СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксис практикум

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

СИНТАКСИС

 

ТЕМА. Предмет и задачи синтаксиса. Основные понятия синтаксиса.

Типы практических заданий

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис практикум»


СИНТАКСИС


ТЕМА. Предмет и задачи синтаксиса. Основные понятия синтаксиса.

Типы практических заданий

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите типы синтаксических соединений:

1) слово + форма слова;

5) форма слова + предложение;

2) форма слова + форма слова;

6) предложение + форма слова;

3) предложение + предложение;

7) словосочетание + форма слова.

4) слово + предложение;


Левитан, так же как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он делался чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов. (По К. Паустовскому).

Какие виды синтаксических связей устанавливаются между компонентами? При помощи каких средств создаются синтаксические связи? Какие синтаксические отношения складываются при помощи синтаксических связей? Напр.: 1) Трогательные стихи написаны русскими поэтами (К. Пауст.).

Стихи написаны

(форма слова + форма слова; предикативный центр, предикативные отношения между подлежащим и сказуемым);

Трогательные стихи

(форма слова + форма слова; подчинительная связь; средство связи – окончание; непредикативные подчинительные отношения (атрибутивные));

Написаны русскими поэтами

(словоформа + словосочетание; подчинительная связь; средство связи – окончание; непредикативные подчинительные отношения (объектные)).

Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но почти всегда это была весна похожая на осень (К. Пауст.). – Предложение + предложение (сочинительная связь устанавливается противительным союзом но; синтаксические отношения противительные).



ТЕМА. Типы синтаксических единиц. Словосочетание.

Типы практических заданий

Задание 1. Найти нечленимые сочетания, распределить их по следующим группам:

а) количественно-именные сочетания (три пальмы, много песен, стакан молока, грузовик гравия);

б) сочетания со значением избирательности

(один из братьев, трое из студентов);

в) сочетания со значением совместности (мать с сыном, кошка с собакой);

г) составные сказуемые (был умён, хочу жениться);

д) обороты (причастный, деепричастный и др.);

е) распространённые приложения и уточнения (дворничиха, Марья Ивановна, жена Ивана Ивановича);

ж) сочетания, построенные по моделям: от Новоульяновска до Ишеевки,

юноша весёлого нрава= веселый, девушка с карими глазами = кареглазая, богатый человек = богач др.);

з) именные метафоры и перифразы (автор Обломова, царь зверей);

и) сочетания неопределённых местоимений и определяющих их слов (нечто невразумительное); к) сочетания фазовых имён существительных со словами, имеющими значение отрезка времени (конец сентября, начало отпуска);

л) сочетания, представляющие собой двоякое обозначение времени и места (рано утром, однажды вечером);

м) номенклатурные наименования (декан факультета, заведующий кафедрой, Нижний Новгород).

Но знаменитая страница о джентльмене с насмешливой физиономией, который по установлении всеобщего счастья на земле вдруг, ни с того ни с сего разрушит хрустальный дворец, столкнёт разом к чёрту всё земное благополучие единственно с той целью, чтобы опять пожить по своей воле, страница эта была ему непонятна, он чувствовал вдобавок, что Достоевский,

ужасаясь и возмущаясь, вместе с тем в душе чуть-чуть гордится широтой натуры джентльмена с насмешливой физиономией (Алданов). 2. Раздумывая над вопросом о наиболее счастливой участи, могущей выпасть на долю Штааля, он, естественно, сделал вывод, который подсказывался всем опытом его собственной жизни: самая счастливая и блестящая судьба ждала бы молодого человека в том случае, если б ему удалось стать фаворитом императрицы Екатерины (Алданов). 3. Непривычный человек, вероятно, не заметил бы в вестибюле ничего особенного (Алданов). 4. Когда я проснулся, в комнате никого не было. Я сначала ничего не понял, а потом, услышав из другой комнаты звон посуды и бодрые голоса моих товарищей, все понял и пришел в ужас. Значит, пока я спал, они успели прочитать рассказ, может быть, даже обсудить его и, оставив меня спать, перешли в другую комнату. Хотелось войти и устроить скандал (Искандер). 5. Познакомилась на пароходе с товарищем вашего брата – прапорщиком Медянцевым. Славный мальчик, розовый, с детскими щечками (Каверин). 6. Сначала был туман. Потом он рассеялся, и стала видна группа охотников в одеждах XVIII века. (Впрочем, охотники всегда одевались примерно одинаково.) Их недоуменные взгляды были устремлены на высокого человека с веселыми глазами, в парике, с дымящейся трубкой в зубах. Он только что произнес нечто такое, от чего потрясенные охотники замерли с открытыми ртами. Заметим, что люди часто слушали этого человека с открытыми от удивления ртами, ибо звали рассказчика барон Мюнгхаузен (Горин). 7. Не будет преувеличением

сказать, что язык – это один из основных инструментов, формирующих человеческую личность и превращающих потенциальное человеческое существо в Человека разумного (Панов). Берлиоз отчетливо разглядел, что усишки у него как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полу-

пьяные, а брючки клетчатые, подтянутые нас только, что видны грязные белые носки (Булгаков).

Схема анализа словосочетания:

1. Выписать словосочетание в той форме, в которой оно употреблено в

предложении, назвать главный и зависимый компоненты.

2. Поставить (если это возможно) в начальную форму (по главному компоненту).

3. Охарактеризовать словосочетание по полноте (полное / неполное).

