СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сергей Есенин «Черемуха»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление

Просмотр содержимого документа
«Сергей Есенин «Черемуха»»

Тема урока: С . Есенин «Черемуха»

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

  • прогнозируют содержание произведения;

  • читают стихотворение,отражая настроение;

  • находят в стихотворении яркие,образные слова и выражения.

  • Личностные:

  • формируют любовь к чтению;

  • формируют познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

.

Этап урока.

Содержание урока.


Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный момент// Мотивационный этап

Словесный: слово учителя

-Доброе утро!

- Улыбнитесь и начнём работу.


Приветствовать учителя



Р: мобилизация эмоциональной устойчивости

2.Постановка учебной задачи и её решение
Словесный: слово учителя.



Практический: выразительное чтение.





Словесный: ответы на вопросы

- Давайте, читаем вслух слова:

лоза

ножки

дружок

коса

рожки

рожок

- Можно ли сказать , что пары этих слов похожи?

- Чем?

- Вы только что назвали один из главных признаков стихотворения

- Скажите, ребята, что такое рифма?

- Посмотрим на экран и прочитаем строки из стихотворений, вы, наверняка, их знаете и легко сможете продолжить.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром…

-Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу. Назовите автора?(Это строки Сергея Есенина)

- ПОКАЗАТЬ ПОРТРЕТ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА (на доске)

-Что вы знаете об этом поэте из прошлых уроков литературного чтения?

Слайд ( цветущая черёмуха около дома)

Рассмотрите следующий слайд, что особенно привлекает ваше внимание?(Черемуха)

- Вы догадались какая будет тема нашего урока?

- Именно так называется стихотворение С.А.Есенина, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.(Тема записана на доске)

-Какие цели поставим на урок?

1.Познакомиться с новым произведением.

2.Прочитаем его выразительно.


Повторять изученный материал.






Читать выразительно.





Отвечать на вопросы.





Высказывать свои предположения.


Размышлять над темой урока


Р: планируют свое действие в соответствии с задачей




П: осмысленно читают текст



П: структурирование знаний;




Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Решение частных задач

Словесный:

слово учителя










Слуховой: прослушивание стихотворения.






Практический: самостоятельное чтение про себя


Работа с учебником: просмотр, чтение текста


Словесный: ответы на вопросы






Практический: анализ текста











Практический: работа с карточками



Практический: физические упражнения





Словесный: слово учителя

Ответы на вопросы.




Практический: выборочное чтение.





Словесный.: монологические высказывания учащихся.









Практический: выразительное чтение.

Слово об авторе.

-Ребята, это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина,он считал «писать для детей-надо иметь особый дар» Поэтому «детских» стихов у него мало.

С.А Есенин - русский народный поэт .Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца матери будущего поэта).
В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет.  Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы. 

Первичное чтение учителем.

- Чтобы достичь наших целей, обратимся к стихотворению «Черёмуха» в учебнике. Я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте.

- Понравилось вам это стихотворение?

- О чём оно?

-К какому жанру его можно отнести? ( лирическое стихотворение)

- Какие чувства охватили поэта, когда он писал эти строки?

- Ребята, мы увидели, что лирические стихи отражают душевное состояние поэта и его настроение.

Вторичное чтение и первичный анализ

Словарная работа.

-Прочитайте самостоятельно стихотворение «Черемуха». И отметьте непонятные слова и задайте вопросы классу.

  • Роса медвяная (ароматная, с запахом мёда)

  • Зелень пряная (с острым ароматным запахом)

  • Проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля.

  • Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки

  • Вкрадчиво – осторожно, доверительно.

  • Под кручею – под обрывом.


- Чтобы лучше понять поэтический мир Есенина , мы проанализируем это стихотворение.

-Что вы представили, читая стихотворение? (Ответы детей)

- Какая черемуха? (большая, белая, вся в цвету).

- Какой день? (ясный, солнечный).

- Какой аромат почувствовали? (запах цветов, хочется вдыхать полной грудь).

