СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар для молодых педагогов «Организация эффективного взаимодействия с родителями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар позволяет ознакомится с эффективными методами и приемамы взаимодействия педагога с родителями при организации и проведении родительского собрания

Просмотр содержимого документа
«Семинар для молодых педагогов «Организация эффективного взаимодействия с родителями»»

Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Ясли-сад № 1«Солнышко» комбинированного вида города Кировска»













Семинар

для молодых педагогов

«Организация эффективного взаимодействия с родителями»







Подготовила: практический психолог

Зибарева Ю.А.










Взаимодействие родителей и педагога начинается с установления контакта между ними, это умение является ценным достоинством педагога.

Контакт зависит от того, что мы говорим и как мы себя держим. Каждое движение - слово в языке жестов, тембр голоса и интонация; элементы невербальной коммуникации, в частности: пространство, разделяющее говорящих; частота дыхания; жесты, осанка, одежда; выражение лица; символы статуса; контакт глазами.


При общении с родителями очень важно, чтобы ваше тело, взгляд, мимика были максимально открытыми, имели доверие.


Жесты. Известны жесты: «замки» (скрещенные на груди руки, пальцы рук), позы «льва» - знаки, воспринимающиеся подсознанием любого человека однозначно: вы для общения закрыты.

Если вы проявляете нетерпение, говорите повышенным или раздражительным тоном, то у родителей о вас может сложиться одна из таких впечатлений:


• вам все надоело;

• вам не интересна ваша работа;

• вы не доброжелательные;

• вы не уважаете других;

• вы боитесь.


Среди жестов, обозначающих открытость, можно выделить следующие: раскрытые руки, руки на груди, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук, ладонями вверх, расстегивания пиджака и др


Взгляд. В ситуациях, когда контакт не нужен и общение носит формальный характер, визуального контакта нет. Отсюда рекомендация: хотите установить контакт - начинайте с точки зрения в глаза, но тут важно не перегнуть палку, так как человек очень устойчивый визуальный контакт может истолковать по-своему: подозрительный; может, со мной что-то не так; следит за мной и т. д. Во время выступления перед родителями найдите тех, кто внимательно, заинтересованно слушает, смотрит на вас и предоставляет невербальную поддержку. Это позволит сосредоточиться и уверенно выступить.


Голос. В разговоре с родителями желательно пользоваться Чарм. Чарм - мягкий, успокаивающий, расслабляющий, доверительный тон, не включает психологическую защиту; темп - средний, охват аудитории - до 100%. В ситуациях, требующих психологической защиты, родители, педагоги используют императив. Императив - строгий, властный, преобладающий тон, действует на взаимоотношения разрушительно, в работе с аудиторией - охват до 50%


Организация пространства. Вокруг каждого из нас существует некоторое пространство, которое мы стараемся держать в неприкосновенности. Деликатность, умение держать дистанцию ​​- непременное условие плодотворного общения. Возникает напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором нарушения личностного пространства. В этом случае необходимо отступить или отодвинуться, ответить на вопрос или занять безопасное положение. Но и чрезмерная страховка может повредить. Так, если сидя вы слишком упираетесь в спинку стула, создается ощущение «выхода» из ситуации. Педагогу важно правильно выбрать расстояние не только между ним и собеседником, но также учесть расположение.


Расположение участников друг против друга. Если мотивом общения выступает соперничество, мс люди располагаются напротив друг друга. Такое расположение эффективно тогда, когда положено обсуждение, участники которого придерживаются противоположных точек зрения. Если мотивом взаимодействия является сотрудничество, то люди становятся или садятся рядом, вполоборота.


Треугольник. Такое расположение эффективно при обсуждении вопросов, требующих равного вклада, когда необходимо прийти к общему мнению, организовать диалог. В центре - педагог, который выполняет функцию посредника.


Круглый стол. Используется для обсуждения проблем, требующих выражения мысли, организации дискуссии. Все участники находятся в равном положении. Если участников дискуссии много, то возможен еще один (внешний) целый ряд.


Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает умение говорить с родителями на одном языке, просто, не перегружая информацию специальной терминологией. Часто можно наблюдать, как начинающие и неопытные педагоги используют трудно понимаются родителями научные термины «инфантилизация», «невротизация» по разным причинам, а иногда и вполне сознательно, как средство защиты от Родителей. Как следствие, у родителей возникает эмоциональное напряжение, неопределенность и агрессия на педагога. Родителям важно не то, как много знает педагог, им важно знать, что вы понимаете их проблемы и готовы помочь.