4. Определить объем словосочетания (простое / сложное; осложненное / не-

осложненное).

5. Назвать тип словосочетания по главному слову (именное / глагольное /

наречное и т. п.), если главный компонент неоднословный, описать модель словосочетания.

6. Охарактеризовать синтаксические отношения между компонентами сло-

восочетания (атрибутивные – принадлежности / части целого / субъекта действия, состояния или признака, объектные – прямообъектные / косвеннообъектные, обстоятельственные – места / времени / причины / уступки / меры / степени / образа действия).

7. Определить способ связи компонентов словосочетания (согласование –

полное / неполное, управление – сильное / слабое, примыкание).

8. Установить синтаксическую функцию компонентов словосочетания в предложении (подлежащее / сказуемое / дополнение / определение / обстоятельство).

Образец:

Во мне теперь очень тихо и пусто – как в доме (1), когда все ушли, и лежишь

один, больной, и так ясно слышишь (2) отчетливое металлическое постукивание

мыслей (3) (Замятин).

(1) в доме – словосочетание; главный компонент –

– восстановлен из контекста; зависимый компонент –

в доме; начальной формы не имеет, так как главный компонент – главный член односоставного безличного предложения; неполное с пропущенным главным компонентом; простое, осложнено союзным сочинительным рядом – тихо и пусто – в составе главного компонента; модель: главный компонент – связка + категория состояния + сочинительный союз и + категория состояния, зависимый компонент – форма предложного падежа субстантива с предлогом в; между главным и зависимым компонентами об- стоятельственные отношения места; способ связи – слабое управление; в предложении главный компонент выполняет функцию главного члена односоставного безличного предложения, зависимый компонент выполняет функцию обстоятельства места; примеры однотипных словосочетаний: темно и холодно в комнате, скучно и грустно в деревне.

(2) ясно слышишь – словосочетание; главный компонент – слышишь; зави-

симый компонент – ясно; начальная форма – слышать ясно; полное; простое,

неосложненное; по главному компоненту – глагольное; между главным и зависимым компонентами обстоятельственные отношения образа действия; способ связи – примыкание; в предложении главный компонент выполняет функцию главного члена односоставного обобщенно-личного предложения, зависимый компонент выполняет функцию обстоятельства образа действия; примеры однотипных словосочетаний: плохо видишь, красиво одеваешься.

(3) постукивание мыслей – словосочетание; главный компонент – постукивание; зависимый компонент – мыслей; начальная форма – постукивание мыслей; полное; простое, неосложненное; по главному компоненту – именное субстантивное; между главным и зависимым компонентами разновидность атрибутивных отношений – отношения субъекта действия; способ связи – слабое управление; в предложении главный компонент выполняет функцию прямого дополнения, зависимый компонент выполняет функцию несогласованного определения; примеры однотипных словосочетаний: полет птицы, бег лошади.



ТЕМА. Простое предложение. Типы предложений по классификационным характеристикам


Типы практических заданий

Задание 1. Прочитайте текст. Рассмотрите порядок слов в предложениях. Установите, в каких случаях порядок слов нейтральный, в каких – актуализирующий.

Паустовскому всегда была присуща невыразимо прелестная скромность, которая при блистательном таланте составляет одно из свойств его обаяния. Он принадлежит к тем счастливым избранникам, которые в глубине ума сочетают необыкновенную тонкость, чуткость, изящество мысли и внутреннюю свободу. И всё это соединяется в нём с сердечностью, душеной щедростью и благожелательностью к людям. Он очень добрый, хороший человек.

С этим согласится всякий, кто знает его книги и доступен очарованию его таланта. Его отличает изысканный вкус, лёгкость пера и особая, ему, Паустовскому, присущая, одухотворённость, с какой он вбирает в себя окружающий мир, трепещущую огнями, красками родную природу, которую он открывает читателю, и учит понимать и любить родину. (По Р. Фраерману)


Задания для самостоятельной работы

Прочитайте положение: «Важнейшим средством выделения коммуникативного центра предложения в устной и письменной речи является порядок слов. Функции порядка слов в русском языке разнообразны. Из них наиболее существенными являются структурная (грамматическая), коммуникативная и стилистическая. На прямой (обычный) порядок слов часто не обращается внимания: он привычен, а между тем порядок слов способен быть средством выражения коммуникативной, стилистической и других функций лишь на фоне прямого порядка слов, выявленного в структурном аспекте». Что представляет прямой и обратный порядок слов? Укажите случаи инверсии главных и второстепенных членов в следующих предложениях: 1) Пришла зима, и, крутясь, загудели метели (Сер.). 2) Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая (Г.). 3) Ноги подкашиваются от усталости (Тург.). 4) Да поймите же, я сделал это не со зла (Г.). 5) Бодро, хорошо идти по земле ранним утром (Сол.). 6) Ей скучен был их звонкий смех (Пушк.).



