Тема: «Семья» Класс: 9
Цель:
1.сформировать понятия «семья», «брак», «функции семьи», определить роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества, а так же нравственную ценность семейных отношений.
2. развивать коммуникативные умения и навыки, умение анализировать и решать проблемы, возникающие в семьях. Развивать личностные качества учащихся и навыки познавательной, практической деятельности с использованием компьютерных технологий (владение различными видами публичных выступлений, использование элементов причинно- следственного анализа, исследование несложных реальных связей и зависимостей, анализ изучаемого объекта, поиск и извлечение информации по заданной теме в адаптированных источниках, оценка своих учебных достижений и поведения для корректировки)
3.воспитывать чувство ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга перед семьей будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей.
Методы: проблемно-поисковый и самоконтроля.
Приемы: объяснение, рассказ, эвристическая беседа.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л. Н. Толстой
Ход урока:
I. Орг.момент.
Притча.
Одна пожилая супружеская пара праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже 50 лет, как я старалась угодить своему мужу и всегда отдавала ему горбушку с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлебца, а другую отдала мужу. Против её ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость! Вот уже более пятидесяти лет я не ем нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты её так любишь».
Вопрос учителя классу: как вы думаете, в чем смысл притчи? Какое отношение притча имеет к нашему уроку? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Запись темы урока
Пословицы, поговорки о семье
Кластер на тему "Семья".
Давайте попробуем дать определение СЕМЬЯ, что это
Это малая группа, основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью
запишем в тетрадь
Пословицы, поговорки о семье
Не нужен клад, когда в семье лад.
Как вы понимаете смысл пословицы?
ВЫВОД: Если в семье есть лад, любовь, то и деньги не самое главное, в конце концов их можно всегда заработать. А вот если нет любви, нет согласия, то никакой клад, ни какие деньги уже не помогут.
Что такое лад? (согласие)
Что такое семья? – понятно всем. Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность и взаимопонимание. Это крепость, за стенами которой должны жить лишь покой и любовь. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Но дом — это не только крыша над головой, это еще твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, бабушки и дедушки.
Семьи бывают разные. Это, например, зависит от количества детей в семье.
Семья, где больше трех детей – многодетная семья, у нас есть такие семьи?
Семья, в которой есть мама, папа, и дети 1- 2 называется полная семья.
И семья может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа.
Семья – самое дорогое в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
А в чём заключается счастье в вашей семье?
(Ответы детей)
- Счастье – это, когда все члены семьи здоровы.
- Счастье – это, когда в семье царит мир и согласие.
- Счастье – это рождение детей.
Учитель: К слову ДОМ придумайте прилагательные.
Д: Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый.
Учитель: А теперь придумайте глаголы.
Д: Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит.
Учитель: В доме уютно, а это самое главное.
Сейчас я вам прочитаю притчу а вы послушайте?
Каков отец, таков и сын
У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчик был совсем мал. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жёны красивую девушку.
Молодую невестку раздражало присутствие свёкра в доме. Она видела в нём досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Изо дня в день она затевала разговор о получении права на собственность, и, в конце концов, сын сказал отцу: “Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчётами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?” Купец, искушённый в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью.
Через некоторое время невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: “Дорогой, я скоро должна родить, и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе”. Муж очень любил свою жену, и, считая её очень умной, всегда выполнял все её желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.
Пришёл день, когда у молодых родился сын. Он рос смышлёным, резвым и ласковым ребёнком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у неё непреклонный нрав и отец боится перечить ей.
Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: “Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел её?” Ребенок ответил с лукавой улыбкой: “Так она же у меня! Я взял её, и теперь она надёжно хранится в моём сундуке”.
– “Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси её”, – велел отец. Мальчик ответил: “Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить её на будущее. Разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?” Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за своё поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.
Беседа
Что вы поняли из этой притчи?
Правильно ли сделал мальчик?
Как вы думаете бывают ли в жизни такие ситуации?
Всегда ли относитесь к родителям должным образом?
Какой самый главный вывод можно сделать по этой притче? (Если вы уважаете своих родителей, ваши дети будут уважать вас)
Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Педагог зачитывает легенду.
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?” В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
Ребятам предлагается отгадать это слово. (Терпение)
Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными.
Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите!
