СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсорная комната как средство развития детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорная комната состоит из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы.Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

Просмотр содержимого документа
«Сенсорная комната как средство развития детей с ОВЗ»

СенсорнАЯ Комната  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  Подготовила: Учитель-логопед МБДОУ № 175 Дикуха Алена Вячеславовна г. Донецк 2023г.

СенсорнАЯ Комната

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Подготовила: Учитель-логопед МБДОУ № 175

Дикуха Алена Вячеславовна

г. Донецк 2023г.

 Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей .

Сенсорная комната это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей .

 Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих различные трудности в развитии и поведении.

Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих различные трудности в развитии и поведении.

Основными целями занятий  в сенсорной комнате являются:  Стимулирование сенсорного развития детей , компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.   Развитие коммуникативной сферы детей: эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку; формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков; преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Основными целями занятий

в сенсорной комнате являются:

  • Стимулирование сенсорного развития детей , компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

  • Развитие коммуникативной сферы детей: эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку; формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков; преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

 Развитие психических процессов и моторики детей: произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость; память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности; развитие координации, в том числе зрительно-моторной.  Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей :  снятие психоэмоционального напряжения; саморегуляция и самоконтроль; умение управлять своим телом, дыханием; умение передавать свои ощущения в речи; умение расслабляться, освобождаться от напряжения; формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; уверенность в себе.

  • Развитие психических процессов и моторики детей: произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость; память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности; развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

  • Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей : снятие психоэмоционального напряжения; саморегуляция и самоконтроль; умение управлять своим телом, дыханием; умение передавать свои ощущения в речи; умение расслабляться, освобождаться от напряжения; формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; уверенность в себе.

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ  Сенсорную комнату в своей работе могут использовать такие специалисты как врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги.  В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач :

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

  • Сенсорную комнату в своей работе могут использовать такие специалисты как врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги.

  • В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач :
Основные задачи сенсорной комнаты  снятие психоэмоционального напряжения саморегуляция и самоконтроль; умение управлять своим телом, дыханием; умение передавать свои ощущения в речи; умение расслабляться, освобождаться от напряжения; формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; уверенность в себе.

Основные задачи сенсорной комнаты

  • снятие психоэмоционального напряжения

саморегуляция и самоконтроль;

  • умение управлять своим телом, дыханием;
  • умение передавать свои ощущения в речи;
  • умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
  • уверенность в себе.
Занятия в сенсорной комнате  проводятся в индивидуальной и групповой формах. Продолжительность занятия составляет 20-30 минут. Кратность посещения-4-8 раз за курс реабилитации .

Занятия в сенсорной комнате

проводятся в индивидуальной и групповой формах. Продолжительность занятия составляет 20-30 минут. Кратность посещения-4-8 раз за курс реабилитации .

 Структура занятия:  ритуал начала занятия;  упражнения на развитие двигательных навыков;  релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;  этап активного взаимодействия с интерактивной средой;  ритуал окончания занятия.

Структура занятия:

  • ритуал начала занятия;
  • упражнения на развитие двигательных навыков;
  • релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;
  • этап активного взаимодействия с интерактивной средой;
  • ритуал окончания занятия.

 Противопоказания: глубокая умственная отсталость; инфекционные заболевания; наличие у учащегося частых эпилептических припадков; гиперактивные дети (ограничение по времени); психоневрологические заболевания

Противопоказания:

  • глубокая умственная отсталость;
  • инфекционные заболевания;
  • наличие у учащегося частых эпилептических припадков;
  • гиперактивные дети (ограничение по времени);
  • психоневрологические заболевания
Для развития тактильной чувствительности и вестибулярного аппарата, создания положительного эмоционального настроения во время занятий используются «сухой бассейн», наполненный шариками, а также напольные тактильные дорожки.

Для развития тактильной чувствительности и вестибулярного аппарата, создания положительного эмоционального настроения во время занятий используются «сухой бассейн», наполненный шариками, а также напольные тактильные дорожки.

В сенсорной комнате есть возможности для развития мелкой моторики. Так, тактильные панели способствуют развитию у детей тактильного, визуального, звукового восприятия; формируют осязательные навыки, мелкую моторику.

В сенсорной комнате есть возможности для развития мелкой моторики. Так, тактильные панели способствуют развитию у детей тактильного, визуального, звукового восприятия; формируют осязательные навыки, мелкую моторику.

Рисование песком (песочная анимация), рисование по воде способствует сенсомоторному развитию, интеграции движений рук и глаз, развитию обоих полушарий головного мозга, воображению, а также снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя .

Рисование песком (песочная анимация), рисование по воде способствует сенсомоторному развитию, интеграции движений рук и глаз, развитию обоих полушарий головного мозга, воображению, а также снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя .

Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи .

Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи .

Кроме специального оборудования, создающего особую среду, для сенсорного и моторного развития дошкольников важным элементом в ходе занятий выступают разного рода игровые задания и упражнения с использованием волшебного мешочка, сенсорных ковриков, шнуровок, использование материалов М. Монтессори

Кроме специального оборудования, создающего особую среду, для сенсорного и моторного развития дошкольников важным элементом в ходе занятий выступают разного рода игровые задания и упражнения с использованием волшебного мешочка, сенсорных ковриков, шнуровок, использование материалов М. Монтессори

Фиброоптический модуль «Тучка» Способствует развитию фантазии, восстановлению зрения, развивает тактильные ощущения и моторику

Фиброоптический модуль «Тучка»

Способствует развитию фантазии, восстановлению зрения, развивает тактильные

ощущения и моторику

    РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ сенсорной комнаты   приобретение навыков произвольной саморегуляции; снижение агрессивности, тревожности; сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих; умение взаимодействовать в группе;  достижение состояния расслабления.

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ сенсорной комнаты

  • приобретение навыков произвольной саморегуляции;
  • снижение агрессивности, тревожности;
  • сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих;
  • умение взаимодействовать в группе;
  • достижение состояния расслабления.

Выводы: в ходе специально организованных игр и упражнений у детей развиваются умения находить сходства, различия, устанавливать связи между явлениями, сравнивать, сосредоточенно рассматривать, выполнять задания. Также приобретается больший объем представлений о различных свойствах предметов. Важную роль при этом играет обучение ребенка определению различных свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные игры с применением различных материалов и фактур.

Выводы: в ходе специально организованных игр и упражнений у детей развиваются умения находить сходства, различия, устанавливать связи между явлениями, сравнивать, сосредоточенно рассматривать, выполнять задания. Также приобретается больший объем представлений о различных свойствах предметов. Важную роль при этом играет обучение ребенка определению различных свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные игры с применением различных материалов и фактур.

Сенсорная комната  – это комната где происходят самые настоящие чудеса, попадая в нее, попадаешь в сказку, получаешь море впечатлений и положительных эмоций!

Сенсорная комнатаэто комната где происходят самые настоящие чудеса, попадая в нее, попадаешь в сказку, получаешь море впечатлений и положительных эмоций!

 Литература: Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2002. Брадуо Т.Е., Кириченко Ю.А «Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты» 2010. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: прак. рекомендации; Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007 – ч. 1: Темная сенсорная комната. http :// ticca . ru  и др. интернет ресурсы.

Литература:

  • Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.
  • Брадуо Т.Е., Кириченко Ю.А «Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты» 2010.
  • Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: прак. рекомендации;
  • Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
  • Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007 – ч. 1: Темная сенсорная комната.
  • http :// ticca . ru и др. интернет ресурсы.

 Благодарю за внимание !

Благодарю

за внимание !