Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки»
Конспект семинара
базовой методической площадки МБДОУ № 4 «Жарки»
«Планирование управленческой и педагогической деятельности,
по созданию условий для образования детей с ОВЗ».
выполнил:
старший воспитатель – Л.Г.Мехнина
гп Северо-Енисейский, 2017
Цель семинара: оказание методической помощи педагогам в организации инклюзивного образования в ДОУ.
Задачи:
Совершенствовать систему взаимодействия специалистов ДОУ;
повысить профессиональную компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации дошкольного образования;
обеспечить теоретическую и практическую подготовку педагогических работников к организации инклюзивного образования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
разработать модель эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ через взаимодействие коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-личностного направлений деятельности всех сотрудников ДОУ;
создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Подготовительная работа: ознакомление с ФГОС ДО; круглый стол по теме «Коррекция психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в МБДОУ № 4 «Жарки»»; формирование нормативно-правовой базы; внесение корректив в локальные акты по созданию условий для образования детей с ОВЗ».
Подготовка к семинару-практикуму:
Создание презентации ««Планирование управленческой и педагогической деятельности, по созданию условий для образования детей с ОВЗ».
Оформление зала к семинару-практикуму - воспитатели.
Расстановка ИКТ для практических заданий – старший воспитатель, воспитатели
Подготовка тренинга – педагог-психолог.
План семинара
Приветствие участников семинара-практикума – (1 мин)
Задачи БМП МБДОУ № 4 «Жарки» на 2017-2018гг – (15 мин)
Тренинг «Мы вместе!» - (30 мин)
Презентация «Планирование управленческой и педагогической деятельности, работа по созданию условий для образования детей с ОВЗ» (1 час)
Практикум «Создание условий комплексной поддержки детей с ОВЗ в ДОУ» (45 мин)
Рефлексия
Ход семинара
Уважаемые коллеги сегодня мы собрались в канун «Дня инвалида».
Отмечать международный день инвалидов 3 декабря постановила Генеральная Ассамблея ООН в 1992 году, призвав государства, входящие в ее состав, проводить различные мероприятия, способствующие интеграции инвалидов в общественной жизни.
Ассамблея призвала государства-члены ООН проводить мероприятия в ознаменование Дня инвалидов, тем самым напоминая о проблемах этих людей, а главное, обеспечивая для них постоянную социальную защиту и поддержку, равные со всеми остальными членами общества возможности.
Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества. Направленностью праздника, прежде всего, является привлечение внимания здоровых людей к проблемам, с которыми вынуждены сталкиваться инвалиды, защищать из социальные и юридические права, помогать им адаптироваться в социуме, иметь возможность развития в спортивной, культурной и иных сферах.
Рядом с нами живут люди с ограниченными возможностями здоровья. Им особенно важна наша поддержка и помощь. Давайте будем внимательней к ним, уважать их личное достоинство. Тем самым мы подадим бесценный пример нашим детям, воспитывая в них толерантность и человечность.
Сейчас слово предоставим педагогу-психологу МБДОУ № 4 «Жарки»
(Педагог-психолог проводит тренинг «Мы вместе»)
пришла пора представить материалы, которые приготовили для Вас специалисты ДОУ.
1. Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ.
Создание условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте, и более подробно разработаны в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, 2010). В нем говориться о том, что надо дать интегральное (обобщенное) описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированное по сферам ресурсного обеспечения. Вместе с тем отмечается, что подобная система требований должна включать в себя специфические компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ в целом и для каждой категории отклоняющегося развития, в отдельности.
В конечном итоге, отмечается в Проекте, интегративным результатом реализации указанных требований должно быть: создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
В результате в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:
- индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
- целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
- выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
- использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
- взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.
Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в себя, в том числе и наличие или отсутствие инвалидности определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально- техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т. п.).
Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно-специфических и индивидуально-ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.
Совершенно очевидно, что в каждом отдельном конкретном случае вся спецификация специальных образовательных условий будет проявляться на всех «уровнях» - от общеспецифических до индивидуально ориентированных. Таким образом, можно представить всю совокупность условий в виде «матрешки», где каждый из предыдущих «уровней» условий включается-проявляется в последующих.
Организационное обеспечение
Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ, прежде всего, базируется на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования.
Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров - территориальной ПМПК, администрации по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями надо простроить отношения на основе договоров. Наличие доступной сети образовательных учреждений (включающих как общеобразовательные, так и специальные коррекционные образовательные учреждения). Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.
- Для определенных категорий детей важным является организация питания и медицинского сопровождения.
Финансово-экономические условия
Эти условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех требований и условий, включенных в индивидуальную образовательную программу, в том числе прописанный в ней штат специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ, а также обеспечивать эффективную реализацию самого образовательного маршрута. Финансово-экономические условия должны обеспечивать достижения планируемых в ИОП результатов.
- Информационное обеспечение. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.); культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение
Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:
- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
- возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
- санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
- социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства учреждения, рабочего места ребенка, и т. д.);
- пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.
Организация предметно-развивающей среды
В соответствии с ФГОС большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели могут использовать принципы организации предметно-развивающей среды:
- среда должна быть безопасной;
- cреда должна быть комфортной и уютной;
- cреда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве с взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно;
- развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности);
- cреда должна быть информативной;
- cреда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.
Основная задача организации предметно-развивающей среды - создание условий для проявления ребенком самостоятельности и активности, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы стимулировать эту активность, но не брать на себя ведущую роль.
Организационно-педагогические условия
Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми воспитанниками образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации работы (в рамках разработки ИОП), а также адаптация содержания материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых дидактических материалов и др.
Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, детском сообществе, организация мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении
Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его нахождения в дошкольном образовательном учреждении. Для этого надо предусмотреть:
- в штатном расписании или по договору с ППМС-центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;
- организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку Индивидуального образовательного плана;
- организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей;
- должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.
Кадровое обеспечение
Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы включают следующие положения:
- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;
- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии.
Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе:
- знают теории развития детей, владеют разнообразными методами обучения и воспитания;
- используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой д/с группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка;
- обеспечивают обучение и воспитание и модифицируют его таким образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей;
- способствуют развитию положительной самооценки детей;
- разговаривают с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, обращаясь к ним по именам;
- знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки и достижения каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы получили признание достижения каждого ребенка;
- поддерживают позитивное взаимодействие с родителями;
- сообщают семьям о достижениях их детей (например, в письмах, по телефону и т.п.);
- педагоги способствуют индивидуальному росту в соответствии с собственным темпом развития каждого ребенка;
- ко всем детям обращаются с равным уважением и вниманием;
- предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий;
- предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах;
- направляют и стимулируют процесс саморегулирования у детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственных занятий;
- способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска газет и других занятий;
- создают для детей условия безопасности: через организацию четкого ритма-распорядка дня, недели, месяца, года, создание и исполнение ритуалов группы;
- стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи;
- демонстрируют и формируют отношение сочувствия и позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов;
- вовлекают детей в процесс выработки ясных и понятных требований и правил к поведению;
- ясно формулируют свои ожидания от детей;
- используют ситуации в жизни детского сада, чтобы помочь детям видеть дискриминацию, предубеждения и стереотипы, а также обсуждают этические аспекты неравенства;
- создают ситуации и пользуются возможностями для того, чтобы дети практиковались в достижении компромиссов и создании консенсуса;
- применяют принципы честности и равноправия, когда разделяют детей на группы, когда хвалят их за умения, усилия и достигнутые результаты;
- создают ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата;
- предоставляют детям возможность отвечать за что-то в группе («дежурные по ... »);
- организуют активность детей во время таких занятий, как забота о растениях, животных, организация обеда, регулирование занятий на приусадебной площадке и т.п.;
- используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (напр., выражения чувств, соблюдение очередности и т.п. через драматические игры, проектную деятельность, изготовление кукол для кукольного театра, рисование, живопись и т.д.);
- демонстрируют желательное поведение в различных ситуациях;
- используют различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение, имеющее для детей смысл, и чтобы достигнуть следующих целей;
- воспитывают позитивное чувство самоидентификации и эмоционального благополучия;
- развивают социальные умения и знания, коммуникативные навыки;
- побуждают детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать;
- способствуют развитию умений решать проблемы, излагать свое мнение и делать выводы;
- стимулируют развитие языковых навыков и грамотности;
- повышают уровень физического развития;
- способствуют социальной инклюзии (включению);
- соответствие требованиям оценивается в процессе супервизии.
