Секреты воспитания классного руководителя.
С первого дня своей работы в школе я не только учитель, но и классный руководитель, а это значит я друг, я советчик, я помощник. Недавно меня спросили: «А в чем твой секрет классного руководителя?».
Когда – то я услышала одну восточную мудрость «Ребёнок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь», со своей стороны я бы к этой мудрости добавила слова, а когда зажжешь, умей поддержать его. В этом и заключается мой секрет.
Вы спросите: «А как я поддерживаю этот огонь?».
Просто я придерживаюсь нескольких правил:
Не подсказывай решения, а создай условия для создания решений.
Доверяй детям и давай им свободу выбора и действий. Когда мы готовим мероприятия, то я всегда говорю ребятам: «Я поддержу любую вашу идею». Они мыслят менее стереотипно, поэтому являются «генераторами» уникальных и креативных идей. И сколько раз это помогало нам подготовить оригинальное мероприятие.
Или например:
Мы взрослые ломаем голову, как приобщить детей к книгам. А у _________ идея организовать «Книжный клуб – проект волонтёров чтения», где совместно с издательством «РОСМЭН» проводить сходки книжного клуба, я сначала восприняла всё это настороженно и слово сходка, мне не особо понравилось, но не вмешиваюсь, наблюдаю, попутно сама интересуюсь, а что это за Книжный клуб. И что же. _________ прекрасный организатор, его мероприятия очень интересны не только ребятам, но и нам взрослым. Однажды когда подошло время проведения очередной сходки клуба, я узнаю, что ____________ в «Артеке», а вместо него сходку готовит и проводит ______, это тот самый _______, который раньше книги читал, только для того чтобы не получить «два» по литературе! У него все здорово получилось! И я обязательно ему скажу, какой он молодец, ведь это моё второе правило.
Не пропусти момента, когда достигнут первый успех. У каждого своё понятие успеха. И я считаю важно не пропустить, то самый момент, когда ребёнок достиг, может быть не заметного для других, но такого важного для себя успеха. ________ бойкая девчонка и за словом в карман не полезет, но я прекрасно понимала, сколько внутренних усилий ей стоило выступить со стихотворением перед всем посёлком на годовщину празднования Дня Победы, но я рядом и знаю, что скажу ей, когда она спуститься трибуны, она большая молодец, у неё все получилось.
Ищи в каждом то, что будет отличать его от других, никогда не сравнивай детей друг с другом. В каждом ребёнке стараюсь найти именно его изюминку, именно, то чем он не похож на других. Но не только найти для себя, но и помочь другим её увидеть. В классе есть девочка, которая всегда говорит, что ничего не запоминает, но я то знаю, что ей это только кажется. И вот к очередному конкурсу чтецов прошу учителя литературы помочь подготовить ей стихотворение. И моя вот она уже два года подряд занимает призовые места.
Умей учится у своих воспитанников. В свободное время у меня много различных увлечений, и иногда задумаешься, а откуда они у меня появилось? Например, квиллинг, и сразу вспоминаю девонок, которые рассказали мне о нём и показали, как они делают свои великолепные поделки. Мой сын учится ещё только в начальной школе и увлекается футболом, казалось бы, не особо женский вид спорта, но откуда же я столько знаю о нём? Конечно же от моих мальчишек, ведь сколько они взахлеб мне рассказывали о своём любимом футболе, сколько раз мы с девчонками болели за них на соревнованиях. Ребята видят, что их интересы мне не чужды, чувствуют свою значимость для меня, что не только я им, но и они мне очень нужны.