СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синонимы, их роль в речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Синонимы и их роль в речи"  в 4 классе. Может быть использован педагогами для обобщения темы.

Просмотр содержимого документа
«Синонимы, их роль в речи.»



Конспект урока русского языка в 4 классе (ФГОС)



Тема: Синонимы, их роль в речи.

Цель урока: дать понятие синонимов, показать их роли в речи.

Задачи:

- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку, музыке, биологии.


Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.


Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная работа, работа в группах, в парах, коллективная

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока

Здравствуйте, садитесь!



Начнём наш урок. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.



Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.


Запишите в тетрадях дату, классная работа, а для записи темы оставьте свободную строчку.

1. Давайте вспомним, что мы проходили на прошлых занятиях. Проверим себя. Для этого проведем небольшой лексический диктант. Запишите ответ одним словом или словосочетанием.

Карточка для ребенка ОВЗ


Как называются:

1.Все слова языка (лексика). 2.Раздел науки о языке, изучающий лексику (лексикология). 3.Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). 4.Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). 5.Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

6.Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

Обменяйтесь тетрадями, проверьте по слайду. Оцените работу, поставьте отметку карандашом. После урока выставим отметки в журнал.


Молодцы!


2. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики.

Отгадайте загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.


Что же за зверек такой заяц? (СЛАЙД)

В мире насчитывается 32 вида зайцев, их ближайшими родственниками являются пищухи и кролики. Зайцы обитают на всех континентах, кроме Антарктиды.

У зайцев не бывает каких-либо жилищ – они не роют норы и не делают никаких других укрытий. Зайцы отнюдь не так безобидны, как кажется. Их мощные задние лапы с острыми когтями — страшное оружие. Хотя, конечно, заячья натура такова, что защищаться заяц будет, только будучи загнанным в угол, в противном случае он будет до последнего стараться сбежать от источника опасности. Во время бега зайцы способны развивать скорость до семидесяти километров в час.

У нас наиболее известны два вида зайцев – беляк и русак. Свои названия они получили из-за разницы в окраске: беляк в зимнее время имеет чисто-белый окрас, только кончики ушей остаются черными.

На слайде вы видите представителей некоторых видов зайцев.



3. Все вы прекрасно знаете, что заяц является героем многих художественных произведений и мультфильмов. Каждый писатель описывает зайца по-разному.


Сейчас для наблюдений вам предлагается отрывок из сказки Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка –

«Сказка про храброго зайца…».

-А что вы знаете об авторе этой сказки?

Выдающийся уральский писатель, искренне любивший наш край и оставивший множество очерков, рассказов, романов об Урале. Родился в поселке  Висим в 40 километрах от Нижнего Тагила (Свердловская область). Настоящая фамилия писателя – Мамин. Вторую часть фамилии он присвоил себе по литературному псевдониму – Сибиряк.

Каждому из вас я раздаю текст, с которым вы будете работать Ангелина прочитает этот текст вслух, а вы все внимательно его послушаете и

ответите на вопросы.


Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

4. Назовите глаголы движения, характеризующие поведение зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? О чем они нам говорят? Об одном и том же?

(Собрались, сбежались, приплелись).

Конечно, значит, об одном и том же можно сказать по-разному.


5. Как вы думаете, что значит каждое из этих слов?


Собрались – сошлись в одном месте,

Сбежались – быстро собрались,

Приплелись – пришли медленно.

6. В каких стилях речи могут употребляться данные слова?


Собраться – может употребляться в научном, художественном и разговорном стилях или мы можем сказать это стилистические нейтральное слово.

А вот слова сбежались и приплелись - относятся к разговорному стилю.


6. Давайте обобщим . Перед нами слова какой части речи?– глаголы.

Что они обозначают?( одно и тоже явление,) но отличаются? оттенками лексического значения.

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).

К каким стилям речи отнесем данные слова?

Хихикнули - разговорный

Засмеялись, улыбнулись- разговорный, художественный т.е стилистически нейтральный .

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.



- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? Для чего нам нужно изучать эту тему? (учиться находить и подбирать синонимы к словам, использовать их в зависимости речевой ситуации)

Можем ли мы сказать, что слова, которые мы выделили в тексте-синонимы7


3. Сделайте вывод , что же такое синонимы?.....


Синонимы – это слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, действие, предмет или явление, но отличающиеся оттенками лексического значения.

Запишите тему урока в тетрадях



4. Давайте посмотрим, что о синонимах нам говорят ят авторы нашего учебника.

(Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 52, с. 149-151).

Правило читаем

1.Я думаю самое время поучиться находить синонимы к словам.

  1. Давайте проведем онлайн-игру «Подбери синонимы».


Подобные игры вы можете находить сами и проверять себя.



2.Синонимы настолько увлекательная тема, что про них даже сочинили песенку. Послушайте музыкальный фрагмент. Назовите синонимы, которые услышите и запомните.

