Тема: "Система отсчета. Перемещение"
Предмет: физика
Класс: 8
Задачи:
-познакомить с предметом изучения механики и её разделов – кинематики и динамики;
- познакомить с понятием поступательного движения, научить узнавать и приводить примеры поступательного движения тел;
- познакомить с понятием системы отсчёта;
- познакомить с понятием перемещения, научить отличать перемещение от пройденного пути.
Планируемые результаты обучения учащихся:
-называет предмет изучения механики, кинематики и динамики;
- даёт определение и приводит примеры поступательного движения тел, узнает поступательное движение при решении качественных задач;
- даёт определение системы отсчёта;
- даёт определение перемещения, отличает перемещение от пройденного пути.
Достигаемые образовательные результаты
Личностные: убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символических формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его.
Предметные: формирование целостной научной картины мира, представлений о закономерной связи и познавательности явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий, научного мировоззрения как результата изучения основ материи и фундаментальных законов физики.
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание этапа | Деятельность |
учителя | ученика |
Актуализация знаний (учебник, ЭП) | Повторение материала, изученного в 7 классе | Задаёт вопросы ученикам, контролирует правильность ответов | отвечает на вопросы учителя, слушает и дополняет ответы одноклассников |
Изучение нового материала (учебник, ЭП) | Изучение нового материала, демонстрация медиаобъектов | Объясняет новый материал, делает записи на доске, демонстрирует медиаобъекты, помогает ученикам делать правильные выводы. | Слушает учителя, изучает медиаобъекты, делает записи в тетради, при помощи учителя формулирует выводы |
Закрепление нового материала (задачник) | Решение задач | Руководит решением задач | Отвечает на вопрос задачи, слушает и дополняет ответы одноклассников |
Подведение итогов (ЭП) | Выполнение тестовых заданий, обобщение изученного материала, оценка работы учащихся | Организует выполнение теста, подводит итоги урока с участием учащихся, оценивает работу учеников, задаёт домашнее задание | Выполняет задания теста, слушает учителя и одноклассников, отвечает на вопросы учителя, записывает домашнее задание. |
Ход урока
1. Вступительная беседа с учащимися о целях и задачах курса физики 8 класса.
Что изучает кинематика? динамика?
В чем заключается главная задача механики?
Какие явления должны уметь объяснять?
Проблемный эксперимент.
- Какое тело падает быстрее: лист бумаги или книга?
- Какое тело падает быстрее: развернутый лист бумаги или такой же лист, сложенный в несколько раз?
- Почему не вытекает вода из дырки в банке, когда банка падает?
- Что произойдет, если на край листа бумаги поставить бутылку с водой и резко дернуть в горизонтальном направлении? Если тянуть за бумагу медленно?
2. Примеры покоящихся и движущихся тел. Демонстрации.
- Скатывание шарика по наклонной плоскости.
- Движение шарика вверх по наклонной плоскости.
- Движение тележки по демонстрационному столу.
З. Формирование понятий: механическое движение, траектория тела, прямолинейные и криволинейные движения, пройденный путь.
Демонстрации.
- Д вижение горячей лампочки карманного фонаря в затемненной аудитории.
- Аналогичный опыт с лампочкой, крепленной на ободе вращающегося диска.
4. Формирование представления о системе отсчета и относительности движения.
1. Проблемный эксперимент.
Движение тележки с бруском по демонстрационному столу.
- Движется ли брусок?
- Достаточно ли четко поставлен вопрос? Сформулируйте вопрос правильно.
2. Фронтальный эксперимент по наблюдению относительности движения.
Положите линейку на лист бумаги. один конец линейки прижмите пальцем и с помощью карандаша переместите ее на некоторый угол в горизонтальной плоскости. При этом карандаш не должен перемещаться относительно линейки.
- Какова траектории конца карандаша относительно листа бумаги?
- К какому виду движения относится движение карандаша в этом случае?
- В каком состоянии находится конец карандаша относительно листа бумаги? Относительно линейки?
Выводы:
а) Необходимо ввести систему отсчета как совокупности тела отсчета, системы координат и прибора для определения времени.
б) Траектории тела зависит от выбора системы отсчета.
5. Обоснование необходимости введении идеализированной модели - материальной точки.
6. Знакомство с поступательным движением тела.
Демож9соiрация.
Ф Движения большой по размеру книги с нарисованной на ней линией (рис 2).(Особенность движения - любая прямая, проведенная в теле, остается параллельной самой себе)
Движения тлеющей с двух концов лучины в затемненной аудитории.
7. Решение главной задачи механики: определение положения тела в любой момент времени.
а) На прямой линии - одномерная система координат (автомобиль на шоссе).
Х= 300 м, Х= 200 м
б) На плоскости- двухмерная система координат (судно в море).
ХА= 50 м,
ХВ=200м
в) В пространстве - трехмерная система координат (самолет в небе).
Ц. Решение качественных задач.
Ответьте на вопросы письменно (да или нет):
- Можно ли считать Луну материальной точкой:
- при расчете расстояния от Земли до Луны?
- при измерении ее диаметра?
- при посадке космического корабля на ее поверхность?
- при определении скорости ее движения вокруг Земли?
- Можно ли считать человека материальной точкой, если он:
- идет из дома на работу?
- выполняет гимнастические упражнении?
- совершает путешествие на пароходе?
- А при измерении роста человека?
III. Исторические сведения.
Галилео Галилей в своей книге "Диалог" приводит яркий пример относительности траектории: "Представим себе художника, который находится на корабле, плывущем из Венеции по Средиземному морю. Художник рисует на бумаге пером целую картину из фигур, начерченных в тысячах направлений, изображение стран, зданий, животных и других вещей.." Траекторию движения пера относительно моря Галилей представляет "линией протяжения от Венеции до конечного места…
более или менее волнистой, в зависимости от того, в какой степени качался в пути корабль".
IV. Итоги урока.
V. Домашнее задание: §48, ответить на вопросы учебника