СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синонимы и точность речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на уроке родного русского языка в 6 кл.. по теме "Лексика".

Просмотр содержимого документа
«Синонимы и точность речи»

  Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов  Урок родного (русского языка) в 6 классе    Презентацию выполнила  учитель русского языка и литературы  Халаева Л.И.

Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов Урок родного (русского языка) в 6 классе Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы Халаева Л.И.

Мобилизация Вася решил пошалить. Раньше он тоже проказничал, но сегодня он решил озорничать не на шутку. Мама Васи ругает его за то, что он балуется. Но Вася не может остановиться и продолжает дурачиться .  - Ребята, что делал Вася? ( Шалил, проказничал, озорничал баловался, дурачился!) - Что объединяет эти слова? (Эти слова близки по значению) - А чем отличаются? (Оттенками лексического значения) - Как называются такие слова ? ( Синонимы)

Мобилизация

  • Вася решил пошалить. Раньше он тоже проказничал, но сегодня он решил озорничать не на шутку. Мама Васи ругает его за то, что он балуется. Но Вася не может остановиться и продолжает дурачиться .
  • - Ребята, что делал Вася? ( Шалил, проказничал, озорничал баловался, дурачился!)
  • - Что объединяет эти слова? (Эти слова близки по значению)
  • - А чем отличаются? (Оттенками лексического значения)
  • - Как называются такие слова ? ( Синонимы)
Целеполагание Цели урока : Вспомним: ч то такое синонимы, синонимический ряд. Узнаем: какие виды синонимов существуют, каковы функции синонимы в речи. Научимся употреблять синонимы в устной и письменной речи, учитывая их стилистические особенности.  

Целеполагание

  • Цели урока :
  • Вспомним: ч то такое синонимы, синонимический ряд.
  • Узнаем: какие виды синонимов существуют, каковы функции синонимы в речи.
  • Научимся употреблять синонимы в устной и письменной речи, учитывая их стилистические особенности.

 

Актуализация Синонимы  – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. А что такое синонимический ряд ? (  Это группа синонимов, состоящая из двух или более слов).  

Актуализация

  • Синонимы  – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
  • А что такое синонимический ряд ?
  • ( Это группа синонимов, состоящая из двух или более слов).

 

Работа в группах с учебником - С каждым из слов синонимического ряда составьте словосочетания или предложение . (Упр. 79 учебника О.М. Александровой параграф 10 )

Работа в группах с учебником

  • - С каждым из слов синонимического ряда составьте словосочетания или предложение . (Упр. 79 учебника О.М. Александровой параграф 10 )
Представление словаря - Выбору синонима, нужного и уместного для каждого конкретного случая, поможет работа со словарями. Представление словаря. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: ок. 11000 синоним. рядов /  З.Е. Александрова . – 15-е изд., стереотип.  

Представление словаря

  • - Выбору синонима, нужного и уместного для каждого конкретного случая, поможет работа со словарями.
  • Представление словаря. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: ок. 11000 синоним. рядов /  З.Е. Александрова . – 15-е изд., стереотип.
  •  
Работа с учебником Упр. 77 (Уч-к О.М.Александровой).  Из слов, заключенных в скобки, выберите подходящие по смыслу. Прочитайте полученные предложения.   Почему вы выбрали именно эти слова?

Работа с учебником

  • Упр. 77 (Уч-к О.М.Александровой).
  • Из слов, заключенных в скобки, выберите подходящие по смыслу. Прочитайте полученные предложения.
  •   Почему вы выбрали именно эти слова?
Проверим 1.Язык учебника должен быть (вразумительным, отчётливым, понятным , толковым) каждому ученику. 2.Нельзя( страшиться, трусить, робеть, боятьс я, опасаться) всего на свете. 3. (Постижение познание , освоение, изучение ) физики начинается в 7 классе. 4.Стой (покорно, послушно, смирно , кротко, безропотно

Проверим

  • 1.Язык учебника должен быть (вразумительным, отчётливым, понятным , толковым) каждому ученику.
  • 2.Нельзя( страшиться, трусить, робеть, боятьс я, опасаться) всего на свете.
  • 3. (Постижение познание , освоение, изучение ) физики начинается в 7 классе.
  • 4.Стой (покорно, послушно, смирно , кротко, безропотно
Вопросы:  - Почему вы выбрали именно эти слова? - Чем отличаюся слова в каждом синонимическом ряду ? ( оттенками лексического значения, оттенками смыла ). - Как выдумаете, как называются такие синонимы ?(Ответы детей)  Учитель сообщает, что такие синонимы называются смысловые или понятийные.  

