Русский язык 8 класс
Тема урока: Синтаксис
Цель урока: повторять и закреплять знания учащихся о синтаксисе как разделе яыкознания; развивать умение выполнять синтаксический разбор предложений
Ожидаемые результаты: Знают о синтаксисе как разделе языкознания, умеют выполнять синтаксический разбор предложений
Тип урока: изучение нового материала
Ресурсы урока: учебное пособие, таблица, карточки
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уча/ся |
1.Орг.момент | Приветствие учителя с учащимися. Психологический настрой. Прозвенел звонок для вас, все вошли спокойно в класс, встали все у парт красиво, поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда! Мы начнём урок тогда! Деление на группы | Уча/ся готовятся к уроку. Настрой на урок. Делятся на группы |
Опрос д/зад. | 1.Что выражают междометия? По значению какие междом.различают Что представляют звукоподражательные слова? Какие междометия пишутся через дефис? нр. 2.Проверка дом.упр. стр. | Повторяют пройденную тему путём отв.на вопр. Приводят примеры Проверяют дом.упр. |
Этап вызова | Назовите разделы языкознания? В каком разделе изучаются с/с и предложения? Правильно. Это раздел синтаксис. Мы сегодня повторим и закрепим знания о синтаксисе, научимся выполнять синтаксический разбор предложений. | Отвечают на вопросы определяют тему урока Записывают дату и тему урока в тетрадь. |
Изучение новой темы | Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Вспомните что такое словосочетание, из чего они состоят, назовите их виды, способы связи. Основная синтаксическая единица языка, которая служит средством общения – предложение. Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Образец синтаксического разбора на стр.193. Чтение порядка синтаксического разбора простого предложения. Запись в тетради: На сухую, твёрдую землю упал ранний снег Яркая звезда сверкала над лесом | Слушают учителя и отвечают на вопросы. Читают порядок разбора В тетради вып.синт.разб |
Физминутка Этап осмысления | А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело. Фонетическая разминка. Правильно произносите слова и словосочет. Чтение текста упр.77 стр.44 прочитать, составить план текста. Что вы узнали о туризме? Упр.79 стр.46 синтаксический разбор первого предложения. | Выполняют движения Уча-ся выполняют задания в группе, по парам,индивидуально. Диалог вежл. человека |
Творческая работа | Группы составляют синквейн со словом Синтаксис | Читают свои варианты |
Итоги урока | -Что такое синтаксис? Назовите главные и второстепенные чл.предл. | Ответы на вопросы |
Этап рефлексии | -Что для вас было интересно? Чем вы занимались? Что вы узнали на уроке? | Рефлексия по вопросам |
Оценивание | Сообщение и комментирование оценок | |
Домашнее задание | Повторить и выучить всё о синтаксисе, произвести синтаксический разбор 1 любого предложения из учебника. | Запись в дневники |
Русский язык 8 класс
Тема урока: Приложение
Цель урока: расширить представление учеников об определении, дать понятие о приложении, развивать навыки правописания приложений с определяемым словом, активизировать самостоятельную работу учащихся.
Ожидаемые результаты: знают об особом виде определения, могут находить их в тексте, умеют правильно писать приложения с определяемым словом.
Тип урока: изучение нового материала
Ресурсы урока: учебное пособие, таблица, раздаточный материал
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уча/ся |
1.Орг.момент Психолог. настрой | Приветствие учителя с учащимися. -Каждый день – всегда, везде. На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. Деление на группы | Уча/ся готовятся к уроку. Настрой на урок. Делятся на группы |
Опрос д/зад. | -Какие бывают определения?-Какими частями речи выражаются согласованные определения?-Нр?-При помощи каких способов связываются слова в несогласованных определениях?-Нр. Проверяем дом.зад.№121(назвать соглас.или несогл. определения) | Повтор. пройд.тему путём отв.на вопросы. Приводят примеры Проверка дом.упр. |
Этап вызова | Найди лишнее слово: Согласование, Управление, Приложение, Примыкание. -Почему это слово лишнее? Итак, мы с вами определили тему урока: Приложение | Приложение. Потому что остальные слова виды с/с Запись даты, темы урока. |
Изучение новой темы | Приложение – особый вид определения, выражен существительным, которое является вторым названием определяемого слова. Например: студент Болат, мать – женщина. Приложение может указывать: -на профессию (врач-окулист); -на возраст (мать- старуха); -на степень родства(кузина Софья);-на национальность (мальчик-казах);-на звание (Герой России Сергей Рябинин); -на различные качества предмета (умница-дочка); -на названия газет,журналов,художественных произведений(газета «Правда»,журнал «Здоровье», повесть Н.Гоголя «Тарас Бульба». Следует знать! О несогласованных приложениях, о дефисе в прилож | Слушают учителя Хором читают по таблице приложения Читают правило по учебн на стр.74-75. |
