СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР на обучающегося с ТМНР, 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития разработана на обучающегося с ТМНР, 5 класс. 

Просмотр содержимого документа
«СИПР на обучающегося с ТМНР, 5 класс»




РАССМОТРЕНО

Руководитель методического совета школы

______________

Протокол методического совета

№ от

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


____________

Протокол № от 202_ г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы


Приказ № от












Специальная индивидуальная программа развития

обучающегося 5б класса

_______________________









Составитель:

учитель высшей квалификационной категории Е.Н.Рогова



















Структура СИПР


Пояснительная записка

Общие сведения о ребёнке.

Характеристика (включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка).

Индивидуальный учебный план.

Содержание образования в условиях организации и семьи.

4.1.

Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

4.2.

Базовые учебные действия

4.3.

Нравственное воспитание.

4.4.

Экологическое воспитание и здоровый безопасный образ жизни.

4.5.

Внеурочная деятельность.

5.

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

6.

Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

7.

Программа сотрудничества специалистов с семьей.

8

Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов.

9.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

10.

Приложения по учебным программам и коррекционно-развивающих занятий

(1-8).

11.

Лист изменений в СИПР.


Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) нацелена на реализацию образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения с учётом его психофизиологических и образовательных потребностей.

Целью СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволят ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

СИПР учитывает особенности психофизического развития ребенка, его индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

СИПР содержит общие сведения о ребенке и характеристику, составленную на основе психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами общеобразовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.

Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

Содержание СИПР включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из программ учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования БУД, духовно-нравственного воспитания, формирование экологической культуры, формирование здорового и безопасного образа жизни, внеурочной деятельности), представленных в АООП с учетом актуальности отобранных образовательных задач для данного конкретного обучающегося и включены в индивидуальный учебный план.

Задачи образования формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.

Необходимым условием реализации СИПР является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием перечня необходимых специальных материалов.

Согласно требованиям ФГОС в разработке и реализации СИПР участвует междисциплинарный состав специалистов, компетентный в понимании особых образовательных потребностей обучающегося, который в состоянии обеспечить систематическую психолого-педагогическую и социальную поддержку.

Внеурочная деятельность в СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий. Внеурочная деятельность организуется преимущественно в групповой форме и способствует общему развитию и социальной интеграции обучающегося.

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося, содержит перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества, отражает способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР. При разработке СИПР особое внимание уделяется повышению информированности семьи об образовании ребенка, развитию мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами и преодолению психологических проблем семьи.

СИПР содержит перечень необходимых дидактических и игровых материалов.

В ходе мониторинга, проводимого один раз в полугодие, специалисты, участвующие в его реализации, оценивают уровень сформированности представлений, умений и навыков, определенных индивидуальной программой, отмечая степень самостоятельности ребенка. Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения осуществляются в оценочных показателях, а также в качественных критериях по итогам практических действий.

В конце первого полугодия по итогам мониторинга в случае необходимости могут быть внесены изменения в СИПР. Внесение изменений принимается педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя.

Итоги освоения отраженных в СИПР задач и анализ результатов обучения позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности ребёнка, оценить динамику развития его жизненных компетенций, сделать выводы и поставить задачи для СИПР на следующий учебный год.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 5б класса _________ составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2017г.

СИПР разработана на 2022-2023 учебный год и рассчитана на 340 часов в год (10 часов в неделю) в соответствии с индивидуальным учебным планом.



1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ.


ФИО ребенка:

Возраст ребенка:

Дата рождения:

Место жительства:

Мать:

Отец:

Год обучения: 5

Класс: 5 б

Заключение ПМПК: рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).




2. Психолого-педагогическая характеристика ребенка на начало учебного года.

  1. Бытовые условия семьи, оценка отношения членов семьи к образованию ребенка.

Социальная картина


Воспитывается в неполной семье, проживает вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Отец ребенка принимает активное участие в его воспитании, часто посещая его. Семья проживает в частном доме. У мальчика есть своя комната, в котором имеется рабочий уголок, игрушки, подобранные с учётом возраста, пола и потребности ребёнка. Родители принимают активное участие в его жизни, интересуются поведением и учёбой, поддерживают тесную связь с педагогом, помогают в учёбе.

  1. Данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка

Ведущая рука

Правая. Моторика развита слабо, ручкой держать и пользоваться не умеет.

Общая моторика

Физически развит, передвигается самостоятельно, но имеет незначительные нарушения в координации движения.

Мелкая моторика

Нарушена. Движения пальцев рук не скоординированы

  1. Особенности проявления познавательных процессов

Восприятие

Учебная мотивация не сформирована: занятия с учителем воспринимает, как смену обстановки, развлечение.

Внимание

Внимание поверхностное, характеризуется низкой концентрацией, неустойчивостью, выраженной несформированностью произвольного внимания. Ребенок с трудом удерживает внимание на заданном объекте до одной минуты, быстро истощается, переключение на другой вид деятельности неудовлетворительное. Объем значительно снижен.

Память

Отмечается быстрое забывание инструкций и иного речевого материала.

Мышление

Мыслительные операции отсутствуют.

  1. Состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций.

Самостоятельная речь

Языковые средства не сформированы, не владеет речью.

Разборчивость речи

Системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности.

Фонематические процессы

Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.

Пересказ

Невозможно формирование устной и письменной речи.

Заучивание коротких стихотворений

Невозможно формирование устной и письменной речи.

Составление описательного рассказа по предметной иллюстрации

Невозможно формирование устной и письменной речи (при постоянной помощи учителя).

Составление рассказа по сюжетной или серии сюжетных картинок

Невозможно формирование устной и письменной речи (при постоянной помощи учителя).

  1. Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами.

Контактность

Продуктивному контакту доступен ограничено.

Общий фон настроения

Капризничает по незначительному поводу, обладает повышенной раздражимостью.

Поощрение и одобрение

К похвале учителя равнодушен, но на похвалу мамы реагирует и требует.

Реакция на замечания и требования

На замечания реагирует всегда неадекватно (кричит, убегает, пыытаетсяя укусить или ущипнуть, топчет ногами). Артём любыми средствами пытается добиться своего, случаются истерики.

Реакция на трудности и неуспех в деятельности

Обращение к себе педагога понимает, но неохотно принимает. Часто отказывается подчиняться и выполнять просьбы педагога, не совпадающие с его желаниями.


Темповые характеристики, работоспособность

На занятиях не усидчив. Работоспособность быстро истощается, с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: соскакивает со стула, крутит головой по сторонам, подпрыгивает, нервничает, кричит. Требуется частая смена видов деятельности с динамическими паузами. В течение всего учебного процесса, во всех видах деятельности требуется выраженная обучающая помощь.

6. Сформированность социально-значимых знаний, навыков, умений.

Коммуникативные возможности

Потребность в общении на крайне низком уровне, все свое свободное время проводит за компьютером, разглядывая в течение долгого времени одну и ту же картинку.

Общение со взрослыми

Общение реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой, произнося малопонятные обрывки фраз, звукоподражаний. Более тесное общение отмечается с мамой и бабушкой.

Общение со сверстниками

Не умеет взаимодействовать со сверстниками.


Игровая деятельность

Не развита.

Самообслуживание

Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок способен самостоятельно принимать пищу, принимать правильную позу во время еды, держать ложку, обслуживать себя в туалете, но требуется постоянная помощь, уход и контроль со стороны взрослых. Помогает взрослым в быту, знает что сделать.

