СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оперативного контроля знаний на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение интерактивной системы тестирования InterwriteRespons на разных этапах современного урока химии

(Система оперативного контроля знаний на уроках химии) Из опыта работы учителя химии

Просмотр содержимого документа
«Система оперативного контроля знаний на уроках химии»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №2










Применение интерактивной системы тестирования InterwriteResponse

на разных этапах современного урока

химии

(Система оперативного контроля знаний на уроках химии)




Из опыта работы учителя химии










Подготовила: Омельянчук Татьяна Евгеньевна

учитель химии высшей категории






2016 год

Применение интерактивной системы тестирования Interwrite Response

на разных этапах современного урока химии.


Я работаю учителем химии более двадцати лет. Мне всегда было интересно изучать и применять новые образовательные технологии, узнавать что-то необычное и увлекательное, чтобы сделать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Я стараюсь работать так, чтобы дети захотели получать предлагаемые им знания, учились добывать их сами и умели применять их в новых условиях и в реальной жизни. Именно этого требует от нас педагогов стандарт II поколения (ФГОС). Главная задача новых образовательных стандартов – научить ребёнка мыслить и учиться самостоятельно, помочь ученику как личности адаптироваться в окружающем мире. Чтобы этого добиться, очень важно - заинтересовать детей. По мнению ряда ученых, интерес – это позитивный, избирательный процесс, направленный на формирование стремления к познанию объекта или явления, к овладению видами деятельности, расширению кругозора, привлечению внимания.

Стремление работать по новым стандартам (ФГОС), поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые применяются при организации творческой познавательной учебной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

С внедрением ФГОС в школы поступило новое интерактивное оборудование: интерактивные доски, системы опроса, интерактивные планшеты, документ-камеры и др. Прошло чуть более полугода с тех пор, как я стала осваивать и использовать систему голосования Interwrite Response на уроках химии. Хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями, мыслями, предварительными выводами об освоении программного обеспечения Response. (Response(англ.) – «ответ, ответная реакция»). Поскольку современная школа немыслима без оперативного контроля знаний учащихся, очень важно научиться целесообразно использовать имеющиеся для этого возможности. Особое место сейчас занимает тестовый контроль как наиболее объективная форма оценки знаний учащихся. Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения знаний, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Тестовый контроль помогает оперативно проверить уровень формирования представлений и понятий учащихся, определить их продвижение в обучении. Тесты позволяют выявить не только уровень знаний учащихся, но и степень развитости памяти, внимания, отношение к делу. При проведении анализа результатов тестирования по классу просчитывается процент качества и успеваемости, учитываются результаты освоения тем каждым учеником. Результаты тестирования помогают правильно организовать итоговое повторение, с учетом особенностей работы в данном классе. Все это требует от учителя огромного количества времени и увеличивает без того немалую нагрузку.

Система интерактивного голосования является средством контрольно-оценочной деятельности, она открывает большие возможности перед преподавателями школ в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса школьников, а также предоставлении детальных отчетов о проведенной работе.

Так для чего же вообще нужна система оперативного контроля знаний (СОКЗ)?

Система оперативного контроля знаний позволяет активизировать работу учащихся, осуществляя оперативную обратную связь, проводить текущий, рубежный, итоговый и др. виды контроля знаний.

Система интерактивных опросов InterwirteResponse предназначена для проведения интерактивного опроса и позволяет организовать объективный динамический контроль и оценку знаний каждого ученика. Тесты для опроса готовит и вносит в компьютер учитель. А проверяет и оценивает работу учащихся- система контроля Interwirte Response.

Интерактивная система опроса и голосования – это мобильный комплект, который хранится в компактном чемоданчике и включает в себя набор пультов для опроса учеников, приемник сигнала и программное обеспечение, устанавливаемое на компьютере.