Этап осмысления | Упр.124 письменно поставить, где необходимо, дефис. Работа в паре упр.123 подчеркнуть приложения и определяемые сл. Упр.126 Чтение предложений и указать приложения с определяемым словом «Кто быстрей?» упр.125 - 128 | Уча-ся выполняют задания в группе, по парам, индивидуально. |
Физминутка | Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. | Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5, повторить |
Итоги урока | -Что такое приложение?- Какие признаки может обозначать? -Какие бывают приложения? -Когда ставится дефис? | Отв.на вопросы подводят итоги урока |
Рефлексия | - Каким был урок? - Что для вас было трудно и легко? - Как работали на уроке? - Какая группа и кто был активнее? | Рефлексия по вопрос. |
Оценивание | Сообщение и комментирование оценок | |
Домаш. зад. | Правило о приложении выучить, упр.127 письменно | Запись в дневники |
Русский язык 8 класс
Тема урока: Обобщённо-личные предложения
Цель урока: Объяснить смысл и структуру обобщенно-личных предложений, учить уместно и осмыслённо использовать эти предложения в речи
Ожидаемые результаты: Знают смысл и структуру обобщенно-личных предложений, умеют уместно и осмыслённо использовать их в речи
Тип урока: изучение нового материала
Ресурсы урока: учебное пособие, таблица, раздаточный материал
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уча/ся |
Орг.момент Психолог. настрой | Приветствие учителя с учащимися. - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Начнём наш урок Деление на группы по счёту 1, 2, 3 | Уча/ся готовятся к уроку. Настрой на урок. Делятся на группы |
Опрос д/зад. | -Какие предложения называются неопределённо-личными? Нр? Проверка дом.упр.151 стр.93(1-2 предл:3л.пр.вр.мн.ч;3-4 предл: 3л.н.вр.мн.ч) | Рассказывают правило Проверяют дом.задание. |
Этап вызова | .*Определение темы урока. Задание. Найдите лишнее предложение: 1.Глухая полночь.2.Поздний вечер.3.Цыплят по осени считают. Вы правильно определили лишнее предложение. Такие предложения называются обобщённо-личные. Тема нашего урока. | Лишнее предложение. (3пр.) , а остальные предл.назыв. Записывают число, тему урока. |
Изучение новой темы | Обобщённо-личные предложения чаще всего используются в пословицах и поговорках. В таких предложениях главный член – сказуемое с обобщённо-личным значением выражается глаголом 2 или 3 лица. Нр. Других не суди, на себя погляди. По дыму на бане пара не угадаешь. Словами делу не поможешь. Термин обобщённо-личное предложение говорит о том, что в таком предложении глагол- сказуемое обозначает действие, которое производится любым лицом Чтение правила на стр.93. | Слушают учителя Работают с правилом. Рассказывают друг другу. |
Этап осмысления | Групповая работа: нужно закончить пословицу. 1 группа | 2 группа | 3 группа | Сам погибай, … | На деньги ума … | Не имей сто рублей, … | Что посеешь, … | Любишь кататься, ... | Век живи - … | Творческий диктант: пишите только ответы да или нет Обобщённо – личные предложения 1)Это односоставные предложения? 2)Это двусоставные предложения? 3)Они указывают на то, что действие производится всем, любым лицом? 4) Они чаще всего используются в устной речи в виде пословиц? 5)В этих предложениях нет и не может быть подлежащего? 6)Глагол- сказуемое стоит чаще всего в форме 2 лица ед.числа? Парная работа: Спишите, дописывая окончания глаголов. 1.Буд… много читать-буд…много знать.2.Без труда не вытащ… и рыбку из пруда.3.Не спеш…языком, торопись делом.4.Тише ед… - дальше буд…5.Дружбу за деньги не куп… | Уча-ся выполняют задания в группе, индивидуально проверяют ответы: 1) да,2)нет,3)да, 4)да, 5)да, 6)да. Работают по парам |
Физминутка | А теперь, ребята, встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело. | Выполняют физзарядку для глаз. |
Итоги урока | -Какие предложения называются обобщённо-личные?-Чаще всего это? | Подводят итоги отв. на в. |
Рефлексия | Что вы узнали на уроке? Что сегодняшний урок принёс тебе? | Рефлексия по вопросам. |
Оценивание | Сообщение и комментирование оценок | |
Домаш. зад. | Правило на стр.93 в/н; упр.153на стр.94 | Запись в дневники |
Русский язык 7 класс
Тема урока: Сложное предложение
Цель урока: Сформировать знания уч-ся о сложном предложении
Ожидаемые результаты: Уч-ся знают о сложном предложении, умеют правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении;
Тип урока: изучение нового материала
Ресурсы урока: учебное пособие, таблица «Сложное предложение», карточки
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уча/ся |
1.Орг.момент | Приветствие учителя с учащимися. Психологический настрой. Ровно встали, Тихо сели, Головами повертели, Сладко – сладко потянулись, И друг другу улыбнулись. Рот закрыли на замок, Начинается урок. Деление на группы | Учащиеся готовятся к уроку. Настрой на урок. Делятся на группы |
Опрос д/зад. | Вспомните, какие темы мы изучали на предыдущих уроках? Расскажите правило об однородных членах предложения, о знаках препинания. Порядок синтаксического разбора простого предложения. Проверка дом.зад.упр.122 разбор 1 предложения. | Отвечают на вопросы по пройд.теме, повторяют порядок разбора, чит. разбор |
