Синтаксическая пятиминутка
(Методическая разработка)
Подготовила:
Казырбаева Лилия Фанисламовна,
учитель русского языка и литературы
Синтаксическая пятиминутка - малая часть урока русского языка, во время которой можно при изучении любой темы в любом классе повторять, закреплять правила пунктуации. Синтаксическая пятиминутка помогает развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, внимание и языковую наблюдательность. У школьников развивается вкус к языку, красивой, образной и грамотной речи.
Требования к синтаксической пятиминутке должны быть такие:
- наличие интересного, яркого материала для анализа;
- занимательность;
- разнообразие форм проведения;
- доступность для учащихся любого уровня подготовленности;
- дифференциация заданий ( для сильных и слабых учащихся)
Составьте одно предложение из нескольких слов.
Выполнив задания, вы прочитаете строчки из стихотворения А.С. Пушкина
Найдите в первом предложении дополнение. Выпишите его.
Постепенно устанавливается холодная погода, и появляются первые признаки наступающей зимы.
Найдите во втором предложении сказуемое, которое повторяется, выпишите их.
Я ждала, что она появится, ждала со странным волнением.
3) Найдите в третьем предложении подлежащее. Выпишите его.
Необъятная природа ждала своего нового хозяина.
Четвертое предложение сложное, оно состоит из двух простых предложений. Найдите подлежащее во второй части сложного предложения. Запишите его
Уже заканчивается март, а значит скоро полностью растает снег.
5) Выпишите из пятого предложения сказуемое.
Снег выпал в ноябре.
В шестом предложении выпишите обстоятельство.
Я только тебя спросил.
Седьмое предложение сложное, оно состоит из двух простых предложений. Найдите обстоятельство во второй части сложного предложения. Запишите его.
В сентябре 86-го Сергей сделал Елене предложение, а в январе следующего года они поженились.
Ключ:
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
(Стихотворение А.С. Пушкина «В тот год осенняя погода», отрывок из-«Евгений Онегин»)
При изучении второстепенных членов предложения эта форма пятиминутки будет проводиться до тех пор, пока класс не усвоит и не запомнит все второстепенные члены предложения. Разнообразие вводится заданиями типа:
Выпишите по порядку:
Определение + подлежащее; Сказуемое + обстоятельство; Сказуемое + дополнение.
( Позже такое задание выполняется без записи самого предложения – для сильных учащихся). Начинаем с простых предложений из 5 – 6 слов, а потом усложняем материал. Синтаксический разбор проводится полный, с указанием способов выражения всех членов предложения.
Примеры:
Я сидел на берегу лесного озера.
Выпишите по порядку: Определение + подлежащее; Сказуемое + обстоятельство.
Я шел долго по снежной дороге.
Выпишите по порядку: Сказуемое + обстоятельство; Определение + подлежащее; Сказуемое + дополнение.
Синтаксическая пятиминутка призвана ввести учеников в урок, закрепить недавно пройденное и напомнить давно изученное. Применяя ее на практике, учитель может гораздо эффективнее работать над формированием и закреплением пунктуационных навыков своих учеников.