Дорогие учащиеся, я желаем вам семейного счастья. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопонимание и помощь. Пусть ваша жизнь будет богата духовно и материально.
Что такое «брак»?
(брак - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи)
Контрольно-оценочный этап.
Тест.
1.К какому из перечисленных понятий относится следующее определение: Добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи
А) пакт В) заговор С) брак D) договор
2.Каков брачный возраст мужчины и женщины по Конституции РК:
А) 17 лет В) 18 лет С) 20 лет D) 16 лет
3.Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак:
А) различие национальностей В) одна из сторон уже состоит в браке С) отсутствие у жениха счета в банке D) смертельная болезнь одной из сторон
4.Закончите следующее предложение: Нарушением порядка регистрации брака является…
А) подача заявлений о вступлении в брак по почте В) регистрация брака не меньше, чем через месяц после подачи заявления С) личное присутствие сторон при заключении брака D) наличие детей у одного из вступающих в брак
5.Какое имущество семьи подлежит разделу в случае расторжения брака:
А) вещи индивидуального пользования В) предметы роскоши и совместно приобретенное имущество С) вещи, подаренные каждому супругу в отдельности D) приобретенное до вступления в брак
6.Что является основой брачных отношений:
А) дружба В) терпимость С) любовь D) вера
7.Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
А) родители В) родственники С) никто D) ровесники
8.Дети имеют одинаковые права при условии:
А) если они родились в одной стране В) если они родились в законном браке С) независимо от различных обстоятельств D) родились в неполной семье
9.Какая функция семьи считается наиболее важной:
А) хозяйственная В) воспитательная С) психотерапевтическая D) материально-экономическая
10. Кто, по-вашему мнению, должен заниматься воспитание детей:
А) мать В) отец С) бабушки D) оба родителя
С
В
В
А
В
С
С
С
В
D
Критерии оценок:
Нет ошибок – «5»
Две ошибки – «4»
От трех и больше – «3»
Вы подготовили к уроку стихотворение о семье. Этим стихотворением мы и закончим наш урок.
Рефлексия
И в заключении, давайте выполним задание « Незаконченное предложение» (учащиеся встают и по очереди продолжают предложенные предложения
Мне на уроке понравилось ........ Мне показалось трудным........... Я бы хотел ещё.................. Главным своим результатом я считаю........
Домашнее задание
Параграф 14, подготовить рассказ о какой - либо семейной традиции. Домашнее задание: эссе «Моя родительская семья. Моя будущая семья»
Мне на уроке понравилось ........
Мне показалось трудным...........
Я бы хотел ещё..................
Главным своим результатом я считаю.........
Тест.
1.К какому из перечисленных понятий относится следующее определение: Добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи
А) пакт В) заговор С) брак D) договор
2.Каков брачный возраст мужчины и женщины по Конституции РК:
А) 17 лет В) 18 лет С) 20 лет D) 16 лет
3.Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак:
А) различие национальностей В) одна из сторон уже состоит в браке С) отсутствие у жениха счета в банке D) смертельная болезнь одной из сторон
4.Закончите следующее предложение: Нарушением порядка регистрации брака является…
А) подача заявлений о вступлении в брак по почте В) регистрация брака не меньше, чем через месяц после подачи заявления С) личное присутствие сторон при заключении брака D) наличие детей у одного из вступающих в брак
5.Какое имущество семьи подлежит разделу в случае расторжения брака:
А) вещи индивидуального пользования В) предметы роскоши и совместно приобретенное имущество С) вещи, подаренные каждому супругу в отдельности D) приобретенное до вступления в брак
6.Что является основой брачных отношений:
А) дружба В) терпимость С) любовь D) вера
7.Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
А) родители В) родственники С) никто D) ровесники
8.Дети имеют одинаковые права при условии:
А) если они родились в одной стране В) если они родились в законном браке С) независимо от различных обстоятельств D) родились в неполной семье
9.Какая функция семьи считается наиболее важной:
А) хозяйственная В) воспитательная С) психотерапевтическая D) материально-экономическая
10. Кто, по-вашему мнению, должен заниматься воспитание детей:
А) мать В) отец С) бабушки D) оба родителя
Эпиграф
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л. Н. Толстой.
Критерии оценок:
Нет ошибок – «5»
Две ошибки – «4»
От трех и больше – «3»