Предметно-практическая деятельность

За период обучения ребенок показывает незначительную динамику, требуется помощь педагога.

6.1. Особенности учебной деятельности

Интерес, активность, стойкость

Совместная деятельность возможна лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции со стороны педагога или частой смены видов деятельности.

Характер доступной инструкции

Инструкция принимается не охотно, в зависимости от психологического состояния.

Характер деятельности

Наблюдается стихийная активность и низкая работоспособность.

Саморегуляция и контроль

Саморегуляция и контроль не доступны, ошибки самостоятельно не замечаются, помощь не эффективна.

Реакция на результат

К результату своей деятельности равнодушен.

Базовые учебные действия

Частично сформированы.

6.2. Интеллектуальные умения и знания

Математические представления

Трудность составляет выполнение графических работ (неправильное удержание инструмента, может соединить точки, провести линию, обвести заданные силуэты при непосредственной помощи учителя). На картинке может показать фигуры, которые запомнил. Считает до 10 при голосовой помощи учителя и с опорой на наглядность. Другие математические представления не сформированы.

Письмо

Письмо не сформировано.

Чтение

На картинке может показать буквы, произнести некоторые из них.

Представления об окружающем мире

Сведения об окружающем мире ограничены, многие не сформированы.

7. Потребность в уходе и присмотре

Необходимый объем помощи со стороны окружающих в уходе

Требуется постоянная помощь со стороны взрослых, педагогов.

Потребность в присмотре

Требуется постоянный уход и контроль.

8. Выводы по итогам оценки:

Приоритетное содержание обучения и воспитания на предстоящий период

На основе АООП и анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка образовательной организацией разработан ИУП, содержащий учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития, особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Процесс обучения по учебным предметам, коррекционным курсам организуется в форме урока/занятия в рамках рабочих программ. Общий объем нагрузки, включенный в ИУП, не превышает объем, предусмотренный учебным планом АООП (2 вариант) 5 класс.

Приоритетные области для педагогической работы:

1. Язык и речевая практика

2. Математика

3. Окружающий мир

4. Искусство

5. Физическая культура

Коррекционно-развивающие занятия:

1. Дефектология

Приоритетные коррекционные курсы:

1. Сенсорное развитие

2. Предметно-практические действия

3.Двигательное развитие

4. Альтернативная коммуникация

Внеурочная деятельность:

«Красивый мир» (общекультурное направление).

«Я – ученик» (общеинтеллектуальное направление).

«Хочу все знать!» (познавательное направление).

«Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление).

«Разговоры о важном»



3. Индивидуальный учебный план:

Предметные области

Учебные предметы

Кол-во часов в неделю

Всего:

часов

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

2


2

Математика

Математические представления

2


2

Окружающий мир

Окружающий природный мир

1

1

2

Человек

1

1

2

Домоводство

1

2

3

Окружающий социальный мир

1

1

2

Искусство

Музыка и движение

1

1

2

Изобразительная деятельность

1

2

3

Физическая культура

Адаптивная физкультура


2

2

Коррекционно-развивающие занятия


2

2

Итого:

10

12

22

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Коррекционные курсы

Сенсорное развитие


3

3

Предметно-практическая деятельность


3

3

Двигательное развитие


2

2

Альтернативная коммуникация


2

2



10

10

Внеурочная деятельность

«Хочу все знать» ( общеинтеллектуальное направление)


0,5

0,5

«Красивый мир» (общекультурное направление)


0,5

0,5

«Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление)


0,5

0,5

«Я - ученик» (социальное направление)


0,5

0,5

«Разговоры о важном»


1

1


4. Содержание образования в условиях организации и семьи.

4.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.



МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ


Содержание программы учебного предмета

1 полугодие

2 полугодие

Представление о величине.

Различение однородных предметов по величине (по высоте).



Сравнение двух предметов по величине способом приложения, наложения



Группировка предметов по величине



Различение однородных предметов по величине (по ширине).



Сравнение двух предметов по величине способом приложения, наложения



Группировка предметов по величине



Представления о форме.

Различение и нахождение круглых геометрических тел.



Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой.



Составление фигур из 2,3,4-х частей.



Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов



Нахождение одинаковых изображений



Понимание множеств совместно с педагогом (один предмет)



Понимание множеств совместно с педагогом (много предметов)



Сравнение множеств без пересчета



Знание цифр 1-6.



Пространственные представления.

Ориентация на листе бумаги – вверху



Ориентация на листе бумаги – внизу



Узнавание понятий «Слева – справа»



Узнавание понятий «Первый, последний –крайний».



Узнавание понятий «Далеко – близко»



Составление упорядоченного ряда из однородных предметов



Составление предмета или изображения из 2,3,4-х частей.



Временные представления.

Различение частей суток – утро, ночь.



Формирование понятий временных промежутков.



Нумерация.

Соотнесение количества предметов с числом 1-6 (при помощи педагога).



Знание отрезка числового ряда 1-6.



Знание счета в прямой последовательности ряда 1–6.



Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнение множеств



Узнавание, различение арифметических действий: сложение, вычитание



Узнавание, различение арифметических знаков: «+», «-»



Знание геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг



Группировка предметов по форме.



Соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами





РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ


Содержание программы учебного предмета

1 полугодие

2 полугодие

Коммуникация.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника



Реагирование на собственное имя.



Приветствие собеседника звуком (словом)



Выражение своих желаний звуком (жестом).



Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (жестом).



Выражение согласия (не согласия) звуком (словом), кивком головы.



Выражение благодарности звуком (жестом), кивком головы.



Ответы на вопросы жестом, словом



Прощание с собеседником звуком (словом, жестом), кивком головы.



Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответ на вопрос словом, жестом, кивком головы.



Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия; приветствие (прощание) с использованием мимики, кивком головы.



Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Понимание отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.



Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.



Понимание простых по звуковому составу слов.



Понимание имен членов семьи, педагога.



Понимание простых по звуковому составу слов.



Понимание слов, обозначающих действие предмета.



Понимание слов, обозначающих признак предмета.



Узнавание слов, обозначающих признак предмета.



Понимание слов, обозначающих признак действия, состояния.



Узнавание слов, обозначающих признак действия, состояния.



Понимание слов, указывающих на предмет, его признак.



Узнавание слов, указывающих на предмет, его признак.



Понимание содержания предложений, состоящего из 2-3слов.



Называние (понимание) своего имени. Проговаривание, понимание (звукокомплекса) своего имени



Чтение и письмо.

Узнавание (различение) образов графем (букв): С, Х, Ш,Л.



Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слогов - при помощи педагога.



Узнавание звука в слоге (слове).



Соотнесение звука с буквой.



Формирование начальных навыков чтения.



Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).



Называние буквы.



Чтение слога (по возможности).



Формирование начальных навыков письма.



Написание буквы (по возможности).



Написание слога (по возможности).



Узнавание (различение) образов графем (букв): Ё,Я, П,З,Г.



Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слогов - при помощи педагога.



Узнавание звука в слоге (слове).



Соотнесение звука с буквой.



Формирование начальных навыков чтения.



Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).



Называние буквы.



Чтение слога (по возможности).



Формирование начальных навыков письма.



Написание буквы (по возможности).



Написание слога (по возможности).




ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР


Содержание программы учебного предмета

1 полугодие

2 полугодие

Временные представления. Части суток.