ТЕМА. Двусоставное предложение. Общая характеристика главных членов. Второстепенные члены предложения


Типы практических заданий

Задание 1. Найдите главные члены предложения. Определите способ их выражения. Объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым. Есть ли отклонение от правил? Попробуйте объяснить. 1. Милый сердцу обычай – встреча Нового года (В. Пн.). 2. Он студент. Он – студент, а сестра – школьница. 3. Весна у нас – это ещё не весна, как её принято всюду понимать, а добрых два месяца только раскачивание зимы (В. Расп.). 4. Дом, в котором мы живём, давно уже не наш дом (Ч.). 5. Удивительная черта у этого человека -- всегда и везде что-нибудь забывать (В. Некр.). 6. В этом городе знать три языка – ненужная вещь (Ч.). 7. Жить на земле – счастье! Какое счастье жить на земле! 8. Мой брат – мастер на все руки. 9. Офицер этот не чета вам, господин жандарм (Фед.).10. Небо словно раскинутый шатёр; Пруд как блестящая сталь (Фет). 11. Стена льда была – как грудь, а костёр – словно кровавая рана в ней (М. Г.). 12. Сапожки – что тебе зеркала: начищены так, что смотреться в них можно (С. Крут.). 13. Михайловское для него – уже только вчера (Гейч.). 14. Корчевать – не языком болтать (Посл.).

Задание 2. Найти обстоятельства, определить их значения (места, времени, причины, условия, цели, уступки, образа действия, меры, степени).

1. Дядя Сандро прожил почти восемьдесят лет, так что даже по абхазским

понятиям его смело можно назвать старым человеком. А если учесть, что его

много раз пытались убить в молодости, да и не только в молодости, можно сказать, что ему просто повезло (Искандер). 2. Проорав сколько нужно, он

сразу умолкал, показывал язык и рисовал в черновой тетради карикатуру на себя, как орет на надзирателя, заткнувшего уши, и на дрожащего от страха победителя (Андреев). 3. Осмелел по дурости и как волк зимой – все в стаю, все в стаю норовит. О молодых-то я уж и не говорю, да и старые теперь все с дубьем да с кольем ходят (Домбровский). 4. Итак, не менее 2,6 млн. лет отделяет нас от того момента, когда наши предки научились обрабатывать камень и использовать свои орудия для охоты и свежевания добычи (Панов). 5. Всем делам моим на суше вопреки и назло моим заботам на земле вы возьмите меня в море, моряки, я все вахты отстою на корабле (Высоцкий).

Задание 3.Прочитайте текст. Определите предложения по структуре: двусоставные / односоставные, нераспространенные / распространенные; полные / неполные.

Интерес к мельницам велик повсюду. Голландия сохранила во множестве эти постройки и называется страной мельниц. Путешествуя в позапрошлом году по сельской Франции, мы без большого труда обнаружили мельницы ветряные и водяные. На одной из них задержались на целый день. Встретил нас мельник явно веселого нрава. «Из России ко мне, на мельницу?.. Заходите! Мельница, знаете, когда построена? В 1400 году! От неё мне достались, правда, лишь стены…»Мельник Ален Добис оказался местным часовщиком, а мельницы – большая («огромная!») страсть человека. «Все было в руинах, все заросло тут кустами, где ютились дикие кабаны. Восстанавливал все своими руками, на свои деньги -- выправил стены, постелил пол, починил крышу, подвел по давно заброшенному руслу воду из нашей маленькой речки, вымостил камнем дорогу, по которой все сюда едут, ну и самое главное – восстановил мельницу». Не терпелось увидеть, как мельница действует.



ТЕМА. Односоставные предложения. Нечленимые предложения. Полные/неполные предложения


Типы практических заданий

Задание 1. Определить предикативные значения предложений / предикативных единиц; охарактеризовать предложения с точки зрения их полноты / неполноты, односоставности / двусоставности.

1. Если мы не повлияем на происходящий в германии процесс, если мы не подключим прессу, которой можем управлять, к тому, чтобы звать мир к забвению ужаса, к соразмышлению над тем, как сделать будущее счастливым и мирным, если мы не начнем немедленно же финансировать университеты, для того чтобы включили в свои планы исследования, которые докажут людям, что человечество не может развиваться, когда к его ногам привязаны страшные гири зловещей памяти о безвозвратно ушедшем, тогда ситуация в Латинской Америке станет совершенно неуправляемой, и мы потеряем там все позиции, которые были завоеваны в течение многих десятилетий ценой потерь и лишений (Семенов). 2. Оставшись одна, Маша долго молча смотрела в одну точку на стене напротив себя, пробуя думать о том, как они будут жить дальше, если Синцов все-таки не уедет. Но от этой робкой надежды ей стало только тяжелее, она тихо и горько заплакала и так сидела и плакала, подрагивая плечами и не вытирая слез, до тех пор, пока не вспомнила, что Синцов вот-вот должен вернуться и может застать ее плачущей. Она заторопилась к умывальнику и стала мыть лицо (Симонов). 3. Писатели собирались, когда бывали богаты, в ресторанах Вери или Вефура, а когда денег было меньше, в кафе Монмартр. Говорили – и с блеском говорили – о литературе, о политике. Ламартин был самым левым, Бальзак самым правым. Говорили, как все, и о холере. Говорили также (без блеска),

о ком какая была рецензия, кто какой получил аванс, у кого какой тираж; издателей добрые писатели называли скрягами, а злые – разбойниками с большой дороги (Алданов). 4. Агент сообщил ему, где и как встретиться с Маргаритой Кольб, а затем начал было говорить о том, что не имеет, к сожалению, больших свободных сумм (Алданов). 5. Дядя Сандро повернулся, и тот выстрелил. – …твою мать! – крикнул ему дядя Сандро сгоряча. – Если ты думаешь меня одной пулей уложить! Стреляй еще! Но тут подбежали люди княгини, да и она сама выскочила на террасу. Дядю Сандро подхватили, а он еще некоторое время продолжал ругаться с пулей в животе, а потом уже упал (Искандер).

