Просмотр содержимого документа
«Школьная конфликтология.»
КГКОУ ШИ №3 гор. Хабаровска
Методические материалы
Школьная конфликтология
Автор книги «Школа и как в ней выжить» И. Млодик утверждает, что современный учитель должен обладать совершенно незаурядными способностями:
Терпением ангела;
Харизмой президента развивающегося африканского государства;
Стратегическими способностями великого полководца;
Обаянием популярного телеведущего;
Добротой и вниманием матери Терезы;
Мудростью и справедливостью царя Соломона.
Иначе, по ее мнению, никто не получит удовольствия от процесса обучения – ни дети, ни учитель. В.И. Журавлев отмечает, что конфликты, которые наблюдаются у учителей младших классов, значительным образом отличаются от конфликтов учителей-предметников. Конфликтные ситуации, возникающие между учителем и учениками, он условно подразделяет на: дидактические, этические и запредельно-этические. Более конфликтными и нетерпимыми, как правило, бывают только те учителя, у которых неуравновешенная психика, имеются проблемы личного характера (неудачно складывается личная жизнь, бытовые проблемы, проблемы со здоровьем, дефицит средств, внимания и др.). У учителей, не разобравшихся со своей собственной агрессией, вопросами гендерной идентичности, самостоятельности, неизбежно будут возникать конфликты, и особенно при работе с подростковыми классами.
Помимо конфликтов между учителем и учеником, возникают конфликты в учительских коллективах между учителем и администрацией, между учителем и другим учителем и между администрацией. Это происходит под влиянием следующих факторов:
Нетактичного отношения друг к другу;
Неудобного расписания занятий;
Непродуманных нововведений в школе;
Дефицита личного времени для отдыха;
Перекладывание административных обязанностей на учителей;
Неравномерного распределения педагогической нагрузки на учителей;
Административных и финансовых злоупотреблений администрации и т.п.
Г.И. Козырев установил, что 87% учителей считают основной причиной внутришкольных конфликтов проблему учебной нагрузки. Причины роста напряженности и конфликтов в учительской среде зависят от эффективности деятельности и удовлетворения от нее самого учителя и несправедливых обвинений со стороны учеников, коллег, родителей, администрации школы, работников вышестоящих органов образования.
По мнению С.В. Баныкиной, современный учитель, находящийся в состоянии социальной тревожности, раздражительности и умеренного оптимизма, не всегда оказывается способным в полной мере осуществлять свои воспитательные и конфликтологические функции. Поэтому над разрешением конфликтных ситуаций должен работать специалист, который устанавливает истинные факторы их возникновения и выбирает наиболее оптимальные средства урегулирования конфликта.
Анкета участника конфликта |
Имя | |
Фамилия | |
С кем вы поссорились? | |
В чем заключалась проблема? | |
Кто начал конфликт первым? | |
Решилась ли ваша проблема при помощи спора или драки? | |
Назовите три возможных способа решения подобного конфликта: | 1. 2. 3. |
Что бы вы хотели пожелать своему оппоненту? | |
|
Описание ситуации медиатором |
Удалось ли вам снять негативные эмоции? | |
Каковы потребности сторон? | |
Какие вопросы они вынесли на встречу? | |
Состоялся ли диалог между сторонами? | |
Сняты ли отрицательные эмоции? | |
Принял ли обидчик на себя ответственность? | |
В чем суть договора? | |
Что будет в дальнейшем? | |
Что не получилось? | |
Ваши предложения по улучшению ситуации, провоцирующей конфликт | |
Примирительный договор |
Сторона А: | Сторона Б: |
| |
Медиатор: |
Причины конфликта: (нужное – подчеркнуть) |
Мы принимали участие в процедуре медиации, в результате которой пришли к следующему соглашению: |
1 |
2 |
3 |
Мы подписываем соглашение |
Сторона А: | Сторона Б: |
Медиатор: |
Вариант ведения переговоров по нейтрализации конфликта
Конкретизация высказываний участниками конфликта, реконструкция ситуации с точки зрения обеих сторон.
Зеркальное отражение слов, эмоций.
Рассмотрение чувств, пожеланий участников конфликта.
Субъективная оценка ситуации для восстановления картины событий.
Объяснение мотивации поступка для понимания причины и возможности поступить несколько иначе в той ситуации.
Поиск компромисса: твои предложения и ожидания при разрешении конфликта.
Особая техника ведения переговоров является важным коммуникативным мостиком, на котором держится медиация, поэтому участники тренинга должны учиться применять ее на практике. Техника нейтрализации конфликта у медиатора формируется в процессе регулярных тренировок и оттачивается до автоматизма.
Подготовила педагог – психолог Лариса Александровна Жабина