Узнавание (различение) времен года по характерным признакам: зима



Узнавание изменений, происходящих в жизни природы и человека в зимнее время года



Узнавание (различение) частей суток по характерным признакам: утро, день, вечер, ночь (при помощи педагога).



Растительный мир.

Различение грибов (белый гриб)



Узнавание понятия «съедобный» и «несъедобный» гриб



Различение фруктов (мухомор)



Установление причин разнообразия грибов по «съедобно-несъедобно»



Узнавание (различение) растений: гладиолус.



Узнавание (различение) растений: флокс.



Установление различий между гладиолусом и флоксом.



Узнавание (различение) растений: дуб.



Узнавание (различение) растений: лиственница.



Узнавание строения растений.



Установление различий между дубом и лиственницы (по внешнему виду, мету произрастания)



Узнавание (различение) растений(трава): щавель.



Узнавание (различение) по внешнему виду щавеля, уходу за ним.



Различение съедобных и несъедобных частей щавеля.



Животный мир.

Узнавание строения птицы (голова, туловище, перья, лапы, хвост), внешнего вида



Установление связи строения тела птицы с его образом жизни.



Узнавание (различение) способов передвижения птиц




ЧЕЛОВЕК.


Содержание программы учебного предмета

1 полугодие

2 полугодие

Представления о себе.

Идентификация себя.



Назначения частей тела.



Называние своего имени и фамилии.



Называние своего возраста.



Организация режима дня.



Называние и различение частей тела.



Организация личной гигиены.



Узнавание (различение) частей лица человека и их назначение



Сообщение о состоянии своего здоровья



Эмоции человека, чувства, настроение



Гигиена и здоровье.

Узнавание правил пользования, соблюдения техники безопасности при пользовании сантехнического оборудования.



Смешивание воды до комфортной температуры



Регулирование напора струи воды.



Узнавание алгоритма действий использования сантехнического оборудования.



Соблюдение последовательности действий при мытье лица.



Соблюдение последовательности действий при чистки зубов.



Различение вентилей с горячей и холодной водой.



Соблюдение последовательности при использовании гигиенических принадлежностей.



Прием пищи.

Наливание жидкости в кружку. Практикум.



Накладывание пищи в тарелку. Практикум.



Еда вилкой. Практикум.



Одежда и обувь.



Назначение одежды в жизни человека.



Выбор одежды.



Действия при одевании и раздевании (практикум).




ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР.


Содержание программы учебного предмета

1 полугодие

2 полугодие

Узнавание правила поведения во время занятий. Укрепление умений правильно сидеть за столом.



Квартира, дом, двор, улица.

Узнавание (различение) помещений дома (чердак, подвал). Знание функционального назначения помещений квартиры.



Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка).



Формирование представлений о видах действий, совершаемых во дворе дома (уборка, отдых и т. д.)



Формирование знаний (соблюдение) правил безопасности и поведения на площадке для отдыха, на газоне.



Узнавание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме, во дворе (пожарная безопасность).



Формирование алгоритма действий во время аварийной ситуации в доме, дворе (пожар).



Продукты питания.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, компот) по внешнему виду, на вкус.



Узнавание упаковок с напитком.



Предметы быта. Посуда.

Узнавание (различение) электробытовых приборов (утюг).



Формирование правил соблюдения безопасного обращения с изученным электроприборами.



Глажка. Развитие бережного отношения к личным вещам.



Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)



Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.),



Узнавание свойств дерева.



Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.).



Сравнение свойств бумаги и дерева.



Город.

Узнавание (различение) и назначение зданий города (улица, площадь, парк, магазин, кафе).



Узнавание (различение) и назначение зданий города (магазин, кафе).



Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.



Сравнение свойств бумаги и дерева.




МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ.


Содержание программы учебного предмета

1 полугодие

2 полугодие

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки.



Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.



Слушание (различение) веселой и грустной музыки.



Узнавание знакомой песни.



Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. (С помощью педагога).



Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.



Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.



Развитие слухового внимания.



Развитие подражания характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.



Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов.



Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании.



Узнавание и повторение отдельных танцевальных движений под музыку (топание, хлопки под музыку)



Узнавание и повторение отдельных танцевальных движений под музыку разными частями тела



Формирование ритмичных танцевальных движений с предметами (фонарики, пружинки), имитация движений животных.



Узнавание танцевальных движений в паре с другим танцором, соответствующих словам песни (педагогом).



Формирование имитации (исполнения) игры на музыкальных инструментах (шумовые инструменты).



Формирование имитации (исполнения) игры на музыкальных инструментах (ложки).



Выполнение элементарных хороводных движений.






ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


Содержание программы учебного предмета

1 полугодие

2 полугодие

Лепка

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для работы с пластичными материалами (пластилин, тесто).



Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто.



Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материала.



Разминание пластилина.



Отрывание, отщипывание кусочка материала от целого куска, отрезание стекой.



Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).



Катание колбаски на доске (в руках).



Сгибание колбаски в кольцо из пластилина.



Получение формы путём выдавливания формочкой из пластилина.



Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).



Формирование умений соединения деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).



Рисование.

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования



Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий



Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению).



Обводка по шаблону и раскрашивание.



Различение предметов по цвету, форме и величине. Рисование предметов разной окраски.



Рисование по опорным точкам и образцу геометрической фигуры круг.



Рисование по опорным точкам и образцу геометрической фигуры треугольник (с помощью педагога).



Рисование по опорным точкам и образцу геометрической фигуры квадрат.



Рисование предметов круглой формы.



Освоение приемов рисования карандашом. Оставление графического следа на бумаге.



Работа с бумагой. Аппликация.

Узнавание (различение) разных видов бумаги.



Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации.



Отрывание бумаги заданной формы (размера).



Намазывание всей (части) поверхности клеем.



Сборка изображения объекта из нескольких деталей (цветик – семицветик).



Сборка изображения объекта из нескольких деталей (зайчик).



Сминание листа бумаги.



Сгибание листа бумаги.



Скручивание, сворачивание листа бумаги.




ДОМОВОДСТВО.


Содержание программы учебного предмета

1 полугодие

2 полугодие

В магазине.

Узнавание назначения продуктовых магазинов.



Формирование практических навыков при совершении покупки.



Узнавание нахождение нужного товара в магазине.



Узнавание соблюдения последовательности действий при взвешивании товара.



Узнавание соблюдения последовательности действий при расчете на кассе.



Формирование практических навыков при посещении магазина и совершении покупки.



Посуда.

Знание предметов и приборов кухни, столовой по назначению.



Формирование знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи.



Соотношение слов и предметов, приборов на картинках.



Формирование алгоритма по очистке после приема пищи.



Закрепление знаний по выбору инвентаря, необходимого для приготовления картофельного пюре.



Узнавание алгоритма действий при обработке продуктов (картофеля).



Формирование знаний по соблюдению алгоритма обработки продуктов при приготовлении картофельного пюре.



Одежда. Уход за одеждой.

Узнавание (различение) основных типов стирки (машинная).



Ознакомление с видами моющих средств для машинной стирки.



Различение составных частей стиральной машины (отделений).



Узнавание алгоритм машинной стирки одежды.



Узнавание последовательности действий при машинной стирке.



Соблюдение последовательности действий перед машинной стиркой.





Формирование базовых учебных действий.