Interwirte Response можно использовать на уроке по любому предмету и в любом классе. Для подготовки опроса с использованием этой системы необходимо создать тест по особому алгоритму и завести классный журнал. Номер учащегося в классном журнале будет соответствовать номеру пульта, с которым учащийся работает во время сеанса голосования.


Процесс использования прост: учитель раздает пульты ученикам, демонстрирует им вопросы, на которые они отвечают, с помощью клавиш на пульте (выбирая вариант ответа), после чего система за считанные секунды автоматически проверяет и систематизирует результаты опроса, представляя их учителю в форме таблицы или гистограммы. В таком отчете, отображенном на интерактивной доске, проекционном экране или мониторе компьютера, учитель видит, как на тот или иной вопрос ответил каждый ученик, какие варианты ответа предпочли большинство присутствующих в классе, сколько всего правильных и неправильных ответов. Просмотреть отчет можно по каждому ученику отдельно и в диаграмме в целом


Результаты автоматически добавляются в электронный журнал успеваемости и сохраняются в одном файле, что помогает оперативно систематизировать и обрабатывать данные.

Ребятам очень нравится отвечать на вопросы, выбирая вариант ответа при помощи пульта и сразу оценить качество собственных знаний.


Так выглядит экран с тестовым заданием к уроку химии «Углерод и его соединения» в 9 классе





Интерактивную систему тестирования можно использовать на всех этапах урока, начиная с проверки домашнего задания и заканчивая итоговым контролем качества знаний, умений и навыков учащихся. 

Использование интерактивной системы тестирования на этапе проверки домашнего задания.

При проверке домашнего задания на уроке химии можно составить небольшой тест, который подразумевает выбор одного правильного ответа из нескольких, таким образом, можно сразу проверить правильность выполненного домашнего задания, не собирая тетради на проверку.

Например, для проверки домашнего задания по теме «Количество вещества», составляем тест, включающий задачи, которые ученики выполняли дома, предлагая три варианта ответа:

1) масса 2 моль кислорода

1) 32г 2) 64г 3) 16г


2)количество вещества 56 г азота составляет

1) 4 моль 2) 5моль 3) 2моль

3) сколько молекул в 9 г воды

1) 6* 1023 2) 3*1023 3) 12*1023

По такому же принципу можно проверить решение задач и других упражнений, знание формул и т.п. После проверки, можно проанализировать ответы ребят, выявить ошибки. Учитель получает информацию о том, кто из учеников не усвоил учебный материал, чтобы организовать в дальнейшем работу с отстающими.

Так, используя интерактивную систему тестирования для проверки домашнего задания, проверяем всех учащихся за 5-10 минут, не тратя время на заслушивание пересказа, проверку тетрадей. Конечно же, тесты для проверки домашнего задания нецелесообразно применять на каждом уроке, так как необходимо развивать, в том числе и устную речь учащихся. Но для проверки усвоения терминов, формул, решения задач тестирование будет как нельзя кстати.

Использование интерактивной системы тестирования на этапе актуализации знаний.

На этом этапе так же возможно применение интерактивной системы тестирования для создания проблемной ситуации. К примеру при подготовке к изучению темы: «Основные классы неорганических соединений» включаем в первую часть теста вещества, которые учащиеся уже знают:

  1. Какие классы неорганических соединений вы знаете:

  1. Оксиды, основания, неметаллы

  2. Оксиды, основания, растворы

  3. Оксиды, основания, металлы

  4. Оксиды, основания, кислоты


  1. Выберите строку в которой нет веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений

  1. Na2O, CuO, KOH, HCl

  2. CaO, H2SO4, Ca(OH)2, NaOH

  3. CuO, KOH, HNO3, H2O

  4. CaCO3, KNO3, AlCl3, NaCl


Во второй части теста задаем примеры с веществами нового вида: также с выбором из четырёх вариантов ответа.

