СенсорнАЯ Комната
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Подготовила: Учитель-логопед МБДОУ № 175
Дикуха Алена Вячеславовна
г. Донецк 2023г.
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей .
Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих различные трудности в развитии и поведении.
Основными целями занятий
в сенсорной комнате являются:
- Стимулирование сенсорного развития детей , компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.
- Развитие коммуникативной сферы детей: эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку; формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков; преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
- Развитие психических процессов и моторики детей: произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость; память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности; развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
- Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей : снятие психоэмоционального напряжения; саморегуляция и самоконтроль; умение управлять своим телом, дыханием; умение передавать свои ощущения в речи; умение расслабляться, освобождаться от напряжения; формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; уверенность в себе.
НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
- Сенсорную комнату в своей работе могут использовать такие специалисты как врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги.
- В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач :
Основные задачи сенсорной комнаты
- снятие психоэмоционального напряжения
саморегуляция и самоконтроль;
- умение управлять своим телом, дыханием;
- умение передавать свои ощущения в речи;
- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- уверенность в себе.
Занятия в сенсорной комнате
проводятся в индивидуальной и групповой формах. Продолжительность занятия составляет 20-30 минут. Кратность посещения-4-8 раз за курс реабилитации .
Структура занятия:
- упражнения на развитие двигательных навыков;
- релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;
- этап активного взаимодействия с интерактивной средой;
- ритуал окончания занятия.
Противопоказания:
- глубокая умственная отсталость;
- инфекционные заболевания;
- наличие у учащегося частых эпилептических припадков;
- гиперактивные дети (ограничение по времени);
- психоневрологические заболевания
Для развития тактильной чувствительности и вестибулярного аппарата, создания положительного эмоционального настроения во время занятий используются «сухой бассейн», наполненный шариками, а также напольные тактильные дорожки.
В сенсорной комнате есть возможности для развития мелкой моторики. Так, тактильные панели способствуют развитию у детей тактильного, визуального, звукового восприятия; формируют осязательные навыки, мелкую моторику.
Рисование песком (песочная анимация), рисование по воде способствует сенсомоторному развитию, интеграции движений рук и глаз, развитию обоих полушарий головного мозга, воображению, а также снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя .
Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи .
Кроме специального оборудования, создающего особую среду, для сенсорного и моторного развития дошкольников важным элементом в ходе занятий выступают разного рода игровые задания и упражнения с использованием волшебного мешочка, сенсорных ковриков, шнуровок, использование материалов М. Монтессори
Фиброоптический модуль «Тучка»
Способствует развитию фантазии, восстановлению зрения, развивает тактильные
ощущения и моторику
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ сенсорной комнаты
- приобретение навыков произвольной саморегуляции;
- снижение агрессивности, тревожности;
- сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих;
- умение взаимодействовать в группе;
- достижение состояния расслабления.
Выводы: в ходе специально организованных игр и упражнений у детей развиваются умения находить сходства, различия, устанавливать связи между явлениями, сравнивать, сосредоточенно рассматривать, выполнять задания. Также приобретается больший объем представлений о различных свойствах предметов. Важную роль при этом играет обучение ребенка определению различных свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные игры с применением различных материалов и фактур.
Сенсорная комната – это комната где происходят самые настоящие чудеса, попадая в нее, попадаешь в сказку, получаешь море впечатлений и положительных эмоций!
Литература:
- Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.
- Брадуо Т.Е., Кириченко Ю.А «Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты» 2010.
- Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: прак. рекомендации;
- Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007 – ч. 1: Темная сенсорная комната.
- http :// ticca . ru и др. интернет ресурсы.
Благодарю
за внимание !