4.2. Базовые учебные действия.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками

Спокойное пребывание в школьной среде



Перемещение по школе без проявления дискомфорта



Ориентирование в пространстве школы (класс, туалет, раздевалка)



Ориентирование в пространстве класса



Ориентирование в учебной среде класса (пространство, материалы, расписание)

Нахождение своего (рабочего) место за столом



Нахождение своего набора для индивидуальных заданий



Нахождение места хранения игрового материала



Понимание смены последовательности событий/занятий



Ориентирование в последовательности событий/занятий



Ориентирование в расписании дня (очередности действий)



Планирование последовательности событий/занятий



Следование расписанию дня



Ориентирование в расписании уроков



Следование расписанию уроков



Установление контакта с педагогом

Принятие контакта, инициированного взрослым



Взятие предметов, предлагаемых взрослым



Вступление в предметно-игровое сотрудничество



Принятие цели и произвольно включение в деятельность



2. Формирование учебного поведения.

Поддержание правильной позы

Поддержание правильной позы на занятии



Направленность взгляда

Направленность взгляда на яркий предмет



Направленность взгляда на движущийся предмет



Направленность взгляда на лицо говорящего взрослого



Направленность взгляда на задание



Выполнение инструкций педагога в знакомой ситуации

Выполнение простой жестовой инструкции



Выполнение стереотипной инструкции, отрабатываемой на данном этапе обучения



Принятие помощи педагога



Использование по назначению учебных материалов

(находит нужный предмет среди других и адекватно применяет его)

Пенал



Карандаши



Ручка



Тетрадь



Бумага



Клей



Пластилин



Дидактические игры



Конструктор



Выполнение действий с предметами по подражанию и образцу

Выполнение заданного действия способом «рука в руке»



Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)



Выполнение простых действий с предметами (по подражанию)



Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)



Соотнесение одинаковых предметов (по образцу)



Соотнесение одинаковых картинок (по образцу)



Выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу)



Соотнесение предмета с соответствующим изображением (по образцу)



3. Формирование умения выполнять задание.

Выполнение задания полностью (от начала до конца)



Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи песочных часов)



Выполнение задания с заданными качественными параметрами



4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.

Понимание необходимости перехода к следующему заданию, действию



Последовательное выполнение отдельных операций действия с опорой на наглядный линейный алгоритм



Выполнение задания с опорой на наглядный линейный алгоритм



Выполнение стереотипного задания без постоянного контроля со стороны учителя








4.3.Нравственное воспитание.


Направление нравственного развития обучающегося

Планируемая деятельность ребенка

На доступном ребенку уровне

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих)

  • развитие способности замечать и запоминать происходящее;

  • осознавать значимость происходящих событий

Отношение к себе и к другим, как к самоценности.

Воспитание чувства уважения друг к другу, к человеку вообще.

  • формирование умения общаться доступными невербальными и вербальными средствами.

  • формирование доброжелательного отношения к окружающим.

  • поддержание положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих.

  • умение устанавливать контакт,

  • общаться и взаимодействовать с людьми: излагать свои просьбы вежливо, употребляя слова «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.,

  • слышать и понимать окружающих

  • не перебивать говорящего, ждать, если человек занят;

  • осуществлять контроль за своими эмоциями и поведением;

Осмысление свободы и ответственности.


  • осуществлять выбор деятельности;

  • выбирать способ выражения своих желаний;

  • спокойно вести себя в помещении и на улице;

  • радоваться своим успехам и успехам других;

  • ограничивать свои желания;

  • сочувствовать;

  • принимать на себя элементарную ответственность за поручение;

  • понимать результат своих действий.

Укрепление веры и доверия

  • формирование понимания у ребенка, что при выполнении задания, ему всегда будет оказана помощь.

  • формирование доверия посредством общения в процессе занятий, осуществлении гигиенических процедур.

  • формирование умение правильно оценивать хорошие и плохие поступки.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения

  • усвоение правил совместной деятельности в процессе специально организованного общения.

  • доброжелательное и уважительное отношение к окружающим (членам семьи, учителю);

  • умение заботиться о близком человеке, о младших и старших, помогать им;

  • умение доверять хорошо знакомым взрослым, друг другу;

  • умение подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения


4.4. Экологическое воспитание и здоровый безопасный образ жизни


Направление экологического воспитания и здоровый безопасный образ жизни обучающегося

Планируемая деятельность ребенка

Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.


Знание и соблюдение правил:

  • выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора;

  • не включать без разрешения газ, электроприборы, бытовую технику;

  • своевременно закрывать кран с водой;

  • осуществление ухода за комнатными растениями и домашними животными под руководством взрослых;

  • во время прогулки не вставать в обуви на скамейку, где сидят другие люди;

  • не подбирать чужие вещи, которые лежат на тротуаре, в траве, на скамейке.

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, режима дня, здоровьесбережения.


  • соблюдение режима дня;

  • выполнение утренней гимнастики;

  • прогулки на свежем воздухе в любое время года;

  • спортивные и подвижные игры со сверстниками в школе и на улице;

  • занятия физкультурой и спортом;

  • соблюдение правил личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др.;

  • соблюдение режима просмотра телевизора, пользования компьютером;

  • участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы

  • соблюдение правил одевания согласно погоде и виду деятельности.

Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.


Знание и соблюдение правил поведения на прогулке в парке или в лесу:

  • не кричать, не пугать животных и птиц;

  • не топтать ядовитые грибы;

  • убирать за собой мусор на улице, в лесу, в парке и т.п.

  • выбрасывать его в контейнер или уносить с собой;

  • не бросать мусор в воду, особенно острые предметы, которые могут ранить окружающих;

  • не ловить ради забавы жуков, бабочек, муравьев, лягушек;

  • охранять растения, не рвать цветы на клумбах и газонах;

  • не ломать деревья, не повреждать их.

Знание правил здорового питания.


Знание и соблюдение правил питания:

  • не переедать и не голодать;

  • тщательно пережевывать пищу;

  • не спешить во время еды;

  • не есть на ходу, перед телевизором;

  • есть каждый день овощи и фрукты

Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье.

Знание и соблюдение санитарно-гигиенических правил:

  • следить за чистотой рук и тела;

  • следить за чистотой одежды;

  • не переохлаждаться и не перегреваться

  • соблюдать двигательный режим.

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.


Знание и соблюдение правил посещения врача:

  • спокойно заходить в кабинет врача;

  • отвечать на вопросы врача, показывать, что и где болит;

  • позволять врачу осматривать себя: открывать рот, поднимать рубашку и т.п.;

  • позволять врачу измерять твой рост, вес, слушать фонендоскопом, делать ЭЭГ, ЭКГ, флюорографию;

  • позволять врачу делать укол, терпеть, если больно

Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.


Знание и соблюдение правил безопасности:

  • переходить через дорогу в разрешенном месте, по светофору,

  • не перебегать дорогу перед движущимся транспортом и др.

  • сообщать взрослому о том, что кому-то нужна помощь

  • обращаться за помощью к окружающим

  • предупреждать взрослого об уходе и т.п.

  • соблюдать правила поведения в общественном транспорте (автобусе)

  • соблюдать правила ППБ и ПДД

  • соблюдать правила поведения с домашними и бездомными животными.


