СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ШМО. Современные образовательные технологии (методы, приёмы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ШМО. Современные образовательные технологии (методы, приёмы)»

Современные образовательные технологии (методы, приёмы) в процессе обучения в начальной школе. Учитель начальных классов: Ахмедова Л.Х

Современные образовательные технологии (методы, приёмы)

в процессе обучения в начальной школе.

Учитель начальных

классов: Ахмедова Л.Х

Не так важно, чему учат в школе, а важно, как учат.  Макс Планк

Не так важно, чему учат в школе, а важно, как учат.

Макс Планк

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит?  Причины такого негативного явления неоднозначны.  несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса перегрузка однообразным учебным материалом  ограниченные возможности для творческого самопроявления

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит?

Причины такого негативного явления неоднозначны.

несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса

перегрузка однообразным учебным материалом

ограниченные возможности для творческого самопроявления

Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных целей. Прием обучения – это элемент метода, его конкретное проявление

Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных целей.

Прием обучения – это элемент метода, его конкретное проявление

Современная педагогика предполагает классификацию методов обучения, исходя из источника получения знаний. Основными методами являются: словесный; частично- поисковый; наглядный. Весьма популярными стали и нетрадиционные методы обучения, предполагающие внесение в процесс обучения значительной доли творчества.

Современная педагогика предполагает классификацию методов обучения, исходя из источника получения знаний. Основными методами являются: словесный; частично- поисковый; наглядный. Весьма популярными стали и нетрадиционные методы обучения, предполагающие внесение в процесс обучения значительной доли творчества.

 Приём незаконченного рассказа Использую в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст.   «Чтение с остановками». В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению. Что заставило героя поступить именно так? Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. ​  1 вариант 2 вариант 3 вариант ​ Что будет дальше?  Чем закончится рассказ? Как будут развиваться события после финала? ​ ​ ​

Приём незаконченного рассказа

Использую в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст.

  «Чтение с остановками».

В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению.

Что заставило героя поступить именно так?

Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.1 вариант

2 вариант

3 вариант

Что будет дальше?

Чем закончится рассказ?

Как будут развиваться события после финала?

Кубик Блума  1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написаны вопросы по пройденному материалу.  2. Тему урока формулируют учащиеся. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

Кубик Блума

1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написаны вопросы по пройденному материалу. 2. Тему урока формулируют учащиеся. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

Частично- поисковый метод. Эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку учителем какого-либо вопроса и поиск учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению .

Частично- поисковый метод.

Эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку учителем какого-либо вопроса и поиск учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению .

Прием “Нестандартный вход в урок”

Приём "Ассоциативный ряд"

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

Пример.

Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Приём “Удивляй!”

Приём “Отсроченная отгадка”

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.
  • умение анализировать;
  • умение выделять и формулировать противоречие.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Приём “Необъявленная тема”

Приём “Фантастическая добавка”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока.

Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.

Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Приём «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Приём “Игровая цель”

Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.

Формирует:

  • учебные умения;
  • умение работать в команде;
  • умение слушать и слышать друг друга.

Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

Приём “Лови ошибку”

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример.

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Русский язык:

Пример.

голова - Орфограммы-гласные буквы

верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные

Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Литература. История Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

нижние косточки - морфема, правило

.

хвост- знать условия выбора буквы.

Приём “Рюкзак”

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

я научился составлять план текста

я разобрался в такой-то теме

я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.