МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3»
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Я.И. ЧАПИЧЕВА
Семинар – практикум для молодых педагогов и наставников «Педагогический дуэт»
Подготовила учитель начальных классов
Саркисян К.К.
«Со мной работали десятки молодых педагогов.
Я убедился, что как бы человек успешно не закончил
педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет
хорошим педагогом, а сам учился у более старых
педагогов…»
А.С.Макаренко
Человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит труднее, сложнее, чем у представителей других профессий потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему молодому специалисту. Педагог – это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от него непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Здесь очень важную роль играют его личностные качества: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы.
Я работаю в МОУ «Средняя школа №3 им Я.И.Чапичева» . Желание стать педагогом появилось в школьные годы. Этому способствовали умные, добрые, любящие детей мои учителя, компетентные в своей профессии. Они воспитали во мне творческое начало, привили трудолюбие. Общение с детьми даѐт ощущение молодости, возможность проживать детство снова и снова и находиться в мире добра, фантазии, творчества. Я с радостью иду на работу и с удовольствием общаюсь с детьми. Они вдохновляют меня на творчество. C детьми не бывает скучных или однообразных дней. Каждый день происходит что-то новое, интересное. Имею большой опыт работы. Конечно, не всѐ получалось сразу. Очень благодарна моим наставникам, педагогам, которые помогали мне в начале моей педагогической карьеры. Мне повезло, потому что все педагоги, которые меня окружали, были гениальными, творческими и научили меня любить свою работу и детей искренне, всей душой и всем сердцем. Современный педагог – это человек, сохраняющий в себе черты психолога, наставника, друга... и не только для детей. Я была назначена наставником молодого специалиста Ибрагимова Ридвана Ризаевича для оказания помощи в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по должности педагога, в выработке умения применять теоретические знания в конкретной практической работе, а также в приобретении практического опыта и освоении современных образовательных технологий. Работа в паре с молодым специалистом, педагогический путь которого только начинается, вызвала у меня желание помочь преодолеть трудности в профессиональном становлении. Если вовремя не поддержать молодого педагога, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъѐма и эйфории у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и личностной. Всю систему методической работы с молодыми специалистами мы разделили на три этапа: диагностический, реализационный, аналитический. На первом этапе я выяснила, какие трудности испытывает Ридван Ризаевич . Поставила перед собой задачу заинтересовать молодого педагога и помочь ему реализовать себя в педагогической деятельности. Мы разработали план работы молодого специалиста и наставника. Ридвана Ризаевича я предложила примерные темы по самообразованию, провела консультацию, как спланировать работу над методической темой. Оказала помощь в составлении календарно-тематического плана. Я посещала педагога на еѐ рабочем месте, анализировала еѐ деятельность. Помогла в подборе литературы и ресурсов интернета. Второй этап, реализационный, включал в себя оказание помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений. Мы использовали разнообразные формы и методы работы с молодым специалистом, способствующие повышению его профессиональной компетенции. Ридван Ризаевич посещал педагогические советы, семинары-практикумы, «круглые столы», мастер-классы, приняла участие в квест-игре для молодых педагогов «Педагогический пробег», начала накапливать материал для составления «Портфолио». Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Следовательно, наставник должен быть терпеливым и целеустремлѐнным. Педагог-наставник – это -чуткий, душевный человек, -корректный человек, -энтузиаст своей профессии, -творческий педагог -учитель и друг, -тот, кто всегда рядом На третьем этапе провели самоанализ и рефлексию деятельности наставника за прошедший год, итоги работы были представлены на педагогическом совете. Я стремилась повысить интерес Ридвана Ризаевича к профессии педагога, помогала совершенствовать педагогическую базу, развивать коммуникативные умения и умение управлять детским коллективом. Пыталась донести до молодого педагога следующие истины: -смысл жизни каждого человека – непрерывное развитие и самосовершенствование. - благополучное детство и дальнейшая судьба маленького человека во многом зависит от мудрости, терпения, заботливого внимания, творческого потенциала и профессионального мастерства. - надо полюбить ребѐнка таким, какой он есть, увидеть в каждом воспитаннике что-то особенное, своѐ. - учиться быть педагогом – значит учиться любить и уважать самого себя, ведь именно от тебя будет зависеть, какие качества будут заложены в ребѐнке. - если человек полюбит свою работу, то будет успешно работать, творить, профессионально расти и добиваться хороших результатов.