  1. Выберите строку, в которой находятся формулы оксидов(оснований, кислот

  1. Na2O, CuO, K2O, Cl2О7

  2. KOH, Cu(OH)2, Ca(OH)2, NaOH

  3. H2SO4, HCl, HNO3, H2CO3

  4. CaCO3, KNO3, AlCl3, NaCl

задаем выбор из 4 вариантов ответа.

Анализируя ответы вместе с учащимися делаем вывод: в одной из строк находятся вещества, которые нельзя отнести ни к одному из классов.

Таким образом, применение интерактивной системы тестирования на этом этапе урока помогает включить в работу по актуализации абсолютно всех учащихся, осуществляя деятельностный подход.

Использование интерактивной системы тестирования на этапе первичного закрепления знаний.

Этот этап урока, на мой взгляд, самый благодатный для применения интерактивной системы тестирования. Иногда при объяснении нового материала необходимо понять, как идет процесс усвоения новой информации. При использовании СОКЗ можно оперативно получить такую информацию на гистограмме или в виде графика, задав учащимся любой вопрос, с ответом да/нет или с выбором ответа из нескольких возможных

Например:

Речь идет о простом веществе водород в предложении

  1. Водород входит в состав воды

  2. Водород легче воздуха

Или после объяснения темы «Классификация оксидов»

К кислотным оксидам относятся

  1. CO2, SiO2, CrO3

  2. SO2, CO, Mn2O7

  3. CO2, SO2, N2O


Использование интерактивной системы тестирования на этапе проверки и оценки знаний.

Простор применения интерактивной системы тестирования на этом этапе урока очень широк. Создать тесты для проверки знаний не составляет труда, возможно даже привлекать к созданию таких тестов учащихся.

Система предлагает на выбор несколько видов тестов:

- тест с множественным выбором (выбрать правильный ответ из 3, 4, 5 и т.д. возможных);

- тест с выбором из двух вариантов (да/нет, верно/не верно).

Если тест оценивается по пятибалльной системе, то стандартные критерии оценок таковы: 91-100% оценка «5»; 81-90% оценка «4»; 80-70% оценка «3»; ниже 70% оценка «2». В тоже время, учитель может сам установить критерии оценки в зависимости от класса.



Предварительные выводы по использованию программного обеспечения.

1. Освоение работы с помощью пультов заняло у учащихся 1-2 урока.

2. Подготовка опроса по любой теме занимала у меня от 25-30 минут (в начале освоения), 10-15 минут (когда полностью освоила и запомнила алгоритм подготовки теста). Тестовые задания, выполненных в программе Word, я использовала для опроса учащихся по темам в бумажном варианте.

3. Использование системы голосования даёт колоссальную экономию:

а) бумаги для распечатывания бумажных версий;

б) ресурсов картриджа принтера;

в) времени учителя для проверки бумажных версий опроса (при использовании системы опроса Response учитель вообще не проверяет выполнение теста, опроса, задания - программа сама сделает это);

г) времени учителя для анализа усвоения темы каждым учеником и классом в целом (причём анализ выполненных работ можно вывести и в табличном виде, и в виде диаграмм, можно сделать анализ выполнения работы всего класса, можно по каждому ученику отдельно)

4. Встроенный журнал успеваемости в любой момент даст информацию о всех проведённых опросах, с полным анализом работы, с тем, чтобы учитель мог своевременно поработать над устранением пробелов в знаниях учащихся.

5. Использование системы Response существенно повысило мотивацию учащихся.

Применение интерактивной системы тестирования – один из способов  развития ключевых компетенций учащихся. Такая форма обучения и контроля знаний вызывает интерес к самому процессу учения, мотивирует и  способствует решению образовательных задач школы.

Современному учителю необходимо научиться умело использовать и применять в своей практике новое интерактивное оборудование, тогда наши ученики станут чуть талантливее, самостоятельнее, активнее, а главное, станут творчески мыслящими, и тогда не учитель будет заполнять собой все пространство урока, а его ученики.

6. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), нужно изобретать, внедрять новые средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.