Создание благоприятной обстановки, привлекает родителей к участию в жизни ДОУ, является необходимым условием общения. Большинство успешных изменений во взаимодействии с родителями были результатом того, что сначала создавалась атмосфера «подъема». Если вам кажется трудным изменить обстановку, вспомните простой пример по физике: вода кипит при температуре 100 ° С, но при 99 градусах это все еще просто горячая вода. Один лишний градус, увеличение на один процент, превращает кастрюлю с томящейся водой в мощный кипящий котел. Один градус порождает огромное облако, а это - сила, способная привести в движение железнодорожный состав, весит тонны.


Стремление завоевать уважение и авторитет среди родителей - это не проявление самолюбивых притязаний, а непременное условие эффективного взаимодействия. Исследования показывают, что родители в первую очередь обращают внимание на то:


• как обращаются к их ребенку;

• интересующие педагога их проблемы;

• способен педагог терпеливо их выслушивать;

• самоотверженную работу в интересах коллектива (отсутствие формализма)

• профессиональные качества;

• организаторские качества;

• личностные качества:

• человечность;

• оптимистическое и уважительное отношение к себе.


Проверьте свои установки на общение: Выберете в каждом блоке символ, который Вам нравиться больше всего:


От 8 до 13 очков — Сейчас ваш стиль поведения зависит в первую очередь от мнения окружающих. Вы легко падаете духом и с большим трудом можете заставить себя заниматься тем, что вам не по душе. Выбивает из колеи слово «надо». Мнительность мешает налаживать отношения с людьми. Нельзя сказать, что вы — хозяин своих решений. При этом вы слишком чувствительны, идете на поводу у своих эмоций.


От 14 до 20 очков — Вы стремитесь найти свой путь, хотя пока плывете все больше по течению. Способны критически оценивать свои поступки. Так что окружающие не могут на вас повлиять, если у них нет достаточно убедительных для вас аргументов. Если здравый смысл подсказывает, что позиция, которую вы защищали, вам во вред, то вы в состоянии от нее отказаться.


От 21 до 27 очков — В глубине души вы считаете себя всегда правым и непогрешимым. Но и вы подвержены внешнему влиянию. Есть два-три значимых для вас человека, перед мнением которых вы пасуете и сдаете свои позиции. И все же, обладая рациональным и аналитическим мышлением, стремитесь найти золотую середину между собственными взглядами и теми ситуациями, которые ставит перед вами жизнь. Помогает то, что инстинктивно вы выбираете правильный путь.


От 28 до 34 очков — Вам очень нелегко отказываться от своих взглядов и принципов, даже если вы видите, что не правы. Чем больше кто-то стремится повлиять на вас, тем сильнее сопротивление. Но, скорее всего, за вашим внешним упорством скрывается не столько уверенность в себе, сколько боязнь попасть в неприятную ситуацию и «вызвать огонь на себя».


От 35 до 40 очков — Если вы что-то вбили себе в голову, переубедить невозможно. Вы жесткий человек, который безоглядно идет к поставленным целям. Но иногда вы напрасно сжигаете мосты и потом потихоньку жалеете об этом. Но тот, кто хорошо вас знает и предвидит вашу реакцию, может умело и незаметно направлять ваши действия. Так что поменьше упрямства и прямолинейности, побольше сообразительности и гибкости!


КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ


Родительское собрание будет эффективным, еслиориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные. Значимость первых очевидна, а по эмоциональных существует некоторая недооценка. Приходить на родительские собрания с удовольствием - это не так мало.


Удовлетворять принципам:

• активности (следовать желанию родителей);

• оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения);

• значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть актуальны и приняты изнутри)

• результативности;

• сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей, объединение усилий, понимание того, что проблемы ребенка в семье решают родители, а учебные проблемы - школа).

• Проводить только те совещания, необходимость которых очевидна.

• Заранее сообщать тему родителей, проводить всю техническую подготовительную работу.

• Начинать и заканчивать родительские собрания вовремя.

• Организовывать обмен мнениями и идеями.

• Стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.

• Проводить рефлексию.


Необходимо обратить внимание на важность без оценочных суждений педагога, соблюдение норм профессиональной этики (объективность, беспристрастность, определенность и т. Д.). Педагог должен быть конструктивным, уметь находить взаимоприемлемые решения, анализировать ситуацию с разных точек зрения.


Критерии ЗНАЧИМОСТИ выбираемых ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ на родительском собрании ТЕМ


1 Тема должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей. Это требует большой гибкости при планировании.