Вопросы:

  • - Почему вы выбрали именно эти слова?
  • - Чем отличаюся слова в каждом синонимическом ряду ? ( оттенками лексического значения, оттенками смыла ).
  • - Как выдумаете, как называются такие синонимы ?(Ответы детей)
  • Учитель сообщает, что такие синонимы называются смысловые или понятийные.

 

Исследовательская работа:  выпишите синонимы 1.Девушка оглядела его озорными неспокойными глазами. - Вы здешний? - Тутошний. 2. Я никогда не видывал более проницательных и умных глаз как его крошечные лукавые гляделки. 3. Но здесь уж тицианов глаз становится внутренним оком. 4. Мне хочется не есть в человеческом смысле желания пищи, а жрать, как голодному волку. (Леон.)  

Исследовательская работа: выпишите синонимы

  • 1.Девушка оглядела его озорными неспокойными глазами. - Вы здешний? - Тутошний.
  • 2. Я никогда не видывал более проницательных и умных глаз как его крошечные лукавые гляделки.
  • 3. Но здесь уж тицианов глаз становится внутренним оком.
  • 4. Мне хочется не есть в человеческом смысле желания пищи, а жрать, как голодному волку. (Леон.)

 

Проверим -  Найдите и выпишите синонимы. ( Здешний – тутошний, глаза – гляделки, глаз-око, есть – жрать).  Чем отличаются слова каждого синонимического ряда ? (Стилистически). - Как вы думаете, как называются такие синонимы? ( ответы)  

Проверим

  • Найдите и выпишите синонимы.
  • ( Здешний – тутошний, глаза – гляделки,
  • глаз-око, есть – жрать).
  • Чем отличаются слова каждого синонимического ряда ? (Стилистически).
  • - Как вы думаете, как называются такие синонимы? ( ответы)
  •  
Самостоятельная работа   - Приведите свои примеры смысловых и стилистических синонимов .   Побеседовать - ….(потолковать, поговорить, поболтать, потрепаться). Лицо -… (лик, рожа) Ныть -… (жаловаться, стенать) Идти -….(шествовать, брести)  

Самостоятельная работа

  • - Приведите свои примеры смысловых и стилистических синонимов .

 

  • Побеседовать - ….(потолковать, поговорить, поболтать, потрепаться).
  • Лицо -… (лик, рожа)
  • Ныть -… (жаловаться, стенать)
  • Идти -….(шествовать, брести)

 

Стилистические синонимы Это слова , близкие по лексическому значению, но отличающиеся стилистической принадлежностью .

Стилистические синонимы

  • Это слова , близкие по лексическому значению, но отличающиеся стилистической принадлежностью .
Расположите синонимы согласно их стилистической принадлежности  Разговорные нейтральные книжные      

Расположите синонимы согласно их стилистической принадлежности

  • Разговорные нейтральные книжные

 

 

 

Проблемная ситуация 1)«День был августовский, знойный, томительно скучный » (А. П. Чехов) 2) Только кочки да буераки указывали направление тропы . Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко. 3) Дневные цветы пробуждаютс я, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков. - Можно ли выделенные слова считать синонимами ? Обоснуйте своё мнение.