Задание 2. Найти определенно-личные предложения / предикативные части. Определить способ выражения главного члена в определенно-личных предложениях / предикативных час тях, а также предикативные признаки этих предложений / предикативных частей.

1. Вставай, княгиня, князь у ворот! (Искандер). 2. Наконец-то я Вам пишу, Костя. Не знаю, с чего начать, так много впечатлений! (Каверин). 3. Не кричите – крик не долетит, не пишите – почта не доходит. Утопают дальние пути там, где солнце новое восходит (Визбор). 4. Дорогой Сергей Леонтьевич! Немедленно в театр! Завтра начинаю репетировать «Черный снег» в 12 часов дня (Булгаков). 5. Один другому может так рассказывать: – Еду, говорит, и так спать захотел – сил нет. И заснул. И заснул-то, наверно, на две секунды. И вижу сон: будто одним колесом повис над обрывом. Дал тормоз. Проснулся, смотрю – правда, одним колесом повис. Сперва не испугался, а вечером, дома, жутко стало (Шукшин).

Задание 3. Определить способ выражения главного члена в неопределенно-личных предложениях / предикативных частях, а также предикативные признаки этих предложений / предикативных частей; найти второстепенные члены, сужающие круг действующих лиц.

1. Кроме этого случая в жизни дяди Сандро было множество других, когда его могли убить или, по крайней мере, ранить. Его могли убить во время гражданской войны с меньшевиками, если бы он в ней принимал участие. Более того, его могли убить, даже если бы он в ней не принимал участия (Искандер). 2. Откуда-то из палатки вынесли еще ордер, и старший, взяв в руки обе бумаги, стал их сличать перед фонарем. – Скоро вы что ли? – крикнул Державин, потеряв всякое терпение. – Скоро, – ответил часовой, не отрывая головы от грамоты, – такие дела скоро не делаются, ваше благородие; намеднись у нас вора с такой же бумагой задержали (Домбровский). 4. Естественно, что мне хотелось бы узнать о Вас хоть немного больше того, что Вы рассказываете в своих коротких неласковых письмах. Вот если бы усовершенствовали граммофон и сделали дешевле и доступнее передачу голоса на пластинку! Какая чудесная получилась бы почта! (Каверин). 5. – Браво! – произнес Мюнгхаузен откуда-то сверху, разбрасывая цветы. – Тебе очень идет подвенечный наряд. – Он идет каждой женщине, – ответила Марта. – Тебе особенно! – Я мечтала о нем целый год, – сказала Марта. – Жаль, его надевают всего раз в жизни (Горин).

Задание 4. Определить способ выражения главного члена в обобщенно-личных предложениях / предикативных частях, назвать степень обобщения лица.

1. Попробовав вина, дядя Сандро убедился, что богатый армянин уже научился делать хорошее вино, хотя еще и не научился как следует защищать свой дом. «Ничего, – подумал дядя Сандро, – в наших краях всему научишься» (Искандер). 2. – Природу не обманешь! – усмехнулся Калиостро. – от ваших мыслей она увядает. – Он тронул розу рукой. Цветок сжался, его лепестки осыпались. – Если так пойдет дальше, мы погубим здесь всю оранжерею, – улыбнулся Калиостро. – Неужели я вам настолько противен? (Горин). 3. Чем ругаться, лучше собраться да подраться (пословица). 4. – Какая здесь высота? – 2700… – Да. За один вечер не выпьешь (Визбор). 5. Задумал бежать, так нечего лежать (пословица).

Задание 5. Определить способ выражения главного члена в безличных предложениях / предикативных частях, а также предикативные признаки этих предложений / предикативных частей.

Беседа и вино мирно журчали, дрова в камине потрескивали, и дядя Сандро был вполне доволен. Правда ему показалось немного странным, что хозяин не отсылает спать своих детей и тещу, потому что хозяйка вполне могла справиться и одна, обслуживая их за столом. Но потом он решил, что детям будет полезно послушать рассказы о его подвигах, да и не каждый день к ним заворачивает такой гость, как Сандро из Чегема (Искандер). 2. Тут меньшевики начали что-то хором кричать так, что нельзя было разобрать, что они говорят (Искандер). 3. В комнате стояли две кровати – взрослые сочли бы их узкими, но нам жаловаться было бы смешно; камин, в котором лежали дрова, и столик с единственным стулом (Лукьяненко). 4. А Пашка пошел на Катунь – пожаловаться родной реке, что не везет ему с идеалом, никак не везет. Шумит, кипит в камнях река… Слушает Пашку, понимает и несется дальше, и уносит Пашкину тоску далеко-далеко. Жить все равно надо, даже если очень обидно (Шукшин).









ТЕМА. Осложненное предложение


Типы практических заданий

Задание 1. Найдите однородные члены предложения. Объясните употребление знаков препинания при них. Определите функции союзов при однородных членах предложения.

1. И опять все случилось не так, как она думала. Не было ни бурных слов, ни пылких признаний, ни клятв, а только разрывающая сердце нежность (Пауст.). 2. Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами (Пауст.). 3. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву (Пауст.). 4. В каждой скале зияют пещеры и гроты, расселины и уступы, трещины и карнизы (Сал.). 5. В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны (Булг.).

Задание 2. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их употребление при однородных членах предложения.

