СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар по теме самообразования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семинар по теме самообразования»

Использование кейс-технологии в начальной школе

Каждый из нас мечтает о проведении интересных уроков. Интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

  • личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

  • содержания учебного материала;

  • применения современных обучающих технологий.

Думаю, что каждый из нас понимает, что первые два пункта не всегда в нашей власти, а вот последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. В период перехода на новые стандарты одной из главных задач, стоящих перед учителем является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового.

В связи с модернизацией образовательной системы -  предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.

Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.

Для себя я выбрала кейс-технологии.

На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.

В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.

А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технология предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся  в процессе  обучения.

Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных   карт, правил,   рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. 

В своей практике я использую кейс-технологии со 2 класса, когда обучающиеся более менее могут уже формулировать тему, цели урока, анализировать ситуацию, участвовать в дискуссии. Начала я её использование на уроках литературного чтения, окружающего мира, во внеурочной деятельности. 

Учебник «Литературное чтение 2 класс». Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, 2012 

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Жили- были петушок и курочка. Петушок всё торопился а курочка знай себе приговаривает:- Петя, не торопись. Петя, не торопись. Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки, да второпях и подавился. Подавился и не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит.

Вопросы к отрывку:

– В чём заключается проблема? Почему она возникла?

– Какие способы решения проблемы Вы можете предложить?

– Какой способ предложен в сказке?

Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

Разрабатываются  квесты на разных уровнях обучения.  Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Результатом работы   кейс – технологии являются работы учащихся в виде  презентаций.

Виды заданий для кейсов:

-Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

-Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

-Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.

-Оценка – обоснование определенной точки зрения.

-Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.
-В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Мы, учителя начальных классов в своей работе используем практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. По сути дела кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. 
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения.

Часто с детьми участвуем в акциях, но непросто участвуем, а серьезно подходим к этому делу. Устюгов Саша 2 класс участвовал с мамой в проекте «Завтрак для всей семьи». Они описали и показали на практике, как приготовить завтрак.

  1. Проблемная ситуация.

Не всегда нашей семье удаются завтракать вместе. И вот Мы с мамой решили устроить папе сюрприз – приготовить семейный завтрак.

  1. Цель проекта.

Приготовить завтрак для всей семьи.

  1. Задачи проекта.

  1. Разработать меню завтрака.

  2. Приготовить завтрак.

Меню: Яичницу-глазунью с гарниром

(Яйцо, соль, масло сливочное, зеленый горошек, лук.)

Технология приготовления яичницы-глазуньи с гарниром.

Ставим сковороду на средний огонь. Отрезаем и кладем на сковороду небольшой кусочек сливочного масла. Ждем, когда масло растопится, и распределяем его равномерно по всей поверхности. Берем яйцо в одну руку, а нож - в другую. Резким движением ножа надрубаем скорлупу примерно на треть диаметра яйца. Главное, не повредите желток, иначе, он растечется, и глазунья уже не получится. Разделяем скорлупу на две части и выливаем содержимое яйца на сковороду.

Добавили соль по вкусу.

Яичница жарится 3-4 минуты.

Получается, целый желток в окружении белка.

На гарнир – зелёный горошек .Мы использовали консервированный и свежая зелень, которой приправляем нашу глазунью. Мы взяли свежий зеленый лук.

Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы.

Требования к содержанию кейса.

В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.

Технология организации деятельности по методу кейсов: Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. Каждая команда выбирает руководителя. На нём лежит ответственность за организацию работы групп, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы руководитель делает доклад или сообщение о результатах выполненной работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за учителем.

Структура обучения методом кейсов

Действия преподавателя (до занятия)

Действия школьника(до занятия)

1. Подбирает кейс.

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.

3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендаций.

2. Индивидуально готовится к занятию.

Во время занятия:

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит класс на группы.

3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

Во время занятия:

1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3. Принимает решение или участвует в принятии решения.

После занятия:

1. Оценивает работу школьников.

2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.


Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”.  Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.

В начальной школе всё чаще и чаще используются инновационные методы. Это продиктовано новыми требованиями к современному человеку, изменениями в экономике, социальной сфере, причиной которых явилось стремительное распространение информационных технологий, которые в свою очередь потребовали соответствующей перестройки содержания образования. Ведь в настоящее время работник должен обладать умением ориентироваться в любой ситуации, быстро и точно принимать решения, креативно мыслить, обладать коммуникативными навыками, желанием работать в команде. Ведь успешность человека в будущей профессиональной  и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетенций. Но такой человек не появляется ниоткуда, его необходимо подготовить. А начинать эту подготовку надо уже  в начальной школе, поэтому среди многих методов педагоги применяют кейс – метод. Суть «кейс» технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор – кейс, и их передаче обучающимся. Каждый кейс  представляет собой полный комплект материалов, разработанных на основе жизненных ситуаций. Он формирует у обучающихся навыки самостоятельного построения алгоритмов решения предложенных задач. Данная педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов творческого характера. Использование этой технологии в образовательном процессе предусматривает.

  Попробовать себя в применении этого метода захотелось и мне, так как считаю, что кейс-метод может и должен быть на вооружении педагогов начальных классов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование кейс- технологии в обучении в начальной школе не решит всех проблем, и не должно стать самоцелью. Но учитель должен в первую очередь учитывать цели и задачи каждого урока, индивидуальные возможности класса и каждого обучающегося в отдельности. Результат будет очевиден при умелом сочетании учителем традиционных и интерактивных технологий в обучении, когда они дополняют друг друга. Кейс- метод – это эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС.

С помощью кейс-метода возможна реализация системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС. Данный метод дает возможность развить у  детей  самостоятельность мышления, умение выслушать, а в дальнейшем учесть альтернативную точку зрения и аргументированно озвучить свою. Посредством кейс–технологии учащиеся имеют возможность как проявить, так и усовершенствовать свои оценочные, аналитические навыки, а также научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем. 

Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения на разных предметах. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.

Таким образом, одним из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

 Важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Ведь погоду в классе делаем Мы, педагоги. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!