- А какие цветы? (белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри).

- Что значит “душистая”? (Ароматная, благоухающая, пахучая).

- Что значит “ветки золотистые”? (От солнца, желтизны тычинок).

- Какое настроение автора вы почувствовали: (ликующее; восторженное; шутливое; печальное; веселое; праздничное; радостное; спокойное; мечтательное; грустное) ?

- Какие чувства возникли в вашем сердце: (изумление; радость; восторг; восхищение; грусть; спокойствие; сожаление; печаль; ликование).

- Молодцы!

- Ребята, обсудите в парах вопрос, с какой целью автор написал стихотворение «Черёмуха» и дайте свой ответ.

Варианты ответов у вас записаны на карточках .

1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха.

2.Чтобы передать свою радость.

3.Чтобы привлечь читателя к красоте природы.


Физминутка

-Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.


-Ещё раз обратимся к содержанию стихотворения. - При помощи, каких слов автор предает свою радость от вида необыкновенной красоты?

-Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? (Эпитеты)

- Для чего нужны эпитеты?

Выборочное чтение

- Какие слова использует автор для описания образа черёмухи?

- С чем сравниваются ветки дерева?

- Автор нам представляет черемуху в образе красивой девушки (которая весной принарядилась)

- Для чего автор использовал с стихотворении столько эпитетов и красивых сравнений?

-Продолжим работу в парах: у вас на столе в конвертах цветные бумажные полоски

-Мысленно разделим наше стихотворение на четверостишия.

-Прочитайте его выразительно и закройте его тем цветом, которое соответствует вашему настроению, чувству.

- Какие цвета у вас получились?

- Почему в основном вы использовали яркие, сочные и светлые тона?

-Ребята, это ещё раз подтверждает, что лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение. Эту особенность лирических стихотворений обязательно запомните.

- Мы с вами подробно разобрали стихотворение «Черёмуха».

- Какое время года описал С.Есенин в этом стихотворение?

- А упоминается ли в нём о погоде, которая стояла в дни цветения Черёмухи?

- Вы правы, но согласитесь, мы легко о ней можем догадаться , попробуйте!

-Зачитайте слова, которые помогают об этом догадаться?


Выразительное чтение

- Ребята, кто хочет прочитать стихотворение выразительно?

- Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы передать настроение автора и одновременно свои чувства.

- Молодцы, у вас хорошо получилось!



Воспринимать речь, обращенную к учащемуся


Знакомиться с эпизодами из биографии Сергея Есенина.







Слушать стихотворение



Высказывать предположения.





Определять смысл понятий.






Высказывать предположения








Отвечать на вопросы.



Анализировать стихотворение.



Работать в парах.

Выполнять задание.




Выполнять физические упражнения.









Выбирать необходимую информацию.




Отвечать на вопросы.




Выборочно читать.



Высказывать свое отношение к стихотворению.











Читать выразительно.

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.





П: осмысленно слушают текст







П: развитие умения анализировать лирическое стихотворение), выделять главное в тексте .







П: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;





П: строят речевое высказывание




К: ориентируются на партнера во взаимодействии








К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи;





П: осмысленно читают текст





Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.





П: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;


Домашнее задание

Словесный: слово учителя

Сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание к следующему уроку выучить стихотворение С.Есенина «Черёмуха» а те, кто пожелают, нарисуйте к нему иллюстрацию.

Записывать домашнее задание


Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

А теперь постарайтесь ответить на главный вопрос сегодняшнего урока :

- С каким автором мы сегодня познакомились?

- Почему стихотворения поэта проникнуты любовью к природе?

- Ребята, я предлагаю вам провести самооценку работы на уроке.

- Встаньте те, кто считает, что работал сегодня отлично и заслужил отметку «5».

- Встаньте те, кто заслужил «4»?

- Поднимите руку те, кто считает свою работ удовлетворительной и вы готовы поставить себе «3»?

Молодцы, спасибо за урок!


Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.