1. Надя проснулась и пошла к себе наверх легла и тотчас уснула (Ч.). 2. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета но был еще и очень тонким психологом (Пауст.). 3. …Актер придирчиво расспрашивал автора не только о характере и внешности этого человека но и об его биографии о той среде, из которой он вышел (Пауст.). 4. Мне запомнились не только эти мелочи десятки других (Кав.). 5. Мама не то что сердилась но все-таки была недовольна (Кав.).

Задание 3.Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова или словосочетания. Сформулируйте правила расстановки знаков препинания при однородных членах предложения.

1. Рыбак-подледник бывает разный: рыбак-пенсионер, рыбак-рабочий и служащий, рыбак-военный, рыбак-министр, так сказать, государственный деятель, рыбак-интеллигент (ну, конечно, и местный рыбак – совершенно особая категория) (Сол.). 2. Люся все забыла – и воскресники по весне, когда заготавливали дрова, и поля, где работала, и завалившегося Игреньку, и случай у черемухового куста, и многое-многое другое, -- что было еще раньше, забыла совсем, до пустоты (Расп.). 3. Все, что мог и хотел дать сыну Маркел Тихонович: любовь, тепло сердца, навыки в сельском, глазу незаметном труде, ремесле, так необходимые в хозяйстве, -- все-все готов был тесть обрушить на зятя (Аст.). 4. Все окружающее – заборы, дома, деревья – в каком-то странном тумане колеблется, точно от ветра (М.Г.). 5. …Во время ненастья начинаешь ценить простые земные блага – теплую избу, огонь в русской печи, писк самовара, сухую солому на полу, застланную грубым рядном для ночлега, усыпительный шум дождя по крыше и сладкую дремоту (Пауст.).

Задание 4.Расставьте недостающие знаки препинания. Проанализируйте сочетание определений. Однородные они или неоднородные? Обоснуйте свое мнение.

  1. Лунный морозный вечер. Добежал, стою и едва перевожу дыхание. Кругом глушь и тишина, пустой лунный переулок… Еще левее, за домом, сад, и над ним тихо играющие разноцветными лучами сказочно прелестные зимние звезды (Бун.). 2. В дикую ледяную ночь ворвалась, как стая трепещущих птиц, симфония Чайковского (Пауст.). 3. Стены старинных круглых фортов были наискось разрезаны тенью и солнцем (Пауст.). 4. Голубые военные корабли крепче швартовались к красным плавучим бочкам (Пауст.). 5. Дед Санаев переступает с ноги на ногу, размазывая сухими лаптями грязь по желтому крашеному полу (Лип.).



Схема синтаксического анализа простого предложения

1. Предложение простое; предикативная основа.

2. Структурные признаки:

  • двусоставное / односоставное; если предложение односоставное, назвать его разновидность;

  • нераспространенное / распространенное;

  • полное / неполное; если предложение неполное, то назвать его разновидность;

  • неосложненное / осложненное; если предложение осложненное, то назвать наличие осложнения (однородными членами, обособленными членами, вводными и вставными конструкциями, обращением).

3. Семантические признаки простого предложения:

  • по цели высказывания (повелительные, побудительные, вопросительные);

  • по эмоциональной окраске (восклицательные, нейтральные);

  • по характеру предикативных отношений (утвердительные / отрицательные).

4. Коммуникативные признаки простого предложения:

  • актуальное (тема-рематическое) членение предложения (если оно есть);

  • информативный центр предложения и способ его актуализации.

5. Пунктуационный разбор.

Например: Туча, нависшая над высохшими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.

1. Предложение простое; предикативная основа – туча сыпала.

2. По структуре: двусоставное, распространенное, полное, осложненное определительным причастным оборотом нависшая над высохшими вершинами тополей.

3. По семантике: повествовательное, нейтральное, утвердительное.

4. В качестве коммуникативного центра актуализируется подлежащее туча; подлежащее актуализируется с помощью причастного оборота и препозиции.

5. В конце предложения ставится точка, так как предложение нейтрально по эмоциональной окраске; запятыми выделяется причастный оборот (находится в середине предложения после определяемого слова).



ТЕМА. Сложносочиненное предложение

Типы практических заданий

Задание 1.  Дайте полную характеристику данных ниже сложносочиненных предложений по предлагаемой схеме.

1. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы (Крыл.). 2. Отвечай же мне, а не то буду беспокоиться (П.). 3. Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Тютч.). 4. Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Г.). 5 О никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство (Т.). 6. Либо уж убьет [гроза], кого-нибудь, либо дом сгорит (А. Остр.). 7. Захар всё-таки умеет сделать хоть что-нибудь, а Обломов ровно ничего не может и не умеет (Добр.), 8. Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоем отъезде (Пис.). 9. Лицо у него черное, закопченное дымом, измазанное сажей, руки тоже грязные (М. Г.). 10. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон (Сер.). 11. Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Купр.). 12. В этот день мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лег спать (Арс.). 13. Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжали летать сюда, как и отсюда (С.-Ц.). 14. Гаврик толкнул ногой калитку, и друзья пролезли в сухой палисадник, обсаженный лиловыми петушками (Кат.). 15. То он собирался поступить в зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кав.). 16. Грудь глубоко вдыхала живительную свежесть бриза, а глаза не могли оторваться от великого спокойствия синевы (Н. Остр.). 17. Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети, выехали им навстречу; и вспоминая именно этот день, я с праздничной ясностью восстанавливаю родной, как собственное кровообращение, путь из нашей Выры в село Рождествено (Наб.). 18. Я забирался мыслью в серую от звезд даль – но ладонь скользнула все по той же совершенно непроницаемой глади (Наб.).