Проблемная ситуация

  • 1)«День был августовский, знойный, томительно скучный » (А. П. Чехов)
  • 2) Только кочки да буераки указывали направление тропы . Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.
  • 3) Дневные цветы пробуждаютс я, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.
  • - Можно ли выделенные слова считать синонимами ? Обоснуйте своё мнение.
Выдвижение версий 1)Версия . Выделенные слова не являются синонимами, т.к. у каждого выделенного слова свой синонимический ряд. Например, у слова  ощутить  синонимы – испытать, почувствовать, пережить, почуять. У слова  понят ь – постигнуть, уяснить, осмыслить, осознать и т.д.  2). Версия. Данные слова являются синонимами , так как они близки по значению в данных предложениях . ( пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают )  Все эти глаголы описывают одно действие – пробуждение цветов утром. (Т ропа – ниточка – речь идёт об одном и том же предмете) .

Выдвижение версий

  • 1)Версия . Выделенные слова не являются синонимами, т.к. у каждого выделенного слова свой синонимический ряд. Например, у слова  ощутить  синонимы – испытать, почувствовать, пережить, почуять.
  • У слова  понят ь – постигнуть, уяснить, осмыслить, осознать и т.д.
  • 2). Версия. Данные слова являются синонимами , так как они близки по значению в данных предложениях . ( пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают )  Все эти глаголы описывают одно действие – пробуждение цветов утром. (Т ропа – ниточка – речь идёт об одном и том же предмете) .
VIII . Решение проблемы. Обратимся к учебнику ( стр. 81,82) Вводится понятие КОНТЕКС Т, контекстные синонимы – это слова, сближающиеся по значению только в определённом контексте. Делаем вывод : Выделенные слова( тропа – ниточка ) ( пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают ) – контекстные синонимы..
  • VIII . Решение проблемы. Обратимся к учебнику ( стр. 81,82) Вводится понятие КОНТЕКС Т, контекстные синонимы – это слова, сближающиеся по значению только в определённом контексте.
  • Делаем вывод : Выделенные слова( тропа – ниточка ) ( пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают ) – контекстные синонимы..
 Применение нового знания   Выполнение упр. 81 учебника. Определите, в каких предложениях употреблены контекстные синонимы. - Для чего же нужны синонимы? Какова их роль? (Ответы)  

Применение нового знания

  • Выполнение упр. 81 учебника. Определите, в каких предложениях употреблены контекстные синонимы.
  • - Для чего же нужны синонимы? Какова их роль? (Ответы)
  •  
Работа с текстом Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц. ( Из рассказа В.П. Астафьева ) - Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений.  - Какова роль синонимов в этом тексте ? - Подчеркните синонимы в последнем предложении. Какова их роль? - О чём рассказывает автор ? (ответ )

Работа с текстом

  • Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц. ( Из рассказа В.П. Астафьева )
  • - Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений.
  • - Какова роль синонимов в этом тексте ?
  • - Подчеркните синонимы в последнем предложении. Какова их роль? - О чём рассказывает автор ? (ответ )
Работа с текстом Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз . Учитель : В точном подборе синонимов - мастерство писателя. Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес. - А какое впечатление вызывает оборот « массив деревьев »? (величие, монолитность, громадность, обширность) - Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам , (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). - Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникает в вашем воображении? Учитель: Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая.

Работа с текстом

  • Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз .
  • Учитель : В точном подборе синонимов - мастерство писателя. Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес.
  • - А какое впечатление вызывает оборот « массив деревьев »? (величие, монолитность, громадность, обширность)
  • - Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам , (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени).
  • - Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникает в вашем воображении?
  • Учитель: Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая.
Итоги -Итак, что мы повторили ? ( что такое синонимы, синонимичный ряд) - Что узнали ? Какие виды синонимов бывают.? ( три вида синонимов: лексические, стилистические, контекстуальные). - Для чего они нужны в тексте, в речи ?  - чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее; - чтобы избежать стилистических ошибок; - чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет; - чтобы использовать синонимы как средство выразительности .  

Итоги

  • -Итак, что мы повторили ? ( что такое синонимы, синонимичный ряд)
  • - Что узнали ? Какие виды синонимов бывают.? ( три вида синонимов: лексические, стилистические, контекстуальные).
  • - Для чего они нужны в тексте, в речи ?
  • - чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее;
  • - чтобы избежать стилистических ошибок;
  • - чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;
  • - чтобы использовать синонимы как средство выразительности .
  •