9 ноября 2011 г.
Координационный совет
Якутск
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ УРОК,
ЕГО КРИТЕРИИ И САМОАНАЛИЗ
По –настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай – нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна»
Эмерсон Р.У.
В Российском образовании занимают
знания – 65%,
умения – 25%,
обобщенные умения – 10%.
Проблема Российского образования:
причина не в том, что плохо учим, а том, что даем знания готовыми!
В начале XXI века ЮНЕСКО сформулиро-ваны фундаментальные цели школьного образования в современном мире:
(учиться учиться);
- научить работать и зарабатывать (учиться для труда);
- научить жить (учиться для бытия);
- научить жить вместе (учиться для совместной деятельности).
Метод ассоциаций
К -
О -
М -
П -
Е -
Т -
Е -
Н -
Т -
Н -
О -
С -
Т -
Ь
«Верные и невырные утверждения»
Верите ли вы, что …
- компетентностный подход формирует готовность человека к самостоятельному решению многообразных проблем своей практической деятельности?
- компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен?
- компетентность «появляется» из приобретенных знаний, умений и навыков, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей при решении разнообразных проблем своей деятельности и общения?
« Компетенция» - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.
«Компетентность» - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.
Опыт
Деятельность, основанная на знаниях
Знания, умения, навыки
Применительно к образованию
- компетенция –готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределенности.
- компетентность - «знание в действии» – способность использовать на практике знания, умения, навыки, а также мотивация к эффективным действиям.
Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни
Компетентностный подход – подход, который акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях.
Цели школьного образования:
- Нучить учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
Цели школьного образования:
- Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аапарат.
- Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности .
- Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
- Научиться решать проблемы, общие для различных видов рпофессиональной деятельности.
- Научиться решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению.
Этапы проектирования компетентностного урока
Целеполагание
Проектирование содержания
Выбор типа и вида урока
Определение методов и приёмов обучения
Отбор учебно-методического обеспечения
Определение методик для получения обратной связи, проведения рефлексии занятия
Фиксирование результатов проектирования
«Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута»
(Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998).
Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений".
Л. Н. Толстой
Успехов в проектировании компетентностного урока!