Схема анализа сложносочиненного предложения

1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей.

2. Основные средства связи предикативных частей: а) сочинительные союзы: соединительный, противительный, разделительный, пояснительный, присоединительный; б) интонация.

3. Дополнительные средства связи: а) соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей; б) лексические показатели (синонимы, антонимы, слова одной лексико-семантической или тематической группы); в) общий второстепенный член или общая придаточная часть; г) неполнота одной из частей; д) структурный параллелизм; е) предикативных частей.

4. Гибкость / негибкость структуры (для предложений неоднородного состава).

5. Общее синтаксическое значение сложносочиненного предложения.

6. Частное синтаксическое значение.

7. Функциональный тип сложносочиненного предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное; д) повествовательно-побудительное.

8. Тип предложения по эмоциональной окрашенности: а) нейтральное; б) восклицательное.

9. Структурная схема сложносочиненного предложения (линейная). 10. Структурная характеристика каждой предикативной части. 11. Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения – при условии, если: а) в предложении есть трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.


Образец письменного разбора

Время от времени набегавшие тучи закрывали луну, и тогда резче горели фары, далеко впереди себя пробивая темень (В. Рудов).

1. Предложение сложносочиненное, двучленное.

2. Основные средства связи: сочинительный союз и и соединительная интонация.

3. Дополнительные средства связи – временная одноплановость предикативных частей; использование лексических единиц, содержащих общие семантические компоненты (луна, фары, темень; закрывать луну, фары горели, пробивали темень).

4. Предложение негибкой структуры.

5. Общее синтаксическое значение – соединительное.

6. Частное синтаксическое значение – соединительно-результативное

7. Повествовательное.

8. Нейтральное.

9. [ ], и [ ].

10. В предложении две предикативные части: первая часть: двусоставная, распространенная, полная, неосложненная; вторая часть: двусоставная, распространенная, полная, осложнена обособленным обстоятельством. 11. Части сложносочиненного предложения отделяются друг от друга запятой; во второй части выделяется запятой обособленное обстоятельство.

Задание 2. Расставьте знаки препинания в приводимых ниже предложениях; объясните их постановку.

1. Еще несколько слов несколько ласк от матери и крепкий сон овладел мною (Акс.). 2. Он на вопрос не отвечал и с каждым днем приметно вял и близок стал его конец (Л.). 3. Выспится Саша поднимается рано черные косы завяжет у стана и убежит и в просторе полей сладко и вольно дышится ей (Н.). 4. За громадной тучей дыма не было видно пламени но дым прямо летел по ветру на усадьбу и чувствовался в комнатах горький запах его (С.-Щ.). 5. Прощание с приятелями растрогало Оленина и ему стала вспоминаться вся последняя зима проведенная в Москве и образы этого прошедшего перебиваемые неясными мыслями и упреками стали непрошено возникать в его воображении (Л. Т.). 6. Вода была тепла но не испорчена и притом ее было много (Гарш.). 7. Пусть перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда но оставаться с ним в одном доме я не могу (Ч.).

ТЕМА. Сложноподчиненное предложение

Типы практических заданий

Задание 1.  Найдите в тексте «Юрий Тынянов» сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной структуры; определите типы придаточных частей; назовите средства связи предикативных частей в сложноподчиненных предложениях. Объясните расстановку знаков препинания.

Юрий Тынянов

Тынянов был с детства книжником, самым жадным глотателем книг книг из всех, каких я когда-либо видел. Где бы он ни поселялся – в петергофском санатории или в московской гостинице, – его жилье через день, через два само собою обрастало русскими, французскими, итальянскими книгами, они загромождали собою всю мебель, и их количество неудержимо росло.

В первые годы моего с ним знакомства, когда он был еще так моложав, что многие принимали его за студента, зайдет, бывало, ко мне на минуту – по пути в библиотеку или в Пушкинский дом – и засидится до самого вечера, толкуя о Державине, о Якове Гроте, о Николае Филиппыче Павлове (он так и называл его Николаем Филиппычем), о Диккенсе, о Мицкевиче или о какой-нибудь мелкой литературной букашке. И, помню, меня тогда же поражало, что из каждой прочитанной книги перед ним во весь рост вставал ее автор, живой человек с такими-то глазами, бровями, привычками, жестами, и что о каждом из них он говорил как о старом приятеле, словно только что расстался с ним у Летнего сада или в Госиздате на Невском. И если бы во время таких разговоров ко мне в комнату вошел, например, Бенедиктов, или, скажем, Языков, или Дружинин, или Некрасов с Иваном Панаевым, я нисколько не удивился бы, потому что и сам под гипнозом тыняновской речи начинал чувствовать себя их современником.


Схема анализа сложноподчиненного предложения

1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи предикативных частей и их количеству.

2. Тип сложноподчиненного предложения по структуре: нерасчлененной структуры; расчлененной структуры. Для сложноподчиненных предложений нерасчлененной и расчлененной структуры указать подгруппу.

3. Основные средства связи главной части и придаточной части: а) подчинительный союз:

  • по структуре (простой / сложный);

  • семантический или синтаксический;

  • стилевая характеристика союза (нейтральный или принадлежащий к определенному стилю);

б) союзное слово:

  • принадлежность к той или иной части речи;

  • синтаксическая функция;

  • соотнесенность семантики союзного слова с семантикой распространяемого существительного (для предложений нерасчлененной структуры);

в) опорное слово: (для предложений нерасчлененной структуры); 4) Дополнительные средства связи:

  • позиция придаточной части (препозиция, интерпозиция, постпозиция);

  • фиксированность / нефиксированность позиции;

  • гибкость / негибкость структуры.

