(Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В./ Репкина В.В.)
Учитель: Доценко А.С.
Место урока в программе: заключительный урок по теме «Система частей речи», подготовка к контрольной работе по теме.
Дата: 18.03.10 г.
№ | Этап | Ход урока | Форма работы | Фиксация |
1 | Постановка задачи | 1. Орг.момент. У. Мы с вами недавно работали с незаконченным рассказом, если помните. Что вам нужно было сделать? Д. Вставить подходящие слова на месте пропусков. У. Верно. Однако некоторые из вас допустили ошибки, выполняя это задание. Я предлагаю вам откорректировать допущенные ошибки. Ознакомьтесь, пожалуйста (прочитать про себя). | Общеклассная работа | На доске (или выводится через проектор) написаны те же высказывания, что и у учащихся. |
2. У. Работать вы будете в группах.(Учитель распределяет детей по группам из 3-4-х человек). Организуйте, пожалуйста, своё рабочее пространство. Послушайте внимательно, ваша задача – восстановить высказывания. Чтобы решить эту задачу, нужно ответить для себя на пару вопросов: Что нужно сделать? С чем связаны ошибки? Итак, что же вы будете делать? Д. 1) находить и исправлять ошибки. 2) объяснять, почему были допущены такие ошибки? | Общеклассная работа | Задачи фиксируются на доске. |
2 | Актуализация знаний о способе определения частей речи. | 3. Работа в группах | Групповая работа | |
3 | | 4. Обсуждение результатов работы групп. У. Сейчас каждая группа будет озвучивать по одной ошибке, обсуждать будем по очереди по одной ошибке. Давайте вспомним, что вы должны нам озвучить (актуализация задач). По каким критериям мы сможем оценить работу каждой группы? Выведение критериев: - правильно найдены ошибки - правильно исправлены ошибки; - правильно объяснен способ решения. | Общеклассное обсуждение. | |
Все сделано правильно | Не всё нашли | Нашли всё, но объяснили не в том ключе | У учителя на столе лежат модели всех частей речи. При обсуждении нужной части речи один из учащихся группы выбирает модель, по которой была допущена ошибка, и нужная модель части речи. Обе модели вывешиваются ее на доску. |
Предлагается предложение с аналогичной ошибкой (которую не нашли) Возвращаемся к тексту с ошибками, выясняем, что не нашли. | Предлагается ключ (самопроверка) | Обсуждаем дальше следующую ошибку, затем возвращаемся к случаю, который не смогли объяснить. |
| | Результат – восстановление правильного способа действия – система частей речи. | | |
| Закрепление умения применять выведенный способ. | У. Ну, что ж, вы отлично справились с заданием. Теперь вы без каких-либо трудностей можете справиться с любым заданием по этой части. Определите, пожалуйста, части речи в данном тексте (Лингвистическая сказка Петрушевской) Пуськи бятые Сяпала Калуша с калушатами по напушке. И увазила бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушатa бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: - Не трямкайте бутявок, бутявки любые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! | Групповая работа | |
Обсуждение результатов работ. | Общеклассное обсуждение | Вывешиваются на доске листы А3 с выполненным на них заданием. |
| | У. Ну, а теперь давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете особенности каждой части речи. Предлагаю вам небольшой блиц-опрос. Я буду называть определенную особенность, а вы будете работать по парам (как сидите) – по очереди поднимайте карточку с названием нужной части речи. Обсуждение результатов | Парная работа. | Конверты с названиями частей речи (на отдельных карточках) на партах у учащихся |
| Домашнее задание | 1. Составить высказывание по модели: «Сущ. / прил. / глаг. / предлог» 2. Дан лингвистический текст. Задание: * определить части речи (надписать на карточке); * перевести текст, учитывая части речи; * дать грамматическую характеристику некоторых слов. | | |