СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шиповые столярные соединения 7 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока № 11-12 по технологии "Шиповые столярные соединения". Провести практическую работу "Выполнение одинарного шипового соединения".

Просмотр содержимого документа
«Шиповые столярные соединения 7 кл»

Конспект урока № 11-12

ТЕМА: Шиповые столярные соединения


Цель: Формирование понятий о правилах выполнения шиповых столярных соединений.

Задачи: 1. Научить учащихся рассчитывать и выполнять шиповые соединения. 2.Развивать технические знания в области резания материалов. 3.Воспитывать аккуратность и точность при выполнении работы.

Тип урока: комбинированный, практическая работа «Выполнение одинарного шипового соединения».

Инвентарь и оборудование: столярные инструменты; раздаточный материал с видами шиповых соединений; заготовки древесины; угольник ; линейка; шило; стамеска; долото на 10 мм; киянка; гребенки.

Оформление доски: тема урока, новые слова и словосочетания (шип, проушина, гнездо, долото, стамеска), домашнее задание.

Дата проведения: 1 четверть.



ХОД УРОКА


Этап урока

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I этап: Организационный.

2 мин

Организация начала урока. Проверить присутствующих.

Cоздать психологический настрой для изучения новой темы.

Одевают спецодежду

II этап: Проверка домашнее задания

15 мин

1.Устный ответ.

1.Подготовить ответ на вопрос:

-- Отклонения и допуски на размеры деталей.

2.Для этого вспомни:

  • что называется номинальным размером;

  • как рассчитать верхнее и нижнее отклонения;

  • что называется посадкой;

  • как рассчитать допуск;

  • как обозначают предельные отклонения на чертеже.

3.Сделайте вывод.


2.Тестирование.

1.Размер детали по чертежу равен 41(+, - 0,2). Годными являются детали, имеющие размер:

а) 41,3; б) 41,2; в) 41,5; г) 40,7.

2.При определении величины припуска на обработку учитывают:

а) разность размеров заготовки и готовой детали;

б) разность наибольшего и наименьшего размеров заготовки;

в) разность габаритных размеров детали.

3.Какой размер называется номинальным?

а) размер, относительно которого определяются предельные размеры и допустимые отклонения;

б) наибольший размер, по которому можно изготовить деталь;

в) размер, равный алгебраической разности между допустимыми размерами.

4.Что называется нижним отклонением?

а) наименьший размер, по которому можно изготовить деталь;

б) алгебраическая разность между наибольшим допуском размера и номинальным;

в) алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами.

5.Допуском называется:

а) разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами;

б) числовое значение линейной величины в выбранных единицах измерения;

в) размер, относительно которого определяются отклонения.

6.Если диаметр вала меньше диаметра отверстия, образуется посадка:

а) с зазором; б) с натягом; скользящая; переходная.

7.Разность между размерами заготовки и детали – это:

а) стружка; б) припуск; в) допуск.

8.Сколько всего квалитетов?

а) 8 б) 16; в) 28.

9.Как называется зона, заключенная между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему предельным отклонениям?

а) допуск; б) посадка; в) поле допуска.

10.Размер, полученный в результате обработки и установленный измерением с допустимой погрешностью, называется:

а) номинальным; б) действительным; наибольшим предельным; в) наименьшим предельным.



Отвечает один ученик





























Выполняют тестовые задания.











III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала

3 мин

Среди различных способов соединения древесины наиболее распространены из-за их надежности и прочности, шиповые соединения. Однако они относятся к числу самых сложных соединений.

План:

  1. Основные элементы шипового соединения.

  2. Расчет шипового соединения.

  3. Разметка шипового соединения.

  4. Выполнение одинарного шипового столярного соединения.




Запись в тетради даты и темы урока.



IV этап: Изучение нового материала

25 мин

1.Актуализация знаний по теме «Способы соединения изделий из древесины»


--Какие способы соединения деталей из древесины вы знаете?

Детали из древесины соединяются с помощью гвоздей, шурупов, клея.