5) Синтаксическое (грамматическое значение) придаточной части. 6) Коммуникативная структура предложения (тема-рематическое членение предложения).

7) Функциональный тип предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное, повествовательно-вопросительное предложение).

8) Тип предложения по эмоциональной окрашенности (восклицательное / невосклицательное).

9) Структурная схема сложноподчиненного предложения. 10) Характеристика каждой из предикативных частей по схеме синтаксического разбора простого предложения.

11) Пунктуационный анализ при условии, если в предложении есть трудные случаи расстановки знаков препинания.

Задание 2.  Перепишите предложения, расставив недостающие знаки препинания; объясните наличие или отсутствие запятой на стыке подчинительных союзов. 1. Я стал наконец надеяться, что, когда Гез очнется – если только он сможет очнуться – я сумею заставить его искупить дикую выходку, в которой он едва ли не раскаивается уже теперь (Грин). 2. Я думаю, что, если бы мне дать одну тысячную часть этих загубленных денег, я построил бы дом и основал неплохое хозяйство (Грин). 3. Я спал долго, потому что, когда проснулся, была уже ночь (Гарш.). 4. Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Кор.). 5. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух (М. Г.).

Задание 3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания. Найдите сложноподчиненные предложения. Дайте их полную характеристику.

ЕЩЕ О МЕЛЬНИЦАХ

Уж и не помню сколько раз я писал о мельницах. Что пр…влекательно в этих всюду и…чезнувших механизмах, силой воды и ветра многие сотни лет сн…бжавших людей энергией? Мельницы были (не)от…емлем…й частью п...йзажа в любой стране. Чаще всего они были посредниками между полем и печью – крутили ж…рнова, пр…вращая зерно в муку. В любом месте мельницы были местом, куда люди с…е…жались по важному деревенскому делу. Пока крутились вод…ные колеса и скрипело дерево ветр…ков, обсуждали житейские проблемы и новости, обг…варивались т…кущие дела. По укр…шению пейзажа с церковью мог поспорить только ветряк. А вод…ные мельницы – это радость прудов и речек. Под шум колес купались, ловили рыбу, поили лошадей, тут плавали гуси, утки. Эн…ргетических «мамонтов» повсюду убили пар и потом электричество. Но память о мельницах сохр…нилась в литературе, на множестве ж…вописных полотен, в песнях, воспоминаниях тех, кто помнил предвое…ные годы, когда уже редко, но еще можно было видеть мельничные колеса и крылья ветр…ков на буграх.


ТЕМА. Бессоюзное сложное предложение

В УПРЯЖКЕ ЖИЗНИ Но отчего ж так немного животных удалось одомашнить? Дело не в лености человека – в подобных делах люди неутомимы. Одомашнивались и приживались на службе у человека те животные, которые, во-первых, хорошо переносят неволю. Сразу же скажем: таких животных немало. Главное, чтобы они во многих других отношениях были подходящими для службы, имели, можно так сказать, многоцелевое назначение. Человек, например, рано понял, сколь большое значение как пищевой продукт имеет молоко. Млекопитающих животных много, но лишь корова оказалась наиболее подходящим объектом для одомашнивания: дает молока много, довольно просто обеспечить ее кормами, кроме того, корова – это еще и мясо, и тягловый скот (волы). Коровы устойчивы к болезням, долго живут, почти ежегодно приносят телят, спокойны в жизни рядом с людьми. «Конкурс» корова выигрывала по множеству показателей и потому распространилась по всему свету. «В коровах наша сила!» – говорят в некоторых племенах Африки. В Индии корову считают священной, в российской деревне ее называют кормилицей – молоко, творог, масло, мясо. То же самое о лошади. Оседлав лошадь, человек на долгое время решил транспортные проблемы, нашел верного работника на пашне, сильное существо в перевозке тяжестей, обзавелся помощником быстроногим (при необходимости всадник может проскакать 300 километров в день!). Лошадь была самым верным союзником людей на войне, позволяла передвигаться на огромные расстояния. В Америке, не знавшей лошадей, конкистадоры малым числом покоряли аборигенов благодаря лошади – коня и всадника индейцы поначалу считали одним существом, приводившим их в ужас. (Но до тех пор, пока сами лошадью не завладели, став наездниками более искусными, чем пришельцы из Старого Света.) Не забудем: для многих степных народов лошадь была также источником мяса, из молока кобылиц готовят поныне целебный кумыс. Конкурировать в равнинной зоне с лошадью было некому. (По В. Пескову) Схема анализа бессоюзного сложного предложения 1) Тип предложения по характеру синтаксической связи и количеству предикативных частей. 2) Тип предложения по структуре: однородного состава; неоднородного состава. 3) Средства связи предикативных частей:
  • интонация;

  • местоименные слова;

  • соотношение видо-временных форм сказуемых;

  • лексические показатели (синонимы, антонимы, слова одной тематической группы);

  • неполнота одной из частей;

  • структурный параллелизм;

  • порядок предикативных частей.

4) Гибкость / негибкость структуры (для предложений неоднородного состава).

5) Тип бессоюзного предложения (общее синтаксическое значение). 6) Соотносительность / несоотносительность бессоюзного предложения с другими типами сложных предложений.