Этап вызова | Сравните данные предложения. Какие из них являются простыми, какие – сложными. В каждом предложении найдите грамматическую основу. Сколько простых предложений в каждом сложном предложении? С утра лил дождь С утра лил дождь, грохотал гром, сверкала молния. Вечером он перестал. Когда наступил вечер, всё стихло. | Сравнивают, делают выводы, определяют тему урока Запись даты и темы урока |
Изучение новой темы | Сложное предложение(құрмалас сөйлем) состоит из 2 или нескольких простых предложений. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией. Средствами связи являются интонация, союзы. СП делятся на две группы: союзные и бессоюзные Простые предложения, которые входят в состав сложного, на письме обычно отделяются друг от друга запятой Наступила сентябрь, начались занятия. Наступил сентябрь, и начались занятия. | Внимательно слушают учителя, Самостоятельно изучают по учебнику тему стр.59 |
Физминутка Этап осмысления | Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано -Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.\ Упр.129 соедините пары ПП в сложное Групповая работа:упр.130-1гр; упр.133-2гр; упр.135-3гр. Парная работа упр.138 стр.61 закончить сложные предложения, постройте схемы предложений Индивидуальная работа упр.131выпишите грамматические основы. | Выполняют движения Уча-ся выполняют задания в группе, по парам, индивидуально. |
Этап рефлексии | Что нового узнали на уроке? Понравился ли урок? Кто может самостоятельно придумать сложное предложение? | Рефлексия по вопросам |
Оценивание | Сообщение и комментирование оценок | |
Дом.задание | Упр.139 стр.62 письменно, правило выучить наизусть. | Запись в дневники |
Русский язык 7 класс
Тема урока: Сложные слова. Образование сложных слов при помощи соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова
Цели урока: Познакомить уч-ся со способами образования сложных слов, с правилами соединения двух слов с помощью соединительных гласных;
Ожидаемые результаты: У уч-ся развиваются умение образовать сложные слова от данных слов при помощи соединительных гласных О и Е;
Тип урока: изучение нового материала
Ресурсы урока: учебное пособие, таблица, карточки
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уча-ся |
Орг.момент Психол/настрой | Приветствие учителя с учащимися. Психологический настрой - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Начнём наш урок. Деление на группы | Уча/ся готовятся к уроку. Настраиваются на урок. Делятся на группы |
Опрос д/зад. | 1.Назовите части слова.2.Что не входит в основу?3.Назовите способы образования новых слов.Проверка дом.упр.241 стр.110 | Отвечают на вопросы Проверяют дом.задан. |
Этап вызова | Определите лишнее слово: лесник, футболист, самолёт, переводчик, ТЮЗ, Правильно! - Как образовано это слово? сам лёт (Две основы) О чем мы будем говорить на этом уроке? Кто догадался? (О словах, которые имеют две основы и сложносокращённых словах) Тема нашего урока: Образование сложных слов. Сложносокращённые слова. *стр.112 – 115. | Отвечают на вопросы и определяют тему урока. Запис.дату и тему урока. Устное выполнение заданий |
Изучение новой темы | Слово учителя. Слова пешеход, электровоз, пароход, самолёт, кругосветный – сложные слова. Они образуются: - целых слов: школа – интернат  сложением - основ слов с соединительной гласной: пароход - части основы слова с целым словом: детсад В сложных словах соединительная О пишется после твердых согласных, а соединительная Е – после мягких согласных, шипящих и Ц Например: нефтепровод, самолёт, птицелов Слова, образованные путём сложения сокращённых основ, называются сложносокращёнными: При их образовании берётся: 1)Несколько звуков юн(ый) кор(респондент) - юнкор 2)начальная буква машинно-тракторная станция- МТС(эм тэ эс) 3)начальный звук Таразский госуниверситет ТарГУ Чтение правила по учебнику стр.112-115. | Слушают учителя Читают по учебнику |
Физминутка | А теперь, ребята, встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело. | Выполняют физзарядку |
Этап осмысления | Групповая работа:Упр.245 - 1гр; упр.253 - 2гр; упр.260 – 3гр. Парная работа: упр.254-263 Чтение текстов и выполнение заданий упр.256-268 «Кто быстрей?» 257-258-стр.117 Самостоятельная работа упр.265 | Уча-ся выполняют задания в группе, по парам, индивидуально |
Рефлексия | -Каким был урок? -Что вы узнали на уроке? -Как работали на уроке? -Какая группа и кто был активнее? | Рефлексия по вопросам |
Дом/задание | Выучить и запомнить правила,упр.267 стр.116. | Запись в дневники |
Оценивание | Выставление оценок, полученные учащимися на уроке | взаимооценка |
Русский язык 6 класс
Тема урока: Интернациональная лексика
Цель урока: Сформировать знания уч-ся об интернациональной лексике
Ожидаемые результаты: Уч-ся познакомятся с интернациональной лексикой; знают о признаках, умеют использовать интернационализмы в речи.