Методы и формы работы с молодыми специалистами.
«Круглый стол»: встречи за «круглым столом» расширяют профессиональный кругозор не только педагогов-новичков, но и самих наставников. Как правило, выбирается одна, наиболее общая, проблема профессиональной адаптации педагога, которая и становится темой для обсуждения. Это может быть проблема поддержания дисциплины в детском коллективе, организации эффективного взаимодействия с родителями, выбора форм и методов организации учебного процесса, прав и обязанностей педагога и т. п. Групповые дискуссии. В их основе – конкретные педагогические ситуации, пережитые молодым педагогом. Например, «Как привлечь родителей к участию в жизнедеятельности группы», «Как решить проблему нерационального использования времени на занятии». Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той или иной воспитательной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла. Деловые игры. В работе с молодым педагогом можно использовать игровые приемы (разыгрываются ситуации взаимодействия с воспитанниками и их родителями, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения) Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Конкретной, узконаправленной схемы проведения деловых игр не существует. Все зависит от компетентности, творческих способностей и выдумки наставника-организатора игры. Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. Темой деловых игр могут быть разного рода конфликтные ситуации в педагогической деятельности. Практические занятия направлены на выработку и закрепление педагогических умений и навыков, являются действенной формой повышения профессионализма молодого педагога. Разрыв между его теоретическими представлениями о формах, методах и средствах обучения и воспитания и практическими умениями является наиболее характерным недостатком. Консультирование организуется наставником для молодого педагога. Такая консультация имеет определенную и специализированную направленность. Она включает сообщение наставника по теме консультации и ответы на вопросы молодого педагога. Суть консультирования в процессе оказания наставнической поддержки заключается в следующем: установление контакта и развитие позитивных взаимоотношений с молодым педагогом; психолого-педагогическая диагностика профессионально значимой проблемы; контроль и корректировка процесса образования; системный анализ ситуаций. На них общепедагогические положения должны рассматриваться в конкретном приложении к определенным частным случаям. Индивидуальное обучение. Основным достоинством индивидуального обучения молодого педагога является возможность полной индивидуализации содержания, методов и темпов оказания наставнической помощи. Такая форма работы позволяет следить за каждым его действием при решении конкретных педагогических задач в процессе профессиональной деятельности; осуществлять корректировку и анализ эффективности взаимодействия в паре «наставник – подопечный». Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом, я уточнила, на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения и навыки. Проверить это легче всего было в беседе. Как правило, в разговоре о том направлении педагогической деятельности, где педагог достиг максимальных профессиональных показателей или владеет глубокими знаниями, он чувствует себя свободнее, увереннее. Педагогические конференции: эта форма работы специально предназначена для обмена опытом между опытными педагогами и молодым педагогом. Мысли, высказанные на конференции педагогом и подкреплѐнные его же опытом, приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на новичка. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам организации учебного процесса воспитания. Общение -снятие психологических барьеров. Этот тип общения предполагает владение технологией общения на достаточно высоком уровне, наличие потребности в общении с подопечным, желание помочь ему в установлении доверительных отношений. Общение на основе дружеского расположения является оптимальной моделью общения педагога-наставника и молодого специалиста. Она предполагает реализацию всех функций общения, аккумулирует все особенности и свойства наставника как профессионала и личности. В еѐ основе лежит доверительность, взаимная расположенность субъектов общения, обоюдная заинтересованность в осуществлении и продолжении контактов. Отличительные черты нашего педагогического коллектива – стабильность, работоспособность, профессионализм, инициативность, коллектив педагогов постоянно нацелен на новый, лучший результат. Применение вышеперечисленных новых технологий, форм и методов в системе нашего учреждения способствует развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению их мастерства и педагогической культуры. Практика показала, что внедрение новых форм методического и психологического сопровождения педагогов позволяет повысить качество образования и мастерство наших педагогов, улучшить взаимопонимание между семьями и учреждением.
Принимая на себя обязанности наставника, я открыла для себя ряд преимуществ: -во-первых, наставничество помогает увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности; -во-вторых, я, как наставник, всегда должна стремиться к самосовершенствованию; -в-третьих, наставничество способствует росту доверия ко мне в педагогическом коллективе; -в – четвертых, поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, я могу не только делиться собственным опытом с более молодым коллегой, но также и учиться у него, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения. Главное – быть открытым для педагогических инноваций!