2. Родители должны участвовать в выборе и разработке тематики собрания.

3. Выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность. Наиболее важные темы те, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всех.


Таким образом, темы и проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих родителей.


ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ


- Формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогом и воспитанниками, педагогом и родителями; установление системы взаимодействия «воспитатель-родитель-ребенок-сотрудничество».

- Помочь родителям понять своих детей; обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях своих детей, использовать их в процессе семейного воспитания; способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.

Это основные задачи, которые ставит перед собой воспитатель, который делает выбор в пользу тематических родительских собраний против стандартного проведения.

Тематические родительские собрания начинаются с того, что столы и стулья в группе расставляются полукругом. Родители садятся с одной стороны группы, дети с другой, напротив. Воспитатель начинает вести собрание с приветствия.

Например, родителям предлагается поздороваться, и выбрать картинку, которая отражает «послание», которое Вам, как родителям, сегодня важно «получить».

Следующим элементом собрания является совместное занятие родителей и детей. Это может быть любая игра, стимулирует налаживание взаимосвязи между родителями и детьми.

Например, родителям и детям предлагается объединиться в пары. Ребенок должен изложить свое имя из цветных букв, родитель должен дописать у каждой буквы качество ребенка на эту букву.

Третий элемент - информационный блок. Воспитатель сообщает основную информацию, которая является главной темой собрания. Обмен мнениями среди родителей и детей должен проводиться с помощью интерактивных методов:

- Микрофон

- Дискуссия

- Передача мяча

- Решение педагогических ситуаций

Обмен мнениями и вопросами между родителями и воспитателем в этом блоке – обязателен. В это время, так же воспитатель имеет возможность ответить на вопросы, которые по ходу общения возникают у родителей.

При планировании информационного сообщения, необходимо учитывать, что по типу восприятия информации люди делятся на аудиалов, визуалов, кинестетиков, дигиталов. Поэтому, информация должна быть оснащена наглядностью, выделена интонацией, позволять проигрывать ситуацию и быть предельно логичной, содержать факты, отражающие главные детали.


Следующий элемент - проведение интервью. Не редко бывает, что родители совсем не знают возможностей своих детей. Для этого при предварительной подготовке к собранию с детьми проводится интервью, а на собрании уже родители отвечают на эти же вопросы о своих детях.

Пример:

В: Знаете ли Вы своего ребенка? Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем.

С детьми проводится игра «Почтальон».

На столе лежат конверты, на них написаны имена детей. Необходимо найти конверт со своим именем и отнести его своей маме.

Воспитатель сообщает, что с детьми проводилось интервью, где им предлагалось ответить на вопрос:

- мне бывает радостно, когда ...

- мне бывает грустно, когда ...

- мне бывает страшно, когда ...

- мне бывает стыдно, когда ...

- я горжусь, когда ...

- я сержусь, когда ...

- я удивляюсь, когда ...

Родителям предлагается ответить на эти вопросы:

- моему ребенку бывает радостно, когда ...

- мой ребенок скучает, когда ...

- моему ребенку страшно, когда ...

- моему ребенку бывает стыдно, когда ...

- мой ребенок гордится, когда ...

- мой ребенок сердится, когда ...

- мой ребенок удивляется, когда ...

После выполнения задания родители вскрывают конверт с ответами детей и сравнивают со своими ответами.


Еще один метод работы с родителями - оценка жетонной системой. Например, когда нужно решить особо острые вопросы в коллективе или оценить поведение отдельных детей в группе. Воспитатель зачитывает особенности поведения детей положительного и отрицательного характера. Родители должны отвечать на вопрос, выкладывая перед собой жетон определенного цвета (при желании, жетоны можно закрыть от других родителей): зеленый - да, синий - иногда, красный - нет. Оценив наглядно поведение своего ребенка, родители видят проблему, над которой нужно работать. Такой метод лучше проводить тогда, когда дети в собрании участия не принимают.

На завершающем этапе сборов, воспитатель раздает памятки для родителей, которые соответствуют теме собрания и в содержании имеют практические рекомендации.

Рекомендации для родителей должны быть:

Информативными

Практичными

Понятными

Оптимальными по количеству


Подведем итоги: Каково же значение тематических родительских собраний?:

- Создание родительского сообщества

- Мотивация к сотрудничеству с педагогом

- дает возможность обратить внимание родителей на актуальные проблемы их детей, понять своего ребенка, помогать и направлять ее.

- Создание позитивного настроя на собрании, комфортной атмосферы, снижение нервного напряжения.