7) Функциональный тип предложения:

  • повествовательное;

  • вопросительное;

  • побудительное;

  • повествовательно-вопросительное;

  • побудительно-повествовательное и повествовательно-побудительное.

8) Тип предложения по эмоциональной окрашенности: восклицательное; невосклицательное.

9) Структурная схема.

10) Характеристика каждой предикативной части по схеме простого предложения.

11) Пунктуационный анализ.


Задание 2. В данных бессоюзных сложных предложениях между предикативными частями поставьте необходимый знак препинания. Дайте объяснение.

1. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо (И. Тург.).. 2. Я внимательно поглядел кругом все лица выражали напряженное ожидание. 3. Он вошел в парк и оглянулся дворец казался вылепленным из легкого снега (Пауст.). 4. Иногда мне думается надо убежать (М. Г.). 5. Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских это неоспоримо (М. Г.). 6. Все прочли этот рассказ и смутились читать его в таком небрежном виде було нельзя (Пауст.). 7. Он зажег свечу сел к столу и посмотрел на часы было два часа ночи (Пауст.). 8. Нет я не оставлю привычки перечитывать по этому я наглядно измеряю свое возрастание улучшение падение направление (Герц.). 9. Маяк не горел зимой он был не нужен (Пауст.). 10. Вы не работаете над фразой ее надо делать в этом искусство (Ч.).



ТЕМА. Сложное предложение с разнотипной связью


Типы практических заданий

Задание 1. Прочитайте тексты. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Найдите в текстах сложные предложения усложненной структуры с однотипной и разнотипной связью. Охарактеризуйте их по предложенной схеме. Объясните постановку знаков препинания в сложных предложениях усложненной конструкции.

Ночь давно, а я все бр…ду по горам к перевалу, бр…ду под ветром, среди холодного тумана, и бе…надежно, но п…корно идет за мной на п…воду мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стр…менами.

В сум…рки, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот голый, пусты…ный под…ем, я смотрел в (не)об…ятную глубину подо мною с тем особым чу…ством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты. Еще можно было разл…чить огоньки в темнеющ…й долине далеко (в)низу, на пр…брежь… тесного залива, который, уходя к востоку, все ра…ширялся и, поднимаясь (туманно)голубой стеной, обнимал (пол)неба. Но в горах уже наступила ночь. Темнело быстро, я шел, пр…ближался к лесам – и горы выр…стали все мрачней и величавее, а в пролеты между их отрогами с бурной стр…мительностью в…лился к…сыми, дли…ными обл…ками густой туман, г…нимый бурей (с)верху. Он срывался с к…согорья, которое окутывал гиган…ской рыхлой гр…дой, и своим п…дением как бы ув…личивал хмурую глубину проп…стей между горами. Он уже задымил лес, надв…гаясь на меня вместе с глухим, глубоким и (не)людимым гулом сосен. Пове…ло зимней свеж…стью, понесло снегом и ветром… Наступила ночь, и я долго шел под темными, гудящ…ми в тумане сводами горного бора, склонив голову от ветра. «Скоро перевал, – говорил я себе. – Скоро я буду в затишь…, за горами, в светлом, людном доме…».Но проходит (пол)часа, час… Каждую минуту мне кажется, что перевал в двух шагах от меня, а голый и каменистый подъем не кончается. Я чу…ствую, на какой дикой и бе…людной высоте я нахожусь, чу…ствую, что вокруг меня только туман, обрывы, и думаю: как пройду я мимо одиноких (камней)памятников, когда они, как человеческие фигуры зачернеют среди тумана? хватит ли у меня сил спустит…ся с гор, когда я уже теперь теряю пре…ст…вление о времени и месте? (По И. А. Бунину).
Задание 2. Я пришел к нему на следующий день (с)позаранку. Вряд(ли) он спал эту ночь. Но в руках у него были кисти, и он усиленно работал над каким(то) холстом, словно в мире не существовало таких к…т…строф, которые могли бы нарушить обычный ра…порядок его рабочего дня. Этот ра…порядок был всегда одинаков. Утром, сейчас же после завтрака, Репин сп…шил в мастерскую и там буквально ист…зал себя творчеством, потому что тружеником он был бе…примерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от ра…света до сумер…к, не бросая кистей, отд…вать все силы огромным полотнам, о…ступивш…м его в мастерской.

(В)течени… многих лет я был в этой мастерской за…сегдата…м и могу засв…дет…льствовать, что он замучивал себя работой до обм…рока, что каждая картина перепис…валась им вся, без остатка, по десять-двенадцать раз, что во время со…дания той или иной к…мп…зиции на него нере…ко нап…дало такое отча…ние, такое горькое н…верие в свои силы, что он в один день уничтожал всю картину, созд…вавш…юся (в)течени… нескольких лет, и на следующий день снова пр…нимался, по его выр…жению, снов… «кочевряжить» ее.

Схема анализа сложного предложения контаминированной структуры

1) Тип предложения по структуре.

2) Количество предикативных частей.

3) Вид сложного предложения усложненной структуры: а) с сочинением и подчинением; б) с сочинением и бессоюзной связью; в) с бессоюзной связью и подчинением; г) с бессоюзной связью и сочинением; д) с сочинением, подчинением и бессоюзной связью.

4) Анализ уровней членения (в зависимости от характера структуры). 5) Функциональный тип предложения: повествовательное; вопросительное; побудительное; повествовательно-вопросительное.

6) Тип предложения по эмоциональной окраске: восклицательное / невосклицательное.

7) Пунктуационный разбор.