Безвредный-безопасный,

Безоблачный и ясный,

Таинственный-секретный,

Невидный-незаметный,

Настигнем и догоним, коснемся и затронем

К любому слову мы с тобой

Легко найдем синоним.


-Назовите пары синонимов.

Давайте обратимся к паре «Таинственный-секретный»

-Какими синонимами можно продолжить этот ряд?

-Иногда бывает очень трудно найти синоним к какому-либо слову, и в таких случаях мы можем обратиться к «Словарю синонимов русского языка».

Такой словарь есть в нашем кабинете, может быть, есть у кого-то из вас дома.

Со словарем синонимов вы можете поработать в библиотеке или воспользоваться онлайн словарем

ПОКАЗАТЬ СЛОВАРИ)

Прочитать словарную статью.

таинственный

загадочный, неразгаданный, непонятный; неясный, тайный; скрываемый, неразъяснимый, мистический, скрытый, окутанный тайной, покрытый тайной, заговорщический, сверхъестественный, заговорщицкий, уму непостижимый, необъяснимый, каббалистический, многозначительный, непостижимый



  1. Словарь - хорошая подмога, но иногда нам легче справиться с заданием не в одиночку, а со своим другом или одноклассником.

  2. Откройте учебники с Упражнение 304 (работа в парах). Проверка



  1. Отечество, отчизна. Какой синоним можно дополнить?( Родина)



  1. Бескрайний, беспредельный. (Как можете объяснить значение слова?)



Беспредельный – не имеющий видимых пределов, границ, бесконечный. Какое существительное можно подобрать к этим синонимам? ОКЕАН, ПРОСТОР, ВСЕЛЕННАЯ



Караулить, сторожить. Какое слово-синоним мы

употребляем в настоящее время чаще. (Охранять).


ФИЗМИНУТКА


С места все тихонько встали,

Чуть присели, не упали.

Поднимаемся обратно

И руками аккуратно:

Вверх и вниз, вперед-назад.

Каждый сделать это рад.

Вправо , влево повернитесь

И тихонечко садитесь.



-Какие слова заметили в физминутке? Можно ли их отнести к синонимам? Что это за слова? (антонимы)

-Вы очень дружно выполняли движения. Давайте дружно поработаем в группах.


Вы должны найти синонимы в стихотворных отрывках. Подумайте , что общего в значении данных слов. ( Каждая группа получает карточку с заданием, выполняете задание и 1 человек от группы дает ответ.)


(1-я группа)


Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

(погодное явление , которое сопровождается снегом и ветром)


(2-я группа)


Как по снегу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят.

Колокольчики звенят.

(издают звук)


(3-я группа)


Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.


(сильный человек, способный много вынести)


( 4-я группа)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.


(значит очень холодно, трудно переносить холод)


(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

4. Вопросы командам:

– Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).





5.Мы с вами сделали вывод, что синонимы имеют близкое лексическое значение. Но единственный ли это показатель, вам предстоит решить, выполнив следующее задание.

Посмотрите на слайд:


Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.


Что можете сказать? Почему?

(Лишнее- печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи. Все слова, кроме слова «печаль» – глаголы, а слово «печаль» - существительное)


Вывод ? В чем можно еще раз убедиться? (слова – синонимы д.б одной части речи)


7. На карточках написаны слова. Запишите в тетрадь синонимы в порядке усиления действия:

  • Шептать(1), кричать(3), сказать(2), орать (4).

(1 человек у доски)

А теперь проверьте (СЛАЙД).


Подведем итог урока:

-Какие слова мы называем синонимами?

Синонимы – это … (примеры ..)

красивый, восхитительный, очаровательный

Для чего нужны синонимы?

(синонимы нам необходимы , так как они делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избежать повторов при построении текстов, синонимы помогают нам точно и образно выражать свои мысли.)

Дома у вас будет творческое задание. Я предлагаю вам заняться редактированием текста.

Повторяющиеся слова замените синонимами, слова для справок вам даны.


Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Слова для справок: робкий (3) , пугливый, трусливый (1), боязливый (2).


А сейчас я предлагаю вам оценить свое эмоциональное состояние, настроение. Для этого предлагаю прослушать два музыкальных фрагмента .

Первый фрагмент- отрывок из «Лунной сонаты» немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Кстати эту красивую мелодию автор посвятил своей 17-летней ученице Джульетте Гвиччарди.

Второй фрагмент из Сонаты № 11

Автор - Вольфгам Амадей Моцарт . Это произведение называют парижским бриллиантом, так как написал ее композитор в Париже. А бриллиантом за красоту и уникальность данной мелодии.

А теперь вам нужно подумать и поднять руку. Если на уроке вам было скучно , и у вас остались вопросы по данной теме-это грустная мелодия, если же было все понятно, интересно-это веселая мелодия.







Спасибо за урок!