4.5. Внеурочная деятельность

Название мероприятия

Форма проведения

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Торжественная линейка, посвященная Дню знаний

Дистанционная

Зритель

«Разговор о важном»

Дистанционная

Участник

Осенний праздник

Дистанционная

Зритель

Участник конкурса поделок

День учителя

Дистанционная

Зритель

День матери

Дистанционная

Зритель

Участник конкурса рисунков

День народного единства

Дистанционная

Зритель

День пожилого человека

Дистанционная

Зритель

Участник конкурса рисунков

Новогодний праздник

Дистанционная

Участник

Участник конкурса поделок

Праздничная программа, посвященная 23 февраля

Дистанционная

Зритель

Праздничная программа, посвященная 8 Марта

Дистанционная

Зритель

Участник конкурса рисунков

Праздничная программа, посвященная 9 мая

Дистанционная

Зритель

Участник конкурса поделок

Торжественная линейка, окончанию учебного года

Дистанционная

Зритель


5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.


Области и требования профессионального присмотра:

Обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места с учетом особенностей поведения: отсутствие в свободном доступе мелких и колюще-режущих предметов, защита на дверях и окнах, защита на розетках, индивидуальное сопровождение по организации)

Составление четких алгоритмов действий на случай возникновения непредвиденных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и здоровья обучающегося.


Индивидуальный график планирования и осуществления ухода и присмотра


Дни недели

Область ухода

Осуществление ухода и присмотра

Ответственный

Согласно расписанию посещения обучающегося

Одевание, раздевание и забота о внешнем виде

Оказание помощи ребенку: в одевании и раздевании

Учитель\родитель

Совершение гигиенических процедур

Оказание помощи в совершение гигиенических процедур

Учитель\родитель

Поддержка жизненно важных функций организма

Организация занятий с использованием здоровьесберегающих технологий


Учитель\родитель

Передвижение


Постоянная помощь при передвижении по учебному пространству (сопровождение, поддержка).

Учитель\родитель

Реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей

Создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения

Учитель\родитель

Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:

Влажные салфетки, бумажные полотенца, жидкое мыло, салфетки.


6.Специалисты, участвующие в реализации сипр:


, п/п

Фамилия Имя Отчество

Должность

Рогова Елена Николаевна

учитель


7. Программа сотрудничества с семьёй.


, п/п

Задачи

Мероприятия

Повышение осведомленности родителей

об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.

Индивидуальные консультации родителей по темам:

«Развитие двигательной активности ребенка», «Реализация СИПР в домашних условиях »,

«Формирование социально – бытовых навыков».

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье

  • договор о сотрудничестве

между родителями и образовательной организацией;

  • участие родителей в разработке

СИПР в интересах ребенка;

  • посещение родителями уроков/занятий;

  • обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

Привлечение родителей к сопровождению ребёнка на внеурочных мероприятиях.



8. Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов:

Ноутбук, интерактивные развивающие игры, дидактические карточки по темам, инструменты и материалы для изобразительной деятельности, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, счетный материал, аудиозаписи.


9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения:


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Результаты могут уточняться и конкретизироваться в течение учебного года с учетом индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся.

Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга специалисты общеобразовательной организации оценивают уровень сформированности коммуникативных и социальных умений обучающегося, освоенных им представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Выявление результативности должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях.


Уровни освоения (выполнения) действий/операций.

Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:


0

-

действие не выполняет, помощь не принимает

1

з/п

выполняет действие со значительной физической помощью

2

ч/п

выполняет действие с частичной физической помощью

3

п/о

выполняет действие по подражанию/ образцу

4

с/и

выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной)

5

с

выполняет действие самостоятельно (без ошибок)


Сформированность представлений.

Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:


0

-

не воспроизводит при максимальном объеме помощи/ не выявить наличие представлений

1

с/у

воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами/ ситуативное узнавание

2

п/п

воспроизводит по наглядным опорам/прямой подсказке с незначительными ошибками

3

к/п

воспроизводит по наглядным опорам/косвенной подсказке с незначительными ошибками

4

с/п

воспроизводит по наглядным опорам/подсказкам без ошибок

5

с

представления на уровне самостоятельного использования без ошибок


Оценка выявленных БУД


осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий по следующей шкале:


0

действие отсутствует. не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем

1

смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи

2

преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно

3

способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя

4

способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя

5

самостоятельно применяет действие в любой ситуации





























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного предмета

«Речь и альтернативная коммуникация».


п/п

Тема урока

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Ознакомление со словами «спасибо», «пожалуйста» жестом и символом. Работа по картинкам букваря. Выполнение элементарных графических заданий.



Повторение. Звуки «А», «У», «О» «И», «Е» - артикуляция, узнавание графического образа, написание по трафарету, обводка по контуру.



Повторение. Звук и буква «М» артикуляция, узнавание графического образа, написание по трафарету, обводка по контуру, и конструирование из палочек



Повторение. Слоги «ма, му, мо» артикуляция и чтение, узнавание в словах.



Определение источника звука, воспроизводимого с изменением силы звучания.



Повторение. Слоги «ау – уа, уа – ау, оу - уо» артикуляция и чтение, узнавание в словах.



Имитация звуков окружающей среды речевыми звуками.



Письмо изученных букв и слогов по обводке и по образцу.



Письмо изученных букв и слогов по обводке и по образцу.



Повторение изученных букв. Написание по опорным точкам, произношение.



Повторение изученных слогов. Написание по опорным точкам, произношение.



Звук и буква «С, с» артикуляция, узнавание графического образа, написание по трафарету, обводка по контуру и конструирование из палочек



Слоги «са, су, со» и «ас, ус, ос» артикуляция и чтение, узнавание в словах.



Письмо изученных букв и слогов по обводке и по образцу.



Звук и буква «Х, х» артикуляция, узнавание графического образа, написание по трафарету, обводка по контуру.



Звук и буква «Ш, ш» (артикуляция, узнавание графического образа буквы и конструирование из палочек)



Обобщающий урок. Выполнение заданий по теме «Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание с изученными буквами».



Слоги «ха, ху, хо» и «ах, ух, ох» артикуляция и чтение, узнавание в словах.



Письмо изученных букв и слогов по обводке и по образцу.



Повторение изученных слогов. Написание по опорным точкам, произношение.



Слоги «ша, шу, шо» и «аш, уш, ош» артикуляция и чтение, узнавание в словах.



Слоги артикуляция и чтение, узнавание в словах.



Письмо изученных букв и слогов по обводке и по образцу.



Повторение изученных слогов. Написание по опорным точкам, произношение



Звук и буква «Л» (артикуляция, узнавание графического образа буквы и конструирование из палочек)



Слоги «ла, лу, ло» и «ал, ул, ол» артикуляция и чтение, узнавание в словах.



Письмо изученных букв и слогов по обводке и по образцу.



Текущая аттестация.



Звук и буква Ё,ё. Нахождение буквы в слогах, словах. Выкладывание буквы «Ё» из палочек, мозаики». Работа с букварем.



Письмо буквы по обводке и по образцу.



Строчная буква «ё» в написании (обведение).



Раскрашивание и штриховка буквы «Ё,ё». Копирование с образца.



Звук и буква «Я,я». Нахождение буквы в слогах, словах. Выкладывание буквы «Я» из палочек, мозаики». Работа с букварем.



Письмо элементов буквы по обводке и по образцу.



Строчная буква «я». Упражнения в написании (обведение).



Раскрашивание и штриховка буквы «Я,я».



Чтение слогов закрытых и открытых слогов с изученными буквами (по возможности). Работа с разрезной кассой слогов



Письмо (обведение) слогов закрытых и открытых слогов с изученными буквами (по возможности).



