СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар практикум "Обучение грамоте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар практикум по обучению грамоте для педагогов ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Семинар практикум "Обучение грамоте"»











«Подготовка детей к обучению грамоте»




Учитель – логопед

Рощина О.В.








Ноябрь, 2023г.





Цель: Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Ход семинара – практикума.

Л: Добрый день, уважаемые педагоги!

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

1. Понятие «Подготовка к обучению грамоте».

Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. Ещё в младших группах, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. Уже в средней группе детей приучают интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения.

2. Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих с,з,ц, шипящих (ш, ж, африкатов (ч, щ, соноров (л, р);

• Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомим  детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

3. Блиц - опрос

- что такое речь? – (всё, что мы говорим, читаем и пишем)

- какие бывают формы речи – (устная и письменная)

- из чего состоит наша речь? – (из предложений)

- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)

- из чего состоят предложения? (из слов)

- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)

- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)

- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)

- какими могут быть согласные звуки? (мягкими и твердыми, звонкими и глухими)

- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь.

- каким цветом обозначаем гласные звуки?

- Вспомните и назовите гласные звуки (А,О,У,И,Ы,Э)

Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык.

- вспомните и назовите согласные звуки

- каким цветом обозначаем твердые согласные, мягкие согласные?

- назовите согласные звуки, которые всегда твердые (ш,ж,ц)

- назовите согласные звуки, которые всегда мягкие (щ,ч, й)

- Придумайте слово-предмет на звук С; (свет, сметана и т. д.)

- Придумайте слово- признак на гласный звук; (интересный, узкий)

- Придумайте существительное на звук П; (подарок, пример)

- Придумайте слово-действие на согл. тверд. зв. ; (прыгать, работает)

-Существительное на гласн. зв. ; (аист, ирис)

- Изобразите руками буквы: С, Х, Б (1 команда)

- Изобразите руками буквы: Г, Т, М (2 команда)

Давайте немножко поиграем.

Игра «Твердый – мягкий» педагоги стоят в кругу, и под музыку одновременно передают друг другу две кегли - синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, педагог показывает букву. Педагоги, у которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.

- Где может находится звук в слове? ( Звук может стоять в начале, середине и конце слова)

- Назовите слова, где звук С находится в начале слова

- назовите слова, где звук С находится в середине слова

- назовите слова, где звук С находится в конце

А сейчас поиграем в игру «Цепочка слов».

У вас на столах лежат картинки. Вам надо создать цепочку слов. Рассмотрите внимательно картинки, положите первую картинку. Следующая картинка начинается с того звука, каким заканчивается первая картинка и т.д.

1 – ёж

2 - кактус

- Самое сложное дается детям – это звуковой анализ слова. При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом. Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализа слова «МАК». Работать мы будем с помощью конструктора Лего.

Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.

1. Произнести слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)

2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). Какой это звук? (согласный, твердый) Фишка

3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак). Какой это звук? (гласный) Фишка

4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк). Какой это звук? (согласный, твердый) Фишка

5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к)

6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» - 3 звука). Сколько гласных? Сколько согласных?


Игра «Придумай слово к схеме». У вас на столах схемы слов звукового анализа. Придумайте как можно больше слов к данной схеме.






Не все слова следует давать детям для анализа. Например, слова с буквами Я, Ё, Е, Ю.

- как вы думаете почему? (обозначают два звука)

Слова с Ь и Ъ. Почему? (не обозначают звуков)

Слова со звонкими согласными на конце слова Б, В, Г, Д, Ж, З. почему? (они оглушаются год – гот)

Слова с безударной гласной О, которая слышится как А - корова, огурец, молоко

Слова с сочетаниями ЖИ, ШИ. Почему? (слышатся как жы, шы)

Слова с непроизносимыми согласными. Назовите такие слова (соЛнце, серДце, празДник)


Для закрепления навыка звукового анализа можно использовать различные предметы. Подумайте и скажите, что можно использовать для составления схем слов?

Можно использовать крупные бусы, кольца от пирамидки, пуговицы, липкий конструктор, конструктор Лего, кубики – синего, зеленого и красного цвета.


- Что такое слоги? (Это части слова).

- Как можно определить сколько слогов в слове? Слова делим на слоги при помощи хлопков, слова можно прошагать, можно определить с помощью ладони руки под подбородком, сколько раз подбородок коснется руки, столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Прохлопаем слова – газонокосилка (6), бензоколонка (5), парфюмерия( 5)

Протопаем слова – скороговорка (5), комплимент (3), дюймовочка (4)


Минутка отдыха.

Небольшая разминка для педагогов.

  1. Встаньте те, у кого в имени есть звук Т

  2. Встаньте те, у кого в имени есть звук Р

2. Встаньте те, у кого фамилия состоит из 3 слогов.

3. встаньте те, у кого фамилия состоит из 4 слогов

4. Встаньте те, у кого в имени есть звук А


- Что же такое предложение? Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Каждое слово в предложении обозначается полоской.

- какое правило вы знаете? (первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка).

- У вас на столах есть полоски с предложениями, подберите схемы к каждому предложению.


Помогают  в работе по подготовке к обучению грамоте следующие игровые технологии:

      1. Использование в ходе образовательной деятельности игровых и литературных персонажей.

Они служат для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности. Обычно вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это Незнайка, Буратино, Карлсон, и другие.


     2. Создание игровой ситуации.

 В процессе непосредственно образовательной деятельности создается так называемое «единое игровое поле». В  ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Например, детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Использование такой формы организации образовательной деятельности, как  занятия-путешествия, занятия-экскурсии. 
      Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость.


     3. Использование наглядного занимательного материала:

При ознакомлении со звуками знакомство  со Звуковичками. Дети определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.
   Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.


     4. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов.

 При знакомстве со звуками, использование соотнесения звуков речи со звуками окружающего мира: У — гудит паровоз, А — плачет Аленка, Р — рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.  

Буква Б проснется рано,

Буква Б – бочонок с краном.

 

5. Упражнения и игры для запоминания образа буквы

 При знакомстве с   новой букой применяются следующие упражнения и игровые ситуации: рисование буквы, рисование на песке, выкладывание из различных материалов (макароны, фасоль, счетные палочки), обводка буквы по шаблонам и трафаретам, по наждачным карточкам. Использование игры «На что похожа буква?
     6. Использование дидактических игр и игровых упражнений.

Большое значение в процессе подготовки детей к обучению грамоте уделяется дидактическим играм. Это связано, прежде всего, с тем, что их основная цель — обучающая. В ходе дидактической игры можно научить  детей правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом.

Разнообразие игр позволяет нам интересно, увлеченно и занимательно обучаться

грамоте.


Рефлексия «Закончи фразу». Предлагаю выбрать вам по одной бумажке и закончит фразу