Чтобы показать, насколько распространены шиповые соединения, можно предложить учащимся рассмотреть изделия, окружающие их в учебной мастерской: столы, стулья, табуреты, шкафы, полки и др. Как правило, они изготовлены без применения гвоздей и шурупов, а клей служит только для дополнительного упрочнения соединения. Учащиеся приходят к выводу, что качественное изготовление большинства столярных изделий невозможно без применения шиповых соединений, более прочных, чем соединения на гвоздях и шурупах.



2. Рассказ учителя.

Столярное соединение образуется из шипа и проушины. Шип – это выпиленный выступ на торце или боковине деревянной детали; образуется из заплечиков детали и самого шипа. Проушина – это отверстие, выпиленное на торце тли боковине деревянной детали; образуется из щечек и паза (пропила).

Гнездо – это отверстие, полученное в заготовке путем фрезерования или долбления долотом (стамеской).

Профили шипа и проушины должны совпадать.

Длина сквозного шипа определяется толщиной бруска.

Длина глухого шипа на 2-3 мм меньше толщины бруска.

Шиповые соединения бывают одинарные и многошиповые. Одинарные соединения выполняют при толщине детали до 40 мм, двойные – от 40 до 80 мм, тройные и многократные (многошиповые) – свыше 80 мм.


Расчет шипового соединения.

Сегодня мы попробуем сделать простой расчет одинарного шипового соединения. Для этого нам потребуется небольшая формул.

S1 = S3 = 0,5(S0-S2) = 0,3S0

S2 = 0,4 S0

Где S0 ширина бруска

S1 и S3 – размер проушины (толщина щечек проушины)

S2 – толщина шипа.

Проблемная ситуация.

--Для чего при соединении увеличивают число шипов, уменьшая их толщину?

Чтобы помочь учащимся найти правильный ответ, им рекомендуют сравнить по образцам или рисункам размеры сопрягаемых поверхностей соединений с одинарным и двойным шипами. Проделав это, учащиеся приходят к выводу, что увеличение площади сопряжения шипов и проушин увеличивает прочность всего соединения.


3.Демонстрация приемов выполнения одинарного шипового соединения.

1.Разметка шипового соединения:

-- расчет размеров шипа и проушины;

-- разметка на заготовке удаляемых частей детали.

2.Запиливание шипов и проушин:

-- продольное выпиливание шипа и проушины;

-- поперечное выпиливание шипа;

-- при выпиливании шипа и проушины важно напомнить учащимся, что линия разметки после пиления должна остаться на заготовке.

3.Выдалбливание проушин:

--поперечное прорубание дна;

-- наклонное вырубание;

-- углубление дна;

-- долбление с противоположной стороны, чтобы не скалывалась древесина при выходе из нее

долота.

4.Подгонка шипа и проушины: выполняется с помощью стамески и напильника.

5.Склеивание соединения.

6.Зачистка изделия после склеивания.





Беседуют с учителем























Слушают учителя.



























Записывают в тетради.

V этап: Практическая работа


30 мин

Практическая работа № 6

«Выполнение одинарного шипового соединения».

1.Вводный инструктаж.

Выбор материала для изделия.

Определение местоположения шипа и проушины.

Разметка шипа и проушины.

Запиливание шипа и проушины.

Выдалбливание проушины.

Подгонка и соединение шипа и проушины.

2.Текущий инструктаж.

Корректировка хода практической работы.

Контроль за соблюдением правил безопасной работы.

3.Заключительный инструктаж.

Анализ успехов и ошибок в работе.







Выполняют практическую работу.

VI этап: Первичное закрепление знаний

10 мин

Контрольные вопросы:

  1. Где применяют шиповые соединения?

  2. Как рассчитать размеры шипового соединения?

  3. Как и чем производят разметку шипов и проушин?

  4. Какими пилами и как выпиливают шипы и проушины?

  5. Какими инструментами выполняются проушина и гнездо?



Отвечают на поставленные вопросы.


VII этап: Итог урока

3 мин

Учитель указывает ученикам на успехи в работе и недостатки, объясняет их причины. Оценивает работу. Объявляет ученикам оценки.


Задают вопросы по теме учителю.

VIII этап: Домашнее задание

2 мин

Прочитать § 7-8 с.27-35


Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

-- Как делают шиповое столярное соединение?

Записывают в дневник и тетрадь