Работа с разрезной азбукой, букварем.



Ознакомление с обозначением слов «я, ты», жестом и символом.



Звук и буква П, п. Нахождение буквы в слогах, словах. Работа с букварем.



Раскрашивание и штриховка буквы «П,п».



Строчная и прописная буква «П,п». Слоги с буквой «п». Рисование – обведение буквы по клеткам.



Написание «П,п» (строчная и прописная буква).



Образование и чтение открытых слогов (па, пу, по, пи, пе,пя,пё).



Образование и чтение закрытых слогов (ап ,уп, оп, ип, еп, яп).



Обобщающий урок. Выполнение заданий по теме. «Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание с изученными буквами».



Звук и буква З,з. Слова с буквой. Выкладывание буквы «в» из палочек, мозаики».



Раскрашивание и штриховка буквы «З,з». Письмо элементов буквы по обводке и по образцу.



Строчная буква «З, з». Упражнения в написании (обведение).



Образование и чтение открытых слогов (за, зу, зо, зи, зе, зё,зя).



Написание буквы «З, з» (строчная и прописная буква).



Образование и чтение закрытых слогов (аз, уз, оз, из, яз, ез).



Прописная буква «Я,Ё,З,П». Раскрашивание и штриховка. Написание (по возможности).



Звук и буква Г, г. Слова с буквой. Выкладывание буквы «г» из палочек, мозаики».



Раскрашивание и штриховка буквы «Г, г». Письмо элементов буквы по обводке и по образцу.



Строчная буква «Г, г». Упражнения в написании (обведение).



Образование и чтение открытых и закрытых слогов (га, го, гу, ги, ге, аг, ог, иг, ег, уг, ёг).



Звук и буква Д, д. Слова с буквой. Выкладывание буквы «д» из палочек, мозаики».



Раскрашивание и штриховка буквы «Д, д». Письмо элементов буквы по обводке и по образцу.



Промежуточная аттестация.



Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание с изученными буквами (Ё,П)



Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание с изученными буквами (Я,З)



Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание с изученными буквами (Ш,И)



Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание с изученными буквами (Г,А,О)



Образование и чтение открытых и закрытых слогов с изученными буквами.



Повторить пройденный материал.



Повторить пройденный материал.



Итого: 68 уроков/68 часов


























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного предмета

«Математические представления».


п/п

Тема урока

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Представления о величине.

Понятие «Высокий-низкий».



Нахождение сравнение предметов по высоте



Составление порядочного ряда по убыванию, по возрастанию.



Понятие «Верхний – нижний». Сравнение предметов.



Ознакомление с понятиями «Тяжелый – легкий», тяжелее – легче. Сравнение предметов по весу.



Понятие «Широкий - узкий».



Нахождение сравнение предметов по ширине.



Различение однородных предметов по величине.



Сравнение двух предметов по величине способом приложения «на глаз».



Сравнение двух предметов по величине способом наложения.



Узнавание линейки (шкалы деления), ее назначение.



Узнавание измерения длины отрезков (по возможности).



Узнавание длины и высоты предметов линейкой ( с помощью педагога по возможности).



Рисование отрезка (по возможности) с и без линейки. Сравнение отрезков по величине.



Обобщающий урок. Выполнение по теме «Представления о величине».



Представления о форме.

Круг. Различение круглых геометрических тел. Рисование круга по трафарету, контурной линии. Раскрашивание одинаковых по размеру фигур.



Нахождение круглых предметов и соотнесение формы предметов с геометрической фигурой. Выделение не круглых геометрических тел.



Геометрическая фигура – квадрат. Нахождение квадратных предметов и соотнесение формы предметов с геометрической фигурой.



Рисование квадрата по трафарету, по клеточке. Раскрашивание одинаковых по размеру фигур.



Геометрическая фигура – треугольник. Выполнение практического упражнения: собрать треугольник из счетных палочек.



Рисование треугольника по трафарету, контурной линии. Раскрашивание одинаковых по размеру фигур.



Составление геометрических фигур из двух, трех и четырех частей, путем наложения.



Игра: «Сравни предметы».



Количественные представления.

Различение понятий «Мало – много - пусто». Рисование квадрата.



Сравнение групп предметов (много, мало, пусто, один). Рисование фигур по изученному понятию.



Текущая аттестация.



Узнавание понятия количества: несколько – немного.



Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание. Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).



Узнавание (различение) понятий «Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество».



Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» (сравнение множеств без пересчета, с пересчетом).



Соотношение известных цифр с количеством предметов.



Пространственные представления.

Развитие пространственных представлений. Перемещение в пространстве в заданном направлении. Различение понятий «Далеко - близко»,



Расположение предметов в пространстве, на плоскости

Ориентация в пространстве изученных понятий.



Различение понятий «Первый – последний - крайний»



Расположение предметов в пространстве, на плоскости.

Ориентация в пространстве изученных понятий.



Составление картинки, предметов из двух и нескольких частей.



Узнавание (различение) понятий «Справа – слева».



Расположение рисунков на листе бумаги: справа – слева (по возможности).



Расположение предметов в пространстве: слева – справа, в середине, между



Расположение предметов в пространстве: вверху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на, над, под (по возможности).



Определение местоположения предметов в ряду: первый, последний, перед, после, между.



Повторение изученного материала. Определение местоположения предмета в пространстве.



Закрепление изученных понятий в практической деятельности. Ориентация в пространстве.



Обобщающий урок по теме «Пространственные представления».



Временные представления.

Соотнесение действий с временными промежутками «сейчас, завтра, вчера давно и т.д.»



Соотнесение действий с временными промежутками «день», «ночь»



Порядок следования частей суток.



Нумерация.

Повторение цифр 1-6. Прямой счет 1- 6.



Соотнесение цифр 1-6 с предметами.



Соотношение количества с цифрами 1-6



Узнавание счета в обратной последовательности 6-1



Письмо изученных цифр по трафарету, по точкам.



Упражнения в самостоятельном написании цифр в тетради (по возможности). Определение цифр в числовом ряду.



Увеличение числа прибавлением по одному



Узнавание арифмитического действия «сложение». Работа со счетными палочками.



Узнавание арифмитического действия «сложение» (использование пальцев руки по возможности).



Узнавание знак «+».



Уменьшение числа отниманием по одному. Работа со счетными палочками.



Узнавание арифмитического действия «вычитание». Работа со счетными палочками.



Промежуточная аттестация.



Узнавание арифмитического действия «вычитание». (использование пальцев руки по возможности).



Узнавание знак « - ».



Узнавание знак « - ».



Сравнение чисел: больше, меньше, равны в пределах 6.



Сравнение чисел: больше, меньше, равны в пределах 6.



Сравнение чисел: больше, меньше, равны в пределах 6.



Повторить пройденный материал.



Повторить пройденный материал.



Итого:

68 уроков/68 часов































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного предмета

«Окружающий природный мир».


п/п

Тема урока

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Временные представления.

Части суток.

Ознакомление с частями суток (утро, день, вечер, ночь); Рассматривание иллюстраций.



Представление о сутках как о последовательности утро, день, вечер, ночь. Рассматривание иллюстраций.



Соотнесение частей суток с видами деятельности, определение частей суток по расположению солнца. Рассматривание картинок.



Соотнесение частей суток с видами деятельности, определение частей суток по расположению солнца.



