
Развить качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание;
Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;
Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях;
Помочь детям усвоить формулы речевого общения;
Привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к истории языка, воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.
Основополагающие принципы курса
Принцип деятельности. Участвуя в игровых обучающих ситуациях, ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний.
Принцип вариативности. Каждый педагог вправе творчески использовать предлагаемый дидактический материал, ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также создания аналогичных речевых ситуаций, не противоречащих конкретной теме.
Принцип креативности (организации творческой деятельности). Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая конкретные речевые ситуации, в которых участвует каждый ребенок.
Принцип доступности изучаемого материала. Построение курса в содержательном плане представляет собой спираль, по которой происходит восхождение ребенка к знаниям от простого к сложному.
Принцип непрерывности. Процесс речевого развития не заканчивается на занятиях по риторике, а продолжается и в совместной, и в самостоятельной деятельности детей, охватывая полностью всю жизнедеятельность ребенка как в детском саду, так и дома, в семье.
Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является диалог, при котором педагог включает в беседу-общение (беседу-диалог) каждого ребенка.