Использование кейс-технологии в начальной школе
Каждый из нас мечтает о проведении интересных уроков. Интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала;
применения современных обучающих технологий.
Думаю, что каждый из нас понимает, что первые два пункта не всегда в нашей власти, а вот последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. В период перехода на новые стандарты одной из главных задач, стоящих перед учителем является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.
На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового.
В связи с модернизацией образовательной системы - предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.
Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.
Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.
Для себя я выбрала кейс-технологии.
На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.
В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.
А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс-технология предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся в процессе обучения.
Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.
В своей практике я использую кейс-технологии со 2 класса, когда обучающиеся более менее могут уже формулировать тему, цели урока, анализировать ситуацию, участвовать в дискуссии. Начала я её использование на уроках литературного чтения, окружающего мира, во внеурочной деятельности.
Учебник «Литературное чтение 2 класс». Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, 2012
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Жили- были петушок и курочка. Петушок всё торопился а курочка знай себе приговаривает:- Петя, не торопись. Петя, не торопись. Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки, да второпях и подавился. Подавился и не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит.
Вопросы к отрывку:
– В чём заключается проблема? Почему она возникла?
– Какие способы решения проблемы Вы можете предложить?
– Какой способ предложен в сказке?
Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.
Разрабатываются квесты на разных уровнях обучения. Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в виде презентаций.
Виды заданий для кейсов:
-Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
-Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
-Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.
-Оценка – обоснование определенной точки зрения.
-Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.
-В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Мы, учителя начальных классов в своей работе используем практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. По сути дела кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения.
Часто с детьми участвуем в акциях, но непросто участвуем, а серьезно подходим к этому делу. Устюгов Саша 2 класс участвовал с мамой в проекте «Завтрак для всей семьи». Они описали и показали на практике, как приготовить завтрак.
Проблемная ситуация.
Не всегда нашей семье удаются завтракать вместе. И вот Мы с мамой решили устроить папе сюрприз – приготовить семейный завтрак.
Цель проекта.
Приготовить завтрак для всей семьи.
Задачи проекта.
Разработать меню завтрака.
Приготовить завтрак.
Меню: Яичницу-глазунью с гарниром
(Яйцо, соль, масло сливочное, зеленый горошек, лук.)
Технология приготовления яичницы-глазуньи с гарниром.
Ставим сковороду на средний огонь. Отрезаем и кладем на сковороду небольшой кусочек сливочного масла. Ждем, когда масло растопится, и распределяем его равномерно по всей поверхности. Берем яйцо в одну руку, а нож - в другую. Резким движением ножа надрубаем скорлупу примерно на треть диаметра яйца. Главное, не повредите желток, иначе, он растечется, и глазунья уже не получится. Разделяем скорлупу на две части и выливаем содержимое яйца на сковороду.
Добавили соль по вкусу.
Яичница жарится 3-4 минуты.
Получается, целый желток в окружении белка.
На гарнир – зелёный горошек .Мы использовали консервированный и свежая зелень, которой приправляем нашу глазунью. Мы взяли свежий зеленый лук.
Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы.
Требования к содержанию кейса.
В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.
Технология организации деятельности по методу кейсов: Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. Каждая команда выбирает руководителя. На нём лежит ответственность за организацию работы групп, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы руководитель делает доклад или сообщение о результатах выполненной работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за учителем.
Структура обучения методом кейсов
Действия преподавателя (до занятия) | Действия школьника(до занятия) |
1. Подбирает кейс. 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника. 3. Разрабатывает сценарий занятия. | 1. Получает кейс и список рекомендаций. 2. Индивидуально готовится к занятию. |
Во время занятия: 1. Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит класс на группы. 3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями. | Во время занятия: 1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. 3. Принимает решение или участвует в принятии решения. |
После занятия: 1. Оценивает работу школьников. 2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы. | |
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.
В начальной школе всё чаще и чаще используются инновационные методы. Это продиктовано новыми требованиями к современному человеку, изменениями в экономике, социальной сфере, причиной которых явилось стремительное распространение информационных технологий, которые в свою очередь потребовали соответствующей перестройки содержания образования. Ведь в настоящее время работник должен обладать умением ориентироваться в любой ситуации, быстро и точно принимать решения, креативно мыслить, обладать коммуникативными навыками, желанием работать в команде. Ведь успешность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетенций. Но такой человек не появляется ниоткуда, его необходимо подготовить. А начинать эту подготовку надо уже в начальной школе, поэтому среди многих методов педагоги применяют кейс – метод. Суть «кейс» технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор – кейс, и их передаче обучающимся. Каждый кейс представляет собой полный комплект материалов, разработанных на основе жизненных ситуаций. Он формирует у обучающихся навыки самостоятельного построения алгоритмов решения предложенных задач. Данная педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов творческого характера. Использование этой технологии в образовательном процессе предусматривает.
Попробовать себя в применении этого метода захотелось и мне, так как считаю, что кейс-метод может и должен быть на вооружении педагогов начальных классов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование кейс- технологии в обучении в начальной школе не решит всех проблем, и не должно стать самоцелью. Но учитель должен в первую очередь учитывать цели и задачи каждого урока, индивидуальные возможности класса и каждого обучающегося в отдельности. Результат будет очевиден при умелом сочетании учителем традиционных и интерактивных технологий в обучении, когда они дополняют друг друга. Кейс- метод – это эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС.
С помощью кейс-метода возможна реализация системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС. Данный метод дает возможность развить у детей самостоятельность мышления, умение выслушать, а в дальнейшем учесть альтернативную точку зрения и аргументированно озвучить свою. Посредством кейс–технологии учащиеся имеют возможность как проявить, так и усовершенствовать свои оценочные, аналитические навыки, а также научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем.
Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения на разных предметах. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.
Таким образом, одним из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.
Ведь погоду в классе делаем Мы, педагоги. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!