Обобщающий урок по теме «Временные представления. Части суток».



Зима. Рассматривание картинок.



Узнавание признаков зимы (снег, лед, холод) по картинкам.



Узнавание признаков зимы (отсутствие листьев на деревьях, снегопад, снежный покров) по картинкам.



Узнавание признаков зимы (изменения в животном мире ) по картинкам.



Узнавание признаков зимы (деятельность человека) по картинкам.



Растительный мир.

Садовые цветы. Гладиолус и флокс.



Узнавание растений, различение по внешнему виду.



Узнавание (различение) частей растений: гладиолус и флокс..



Текущая аттестация.



Раскрашивание рисунка «Цветы в вазе».



Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Нахождения изученных растений среди других.



Узнавание растений: деревья (дуб, лиственница).



Сравнение, различение по форме листьев.



Узнавание растений: трава. Щавель.



Рассматривание картинок, узнавание растения по внешнему виду.



Различение съедобных и несъедобных частей растения. Использование щавеля человеком.



Обобщающий урок. Выполнение заданий по теме «Растительный мир».



Узнавание о размножении и посадке щавеля человеком, особенностях ухода за ним.



Грибы. Узнавание и сравнение грибов и растений.



Деление грибов на съедобные и несъедобные. Причины деления.



Съедобные грибы: белый гриб. Узнавание внешнего вида, место произрастания, Рассматривание картинок.



Несъедобные грибы: мухомор. Узнавание внешнего вида, место произрастания, Рассматривание картинок.



Сравнение белого гриба и мухомора. Раскраска на основе изученных внешних признаков.



Животный мир

Узнавание домашних птиц: гусь (величина, части тела, чем покрыто). Узнавание местообитания и питания гуся.



Промежуточная аттестация.



Значение гуся в жизни человека. Рассматривание иллюстраций. Раскрашивание картинок.



Узнавание диких птиц: голубь (величина, части тела, чем покрыто), местообитание и питание голубей.



Узнавание диких птиц: голубь (величина, части тела, чем покрыто), местообитание и питание голубей.



Повторить пройденный материал.



Итого:

34 урока /34 часа.

















































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного предмета

«Человек».


п/п

Тема урока

Дата проведения

Планируемая

Фактическая


Представления о себе, ЗОЖ.

Человек. Называние и различение частей тела.



Части тела. Рассматривание сюжетных картинок



Части тела. Называние и различение частей.



Моё здоровье: режим дня. Рассматривание сюжетных картинок.



Моё здоровье: общее ознакомление с личной гигиеной. Рассматривание сюжетных картинок.



Формирование сообщения о состоянии своего здоровья (с помощью речи, жестов, пиктограмм) Рассматривание сюжетных картинок.



Обобщающий урок. Выполнение заданий по теме «Моё здоровье».



Формирование сообщения о состоянии своего здоровья (с помощью речи, жестов, пиктограмм) Рассматривание сюжетных картинок.



Закрепление полученных знаний сообщения о состоянии своего здоровья (с помощью речи, жестов, пиктограмм) Рассматривание сюжетных картинок.



Называние своего имени и фамилии (с помощью учителя).



Называние своего возраста (с помощью учителя).



Формирование знаний о себе с помощью речи, жестов.



Рассказ о себе с помощью речи, жестов (с помощью учителя).



Закрепление пройденного материала.



Текущая аттестация.



Гигиена тела.

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.



Узнавание правил пользования, соблюдения техники безопасности при пользовании сантехнического оборудования.



Алгоритм действий использования сантехнического оборудования. Практическое занятие.



Мытье и вытирание лица. Алгоритм действий. Практикум.



Обобщающий урок по теме «Гигиена тела. Утренняя гигиена человека».



Мытьё и вытирание рук. Алгоритм действий. Практикум.



Чистка зубов. Полоскание полости рта. Использование зубной пасты и щётки. Знакомство с новыми пиктографическими карточками.



Чистка зубов. Полоскание полости рта. Алгоритм действий.



Расчесывание волос. Закрепление пройденного материала по теме «Гигиена тела».



Приём пищи.

Наливание жидкости в кружку. Практикум.



Накладывание пищи в тарелку. Практикум.



Еда вилкой. Практикум.



Использование салфетки во время приема пищи. Практикум.



Одежда и обувь.

Назначение предметов одежды. Рассматривание сюжетных картинок, определение групп.



Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Рассматривание сюжетных картинок.



Промежуточная аттестация.



Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Рассматривание сюжетных картинок.



Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Рассматривание сюжетных картинок.



Повторить пройденный материал.



Итого:

34 урока/34 часа











































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного предмета

«Окружающий социальный мир».

п/п

Тема урока

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Квартира, дом, двор.

Формирование понятия о квартире, доме, дворе.



Обучение использования полученных знаний в повседневной жизни (различие понятий), рассматривание иллюстраций.



Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал).



Знание функционального назначения помещений изученных помещений.



Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка место для контейнеров с мусором, газон, цветник, огород, сад). Рассматривание иллюстраций.



Представления о видах действий, совершаемых во дворе дома (уборка, отдых и т. д.). Рассматривание сюжетных иллюстраций по теме.



Формирование знаний (соблюдение) правил безопасности и поведения на площадке для отдыха, на газоне.



Обобщающий урок по теме.



Узнавание своего домашнего адреса (на слух).



Узнавание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме, во дворе (пожарная безопасность). Рассматривание иллюстраций.



Алгоритм действий во время аварийной ситуации в доме, дворе (пожар). Рассматривание иллюстраций.



Текущая аттестация.



Продукты питания.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, компот) по внешнему виду, на вкус.



Узнавание упаковок с напитком (работа с практическим материалом, иллюстрациями).



Игра «Отгадай что в чашке».



Предметы быта.

Формирование знаний назначения технического устройства (утюг). Правила использования электроприбора, его назначение.



Правила техники безопасности использования электроприбора (утюга). Рассматривание ситуативных иллюстраций.



Глажка полотенца (при помощи учителя).



Обобщающий урок по теме «Предметы быта».



Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Бумага. Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)



Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.), их классификация по свойствам бумаги.



Дерево. Узнавание свойств дерева. Рассматривание раздаточного материала.



Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Рассматривание иллюстраций.



Сравнение свойств бумаги и дерева. Практическое исследование (при помощи учителя).



Город.

Формирование знаний элементов городской инфраструктуры (улица, площадь, парк, микрорайон). Рассматривание иллюстраций.


Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы, проспекты, площади, здания, парки).



Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, магазин.



Знание (соблюдение) правил поведения на улице.



Знание (соблюдение) правил перехода улицы. 



Промежуточная аттестация.



Изучение городской инфраструктуры родного города. Экскурсия.



Формирование общих первоначальных знаний пешехода.



Формирование общих первоначальных знаний пешехода.



Повторить пройденный материал.



Итого:

34 урока/ 34 часа.




























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного предмета «Музыка и движение».


п/п

Тема урока

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1

Хлопки в ладоши под музыку



2

Учиться надо весело. Пальчиковая гимнастика под музыку



3

Слушание. «Звуки природы: пение птиц, шум дождя, голоса животных»



4

На зелёном лугу. Аудиозапись и видеозапись – шум леса, реки.



5

Звуки осени. Т. Попатенко « Листопад»



6

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки



7

Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.



8

Обобщающий урок. Выполнение заданий по теме «Слушание и узнавание знакомой мелодии».



