Система оценивания
I. Обоснование актуальности темы работы
Ускорение темпов развития общества и процессов информатизации влечет за собой изменение целей образования. Помимо прочных предметных знаний современному школьнику необходимы умения активной познавательной деятельности, планирования, контроля, оценки собственной деятельности.
Оценивание – процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Как показывают исследования последних лет, самый большой страх у учащихся – это страх проверки знаний.
Для ребенка что оценка,
Чаще страх или сомненье?
Грусть, тревога, удивленье…
Но не радость, не стремленье
К вдохновенью, восхищенью.
Чем младше школьник, тем больше он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. Поэтому так важно сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной.
Система оценивания должна базироваться на следующих принципах:
Важность. Для оценивания необходимо выбрать лишь самые важные ожидаемые результаты.
Адекватность. Необходимо выбрать точный инструмент оценивания, то есть упражнение, задачу, которые показали бы нам, что ученик овладел необходимыми знаниями, умениями, навыками.
Объективность. Необходимо разработать очень конкретные критерии оценивания.
Интегрированность. Оценивание должно быть включено в сам процесс обучения.
Открытость. Ученики должны знать заранее, что и как будет оценено.
Простота. Процесс и формы оценки должны быть просты и доступны в применении и пользовании. Можно вводить критерии постепенно, по мере освоения самого инструмента оценки.
Какие же достижения надо оценивать? Это не только знания и умения, устные и письменные ответы, домашние задания, но и самостоятельность, прогресс учебных достижений, организация труда, особенные идеи, сотрудничество. В первом классе дети вообще не в состоянии понять, что отметкой оценивается результат их работы, а не они сами. Следовательно, прежде, чем оценивать результат труда ребенка отметкой, необходимо сформировать у него одно из сложнейших интеллектуальных умений - контролирующую и оценочную деятельность.
Оценивание деятельности ребенка ведется с первых дней обучения. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Начинаю оценочную деятельность с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Обязательно подчеркиваю, как хорошо дети готовы к уроку, выделяю при этом, что значит “хорошо готов к уроку”.
Очень важно выделять именно успехи, так как они помогают эмоциональному благополучию детей и позволяют лучше понять требования школьной жизни. Уже на второй неделе обучения сфера оценочной деятельности расширяется. В нее включаются успехи в учебном труде маленьких учеников. Оцениванию уже подлежат правильность, аккуратность, старательность при выполнении работы, соответствие результатов труда образцу. Расширяя оценочную деятельность, учитель должен каждый раз вводить четкие критерии оценивания: что значит аккуратно, правильно... И только на третьем этапе оценочной деятельности, после усвоения критериев правильности и критериев соответствия требований детьми, учитель может вводить фиксацию трудностей ребенка (а вот здесь тебе еще нужно поработать). Фиксация трудностей предполагает, прежде всего, очерчивание перспектив ребенку, показ что именно и как нужно сделать. Фиксируя трудности, учитель вселяет в ребенка веру в то, что у него все обязательно получится и дает ему столько помощи, чтобы получилось.
Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия. В достижении этой цели поможет использование схемы самооценки
“Учись контролировать себя”
Попробуй сам оценить свою работу, часть работы, почувствуй удовлетворение (неудовлетворение).
Попроси товарища, родителей, других членов семьи оценить твою работу.
Определи круг проблем, вопросов, которые появились в результате самооценки или оценки выполненного тобой задания для дальнейшего совершенствования. Такими проблемами могут быть: неаккуратный внешний вид работы, ее расположение, правильность, полнота, выполнение задания другим способом и т.д.
Определи окончательный вариант оценки (плохо, удовлетворительно, хорошо, очень хорошо, отлично).
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат. К сожалению, на этот путь педагогов толкают нормативные документы, требующие “освоить, изучить, сформировать…” Но моя задача - отследить и зафиксировать продвижение каждого ребенка. Для объективной системы оценивания я использую:
1. “Светофор” Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый “Светофор”. В первом классе предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: “Можно двигаться дальше”. Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: “Нужна небольшая помощь”. Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: “Стоп! Мне нужна помощь!” Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
2. Так же мы пользуемся “Карточками сомнений”
+ “Я понял все
- “ Не совсем усвоил, сомневаюсь”
? “Не понял”
3. “Волшебные линеечки” Волшебные линеечки”, описанные Г.А. Цукерман являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как “успешного”);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Вот как можно оценить письменную работу:
Это значит, что работа написана неаккуратным почерком, но ребенок был очень внимателен. После самооценки наступает очередь оценки учителя. Этими линеечки мы так же пользуемся, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.
4. “Дерево успехов” Итоги дня (урока) подводим на Дереве успехов. После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось; цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось; листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
5. Карта индивидуального развития (индивидуальных достижений)
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика с момента поступления его в школу заводится “Карта индивидуального развития (индивидуальных достижений)”. В карту заносятся основные программные требования по учебному предмету, которые должен освоить ребенок в ходе обучения (достижения).
Успехи фиксируются условными обозначениями:
+ - материал усвоен в полном объеме
- материал усвоен частично
? - материал не усвоен
Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не поучается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.
6. Портфолио достижений Раскрыть динамику личностного развития каждого ученика, отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане позволяет портфолио достижений. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы: сочинения, изложения, рисунки, поделки, зачетные работы и т.д.
Одна из серьезных задач обучения, которая может быть решена при использовании портфолио - развитие рефлексии школьника, как основы его дальнейшего индивидуального роста и развития.
IV. Правила оценочной безопасности Для того, чтобы успех пришел к ребенку, каждому учителю необходимо соблюдать правила оценочной безопасности. Это путь к успеху.
- Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки!
- Ставь перед ребенком конкретные задачи
- Не скупись на похвалу
- Хвали исполнителя, критикуй только исполнение
- Формула “опять ты не…” - верный способ взращивания неудачников!
- “На бочку дегтя – ложку меда”.
Даже в море неуспеха можно найти островок успешности
3