СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная конфликтология.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Школьная конфликтология" позволяет разобраться в причинах школьных конфликтов и найти пути выхода из них. Здесь рассматривается подход к разрешению конфликта, роли его участников. Мною подготовлены рекомендации по способам взаимодействия в конфликтных ситуациях между школьниками.

Просмотр содержимого документа
«Школьная конфликтология.»

КГКОУ ШИ №3 гор. Хабаровска

Методические материалы

Школьная конфликтология

Автор книги «Школа и как в ней выжить» И. Млодик утверждает, что современный учитель должен обладать совершенно незаурядными способностями:

  • Терпением ангела;

  • Харизмой президента развивающегося африканского государства;

  • Стратегическими способностями великого полководца;

  • Обаянием популярного телеведущего;

  • Добротой и вниманием матери Терезы;

  • Мудростью и справедливостью царя Соломона.

Иначе, по ее мнению, никто не получит удовольствия от процесса обучения – ни дети, ни учитель. В.И. Журавлев отмечает, что конфликты, которые наблюдаются у учителей младших классов, значительным образом отличаются от конфликтов учителей-предметников. Конфликтные ситуации, возникающие между учителем и учениками, он условно подразделяет на: дидактические, этические и запредельно-этические. Более конфликтными и нетерпимыми, как правило, бывают только те учителя, у которых неуравновешенная психика, имеются проблемы личного характера (неудачно складывается личная жизнь, бытовые проблемы, проблемы со здоровьем, дефицит средств, внимания и др.). У учителей, не разобравшихся со своей собственной агрессией, вопросами гендерной идентичности, самостоятельности, неизбежно будут возникать конфликты, и особенно при работе с подростковыми классами.

Помимо конфликтов между учителем и учеником, возникают конфликты в учительских коллективах между учителем и администрацией, между учителем и другим учителем и между администрацией. Это происходит под влиянием следующих факторов:

  • Нетактичного отношения друг к другу;

  • Неудобного расписания занятий;

  • Непродуманных нововведений в школе;

  • Дефицита личного времени для отдыха;

  • Перекладывание административных обязанностей на учителей;

  • Неравномерного распределения педагогической нагрузки на учителей;

  • Административных и финансовых злоупотреблений администрации и т.п.

Г.И. Козырев установил, что 87% учителей считают основной причиной внутришкольных конфликтов проблему учебной нагрузки. Причины роста напряженности и конфликтов в учительской среде зависят от эффективности деятельности и удовлетворения от нее самого учителя и несправедливых обвинений со стороны учеников, коллег, родителей, администрации школы, работников вышестоящих органов образования.

По мнению С.В. Баныкиной, современный учитель, находящийся в состоянии социальной тревожности, раздражительности и умеренного оптимизма, не всегда оказывается способным в полной мере осуществлять свои воспитательные и конфликтологические функции. Поэтому над разрешением конфликтных ситуаций должен работать специалист, который устанавливает истинные факторы их возникновения и выбирает наиболее оптимальные средства урегулирования конфликта.



Анкета участника конфликта

Имя


Фамилия


С кем вы поссорились?


В чем заключалась проблема?


Кто начал конфликт первым?


Решилась ли ваша проблема при помощи спора или драки?


Назовите три возможных способа решения подобного конфликта:

1.

2.

3.

Что бы вы хотели пожелать своему оппоненту?



Описание ситуации медиатором

Удалось ли вам снять негативные эмоции?


Каковы потребности сторон?


Какие вопросы они вынесли на встречу?


Состоялся ли диалог между сторонами?


Сняты ли отрицательные эмоции?


Принял ли обидчик на себя ответственность?


В чем суть договора?


Что будет в дальнейшем?


Что не получилось?


Ваши предложения по улучшению ситуации, провоцирующей конфликт




Примирительный договор

Сторона А:

Сторона Б:



Медиатор:

Причины конфликта: (нужное – подчеркнуть)

  • Несовпадение мнений;

  • Из-за вещи, предмета или человека;

  • Драка или нападение;

  • Порча вещей;

  • Оскорбления;

  • Бойкот, отвержение, непринятие.

Мы принимали участие в процедуре медиации, в результате которой пришли к следующему соглашению:

1

2

3

Мы подписываем соглашение

Сторона А:

Сторона Б:

Медиатор:



Вариант ведения переговоров по нейтрализации конфликта

  1. Конкретизация высказываний участниками конфликта, реконструкция ситуации с точки зрения обеих сторон.

  2. Зеркальное отражение слов, эмоций.

  3. Рассмотрение чувств, пожеланий участников конфликта.

  4. Субъективная оценка ситуации для восстановления картины событий.

  5. Объяснение мотивации поступка для понимания причины и возможности поступить несколько иначе в той ситуации.

  6. Поиск компромисса: твои предложения и ожидания при разрешении конфликта.

Особая техника ведения переговоров является важным коммуникативным мостиком, на котором держится медиация, поэтому участники тренинга должны учиться применять ее на практике. Техника нейтрализации конфликта у медиатора формируется в процессе регулярных тренировок и оттачивается до автоматизма.







Подготовила педагог – психолог Лариса Александровна Жабина