Организация отношений между участниками образовательного процесса
Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители:
- регулярно работают в сотрудничестве друг с другом;
- открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним;
- уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело;
- эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка (ИОП).
Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога.
Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля - психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.
ПОСТРОЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы
5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.
Диагностика индивидуальных особенностей детей
1. Беседа и анкетирование родителей
Для диагностики детей, прежде всего, используется опросник (Приложение), который предлагается заполнить родителям. Каждый ребенок оценивается своими родителями, и эта оценка составляет основу для последующей работы. Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений.
Следующий этап – беседа родителей с воспитателем или психологом.
В процессе беседы воспитатель или психолог интересуется историей развития ребёнка, далее психолог предлагает родителям поделиться своими наблюдениями по поводу его интересов. Что он любит? Как он сообщает миру о своих желаниях или, наоборот, нежеланиях? Каковы его безусловные достоинства? Основная цель беседы - установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.
2. Диагностика развития ребенка
Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада. Каждый специалист обращает внимание на свою область (логопед - способность ребенка к контакту и координации внимания с окружающими; способность и интерес ребенка к имитации; импрессивный и экспрессивный словарь ребенка (включая как слова, так и другие символы, например, жесты); понимание и использование ребенком языка в различных ситуациях и др.). Дефектолог - уровень игры ребенка и интересующие его игрушки и занятия, развитие крупной и мелкой
моторики, уровень мышления. Психолог - особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.
3. Наблюдение за поведением в группе
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.
Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.
Итак, диагностика ориентирована на следующие показатели:
- особенности развития ребенка в настоящий момент; ограничения в функционировании и состоянии здоровья, которые ему мешают развиваться;
- сильные стороны ребенка и его родителей;
- потребности ребенка в каждой области развития: физическое, познавательное, социально-эмоциональное, самообслуживание;
- запросы семьи, какие проблемы они видят в развитии и какие задачи ставят;
- возможности среды, в которой живет ребенок.
Диагностика может происходить или одновременно или в соответствии с графиком проведения диагностики каждым специалистом.
Диагностика носит динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.
Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов развития ребенка и составление Индивидуального образовательного плана
Далее организуется междисциплинарное обсуждение результатов диагностики всеми специалистами, целью которого является составление полной картины развития ребенка, а не фрагментарных представлений о его развитии в разных областях, что облегчает понимание потребности ребенка и семьи и планирование программы развития.
Диагностика в дошкольном образовательном учреждении проводится комплексно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста. Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребенка, выбрать программу, соответствующую образовательным и социальным потребностям ребенка.
Далее разрабатываются программы, направленные на реализацию образовательных, социальных и др. потребностей детей с ОВЗ и их здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный план обсуждается всеми специалистами, работающими с ребенком с учетом рекомендаций специалистов ПМПК и составляется на основе диагностических данных. План строится с опорой на сильные стороны ребенка и компенсирует дефициты, имеющиеся в его развитии.
Реализация выделенных в Индивидуальном плане направлений осуществляется с использованием утвержденных и рекомендуемых образовательных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов.
В рамках круглого стола выступит педагог-психолог Замиусская А.В. и представит опыт работы на тему «Организация работы педагога-психолога с воспитанниками с ОВЗ в условиях реализации принципов инклюзивного образования».
Перед собравшимися с мастер-классом «Организация работы дефектолога с воспитанниками с ОВЗ в условиях реализации принципов инклюзивного образования» выступит учитель-дефектолог Пидгородецкая О.А.
Учитель-логопед - Мыльникова В.С. представит презентацию организации работы учителя-логопеда с воспитанниками с ОВЗ в условиях реализации принципов инклюзивного образования.
Опыт работы воспитателя по вопросам включения воспитанников с ОВЗ в образовательное пространство представила воспитатель Орлова Г.А.
Старший воспитатель Мехнина Л.Г. представит «Модель индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ.
(Все документы и материалы семинара распечатаны и распространены педагогам ДОО района)
Рефлексия
Уважаемые коллеги! Сегодня мы представили вам материалы, которые будут способствовать решению задач инклюзивного образованию в любом ДОО нашего района, формированию управленческой культуры руководителей учреждений дошкольного образования, развитию педагогических компетенций всех категорий педагогических работников, вовлеченных в образование детей с особыми образовательными потребностями. Накопленный коллегами опыт работы будет полезен в процессе дальнейшей практической деятельности.
13