Тип урока: изучение нового материала
Ресурсы урока: учебное пособие, интерактивная доска
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уча-ся |
Орг.момент | Приветствие учителя с учащимися. Психологический настрой. Всем нам хочется учиться, Чтоб работою гордиться. Будем же внимательны И во всём старательны! Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке? (ответы учащихся) Деление на группы по счёту 1,2,3 | Уча/ся готовятся к уроку. Настраиваются на урок. Делятся на группы |
Проверка д/зад. | Упр.95(1) найти в тексте тюркизмы и выписать их по видам. Названия блюд и кушаний Спортивные соревнования Обряды и обычаи | С каждой группы читает 1 ученик |
Блиц-опрос | Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках? Какие слова называются общеупотребительными? Что такое заимствованные слова? Назовите признаки заимствованных слов? Что такое профессиональная лексика? Что такое термины? Что вы знаете о тюркизмах? | Отвечают на вопросы, приводят примеры |
Этап вызова | Сегодня мы с вами продолжаем изучение раздела «Лексика». Давайте познакомимся с текстом «Дизайн и дизайнер» на с.47 упр.96 Вопросы к тексту: Из какого языка пришло к нам слово «дизайнер»? Что оно обозначает? Над чем работают дизайнеры? Почему работа дизайнера считается сложной и ответственной? Что нужно знать и уметь, чтобы овладеть специальностью дизайнера одежды? Эти слова есть и в русском и в казахском языках, и в английском и в других языках. Как вы думаете о чём будем говорить на уроке? Правильно. Тема урока: Интернациональная лексика | Читают текст, отвечают на вопросы Определяют тему урока Записывают дату и тему урока. |
Изучение новой темы | В русском языке есть заимствованные слова из древнегреческого и латинского языков. Эти слова существуют практически во всех языках. И такая лексика называется интернациональной. Например, это такое слова как магнит, театр, климат, планета, арена, глобус, доктор, циркуль и другие. Работа с учебником: чтение правила на стр.49 | Слушают учителя Читают правило в учебнике |
Этап осмысления | Упр.99 устный разбор (машина, комбайн, аул) Групповая работа:Упр.100 письменно каждая группа пишет по 2 предложения. Выразительное чтение стихотворения упр.103 «Машины» Ребята, а ещё какие машины вы знаете? При светофоре на красный свет машины останавливаются. Кто знает из вас какие 2 машины идут без очереди. | Уча-ся выполняют задания в группе, по парам, индивидуально. Скорая помощь и пожарная машина |
Физминутка | Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Физкультминутку проведём И все вместе отдохнём Ну-ка дружненько все встали. Глазками похлопали, Ножками потопали, Сели и урок продолжили Во время физминутки отгадывают загадки 1) Везёт, а не лошадь, 2) Овсом не кормят, Летит, а не птица, Кнутом не гонят, Жужжит, а не пчела А как пашет - Семь плугов тащит Это какие слова? | Выполняют движения вертолёт, трактор Интернациональные слова |
Парная работа | Правильно соедини ответы Магнит, компьютер тюркизмы Корень, окончание заимствованные слова Базар, камыш интернациональные слова Вода, дерево термины Этаж, вокзал общеупотребительные сл. | Проверяют свои ответы |
Итоги урока | Сегодня мы изучили какую тему? Где они употребляются? Приведите примеры | Повторяют правило и приводят примеры |
Этап рефлексии | Благодарю вас за урок. Вы – молодцы ребята! На стикерах напишите: Какое задание вам особенно понравилось? Что показалось сложным, трудным? | Пишут на стикерах своё мнение и прикрепляют к дереву знаний |
Оценивание | Сообщение оценок за урок, выставление в журнал | |
Дом.задание | Правило на стр.49 запомнить, упр. 107 письменно. | Запись в дневники |