9

«Как кричит крокодил?» сл. и муз. А.Усачёва



10

«Песенка Мурёнки» сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Антонова.



11

«Песенка для тебя» (из телефильма «Про Красную шапочку»), движения под музыку.



12

Песенка Деда Мороза (из мультфильма «Дед Мороз и лето»), движения различными частями тела под музыку.



13

Текущая аттестация.



14

«Новый год», «Новогодние игрушки». Слушание (различение) начала и конца звучания музыки.



15

Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую.



16

«Весёлые мячики» муз. М. Сатулиной. Слушание (различение) начала и конца звучания музыки.



17

«Весёлые мячики» муз. М. Сатулиной. Движение по залу в соответствии с изменением музыкального метроритма.



18

«Ножками затопали» муз. М. Раухвергера. Движение по залу в соответствии с изменением музыкального метроритма.



19

«Полька» муз. И.Штрауса. Слушание (различение) вокальной и инструментальной музыки.



20

Обобщающий урок. Выполнение заданий по теме «Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах».



21

Л. Бетховен «К Элизе». Слушание (различение) вокальной и инструментальной музыки.



22

Музыкально – дидактические игры на музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, дудка): упр. «Веселый оркестр».



23

Музыкально – дидактические игры на музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, дудка): упр. «Чудесный мешочек».



24

Игра на самодельных инструментах: ложках



25

Игры, в которых из ряда предложенных нужно выбрать понравившийся инструмент.



26

Музыка народов мира. Слушание, ознакомление с аудиозаписью.



27

«Дважды два четыре», В. Шаинский. Выполнение движений в соответствии с изменением музыкального метроритма.



28

Встреча с солнышком. Р. Паулс « Выйди солнышко». Слушание (различение) вокальной и инструментальной музыки.



29

«Ложки деревенские» муз. и сл. З.Я. Роо. (Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте).



30

Промежуточная аттестация.



31

«Спят усталые игрушки» сл. З. Петровой. Выполнение движений в соответствии с изменением музыкального метроритма.



32

Выполнение элементарных хороводных движений.



33

Выполнение элементарных хороводных движений.



34

Повторить пройденный материал.



Итого: 34 урока/34 часа









































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного предмета «Изобразительная деятельность».

п/п

Тема урока

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Правила безопасной работы. Знакомство с учебными принадлежностями.



Пальчиковая гимнастика. Тренировка кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание, помахивание кистями.



Лепка.

3.

Знакомство с пластичными материалами (пластилин, тесто, глина, магнитный песок). Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина, магнитный песок.



4.

Разминание пластилина (теста, глины) доступным способом. Раскатывание теста (глины) скалкой.



5.

Размазывание пластилина без задания по поверхности подложки, доски, листа бумаги, картона.



6.

Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).



7.

Катание колбаски на доске, в руках. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик.



8.

Катание колбаски на доске, в руках. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик.



9.

Лепка предмета из одной (нескольких) частей.



10.

Обобщающий урок. Выполнение заданий по теме «Работа с пластичными материалами»



Рисование.

11.

Знакомство с материалами и инструментами, используемыми для рисования: краски (акварельные, гуашевые, и пр.), пальчиковые краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, ёмкость для воды, штампы, трафареты и т.д.



12.

Освоение приёмов рисования кистью (валиком): приём касания, приём примакивания.



13.

Получение цвета краски путём смешивания красок других цветов.



14.

Текущая аттестация.



15.

«Здравствуй, зимушка-зима!». Раскрашивание и дорисовывание рисунка.



16.

Рисование точек. Соединение точек.

Рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, извилистых, зигзагообразных линий.



17.

Рисование прямых линий. Игровые графические упражнения.



18.

Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Раскрашивание.



19.

«Дети лепят снеговвиков»- раскрашивание карандашами готовых контуров.



20.

Обобщающий урок. Выполнение заданий по теме «Рисование. Мячики» Рисование по шаблону с последующим раскрашиванием.



21.

Рисование «Радуга».



22.

Рисование по опорным точкам и образцу «Черепаха» с последующим раскрашиванием.



23.

Рисование по шаблону фломастером с последующим раскрашиванием. Рисование собаки по трафарету и опорным точкам.



24.

Рисование изученных букв и цифр по трафаретам.



Аппликация.

25.

Знакомство, узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др



26.

Комкание, сминание, отрывание, разрывание, сгибание, листа бумаги, картона, салфетки, фольги, прочих материалов



27.

Складывание, приглаживание, скатывание, разворачивание, сворачивание, перелистывание листа бумаги, картона, салфетки, фольги, прочих материалов



28.

Намазывание всей (части) поверхности клеем.



27

Сборка изображения объекта «Лиса» из нескольких деталей.



29

Аппликация «Цветик – семицветик».



30

«Зайчик» - аппликация (аппликация из нескольких частей).



31

Промежуточная аттестация.



32

Изготовление поделки «Волшебная бутылка».



33

Изготовление поделки «Волшебная бутылка».



34

Повторить пройденный материал.



Итого: 34 урока/34 часа







































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного предмета «Домоводство».


п/п

Тема урока

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

В магазине.

Узнавание выбора места совершения покупок.



Формирование представлений о покупках и их планировании.



Игра «Я собрался в магазин»



Узнавание о видах и назначениях магазинов (продуктовый). Рассматривание картинок.



Обучение алгоритму действий при посещении продуктового магазина.



Обобщающий урок. Выполнение заданий по теме «Я собрался в магазин».



Узнавание нахождение нужного товара в магазине.



Узнавание соблюдения последовательности действий при взвешивании товара



Игра «Покупатель-продавец».



Узнавание соблюдения последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара.



Обращение с кухонным инвентарем.

Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож).



Различение предметов посуды для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).



Узнавание кухонного инвентаря , необходимого для приготовления вареного картофеля.



Текущая аттестация.



Алгоритм действий при приготовления вареного картофеля.



Узнавание (различение) тарелок по назначению (салатник, тарелка для хлеба).



Алгоритм сервировки стола к ужину.



Различение чистой и грязной посуды.



Формирование знаний по очищению посуды от остатков пищи.



Узнавание значения замачивания посуды. Алгоритм действий по уборки посуды после приемы пищи.



Обобщающий урок. Выполнение заданий по теме «Обращение с кухонным инвентарем».



Приготовление пищи.

Формирование знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи.



Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда (картофельное пюре).



Закрепление знаний по выбору инвентаря, необходимого для приготовления картофельного пюре.



Узнавание алгоритма действий при обработке продуктов (картофеля): мытье, чистки и резания ножом.



Формирование знаний по соблюдению алгоритма обработки продуктов при приготовлении картофельного пюре.



Уход за вещами.

Формирование представлений о машинной стирке (рассматривание иллюстраций).



Ознакомление с видами моющих средств для машинной стирки стирки: стиральный порошок, кондиционер для белья (рассматривание иллюстраций).



Соблюдение техники безопасности при использовании моющих средств для машинной стирки.



Различение составных частей стиральной машины (отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки).



Промежуточная аттестация.



Узнавание алгоритма машинной стирки (сортировка белья).



Узнавание алгоритма машинной стирки (сортировка белья).



Повторить пройденный материал.



Итого: 34урока/34 часа.

































ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СИПР, 5 б КЛАСС.


п/п

Учебный предмет /

тема урока

Дата

Причина несоответствия

Подпись учителя

Планируемая

Фактическая