Система оценивания на уроках технологии
Структура системы оценки: входной (стартовый) контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль. На уроках технологии мною используются различные методы и формы оценивания, такие как собеседование, задания в тестовой форме, письменные и практические самостоятельные работы.
Критериями оценки, определяющими подготовку учащегося на уроках технологии, являются:
- общая подготовленность, организация рабочего места, научность, технологичность и логика изложения материала;
- уровень освоения теоретического материала, предусмотренного программой по предмету технология;
- умения использовать теоретические знания при выполнении текущих заданий практических работ и упражнений;
- соблюдение этапов технологии изготовления, норм времени, качество выполнения технологических операций и приёмов;
- соблюдение правил санитарии, гигиены, техники безопасности.
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Критерии оценивания практической работы
Балл | Степень выполнения обучающимся общих требований к ответу |
«5» | 1) полностью соблюдались правила техники безопасности; 2) рабочее место рационально организовано, спланирован труд; 3) правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно, аккуратно, качественно, в соответствии с технологическими требованиями, высокое качество выполненной работы. |
«4» | 1) полностью соблюдались правила техники безопасности; 2) допущены незначительные недостатки в организации рабочего места и планировании труда; 3) в основном правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно, в соответствии с технологическими требованиями. Качество и аккуратность ниже требуемого. |
«3» | 1) неточности в соблюдении правил техники безопасности; 2) недостатки в организации рабочего места и планировании труда; 3) отдельные приемы труда выполнялись неправильно, низкая самостоятельность, имеются небольшие нарушения технологических требований. Качество и аккуратность выполнения удовлетворительное. |
«2» | 1) неточности в соблюдении правил техники безопасности; 2) имеют место существенные недостатки в организации рабочего места и планировании труда; 3) неправильно выполнялись многие приемы труда, низкая самостоятельность, имеются значительные нарушения технологических требований. Качество и аккуратность выполнения неудовлетворительное. Работа не соответствует образцу, не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, допущенный в работе, исправить невозможно |
«1» | 1) обучающийся показывает полное незнание соответствующего раздела изучаемого материала; 2) отказ от ответа. |
Оценивание результатов тестирования
Отметка | Степень выполнения обучающимся общих требований к ответу |
«5» | Количество баллов составляют 90 – 100 % от общего количества; |
«4» | Количество баллов составляют 70 – 90 % от общего количества; |
«3» | Количество баллов составляют 50 – 70% от общего количества; |
«2» | Количество баллов составляют 50 % и менее верных ответов от общего количества; |
«1» | Не ставится. |
Для каждой проверочной работы имеются критерии оценок в баллах и процентном соотношении. За каждый правильный ответ ставится «+», если ответ неполный или частично неверный, ставится «+–», за неправильный ответ «–». За каждый «+» обучающийся получает 1 балл, за «+–» – 0,5 балла, за «–» – 0 баллов. Подсчитывается количество баллов по тесту, и по количеству баллов в соответствии с таблицей процентного соотношения количества баллов по тесту от максимального общего количества баллов выставляется отметка.
Критерии оценивания творческих проектов
Оригинальность и аргументированность идеи и темы проекта, предлагаемых подходов и решений, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия эскизу; прочность, надежность; удобство использования).
Технологические критерии (выполнение всех этапов проектирования , наличие эскизов, схем, рисунков; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности, качество выполненной практической работы).
Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
Экологические критерии (отсутствие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
Информационные критерии (оформление пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и структура текста; качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий; использование дополнительной информации).
Коммуникативная компетенция: качество доклада и презентации работы, логичность, последовательность, аргументация; культура речи, глубина знаний по теме, общая эрудиция.
Полнота ответов на дополнительные вопросы.
Критерии оценивания творческих проектов
Критерии оценивания | Баллы | № |
1.1 Общее оформление | 1 | |
1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта | 1 | |
1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов | 0,5 | |
1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи | 1 | |
1.5 Выбор технологии изготовления изделия | 1 | |
1.6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления | 1 | |
1.7 Разработка конструкторской документации, качество графики | 1 | |
1.8 Описание изготовления изделия (технологическая карта) | 1 | |
1.9 Описание окончательного варианта изделия | 0,5 | |
1.10 Эстетическая оценка выбранного изделия | 0,5 | |
1.11 Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия | 0,5 | |
1.12 Реклама изделия | 1 | |
2.1 Оригинальность конструкции | 5 | |
2.2 Качество изделия | 10 | |
2.3 Соответствие изделия проекту | 5 | |
2.4 Практическая значимость | 5 | |
3.1 Формулировка проблемы и темы проекта | 2 | |
3.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи | 1 | |
3.3 Описание технологии изготовления изделия | 3 | |
3.4 Четкость и ясность изложения | 1 | |
3.5 Глубина знаний и эрудиция | 2 | |
3.6 Время изложения (7-8 мин) | 1 | |
3.7 Самооценка | 2 | |
3.8 Ответы на вопросы | 3 | |
Итого: | 50 | |
Оценивание творческих работ учащихся производится следующим образом: подсчитывается количество баллов по таблицам оценивания творческих работ в соответствии с видом работы, и по количеству баллов в соответствии с таблицей процентного соотношения количества баллов от максимального общего количества баллов выставляется отметка.
Отметка | Степень выполнения обучающимся общих требований к ответу |
«5» | Количество баллов составляют 81 – 100 % от общего количества; |
«4» | Количество баллов составляют 66 – 80 % от общего количества; |
«3» | Количество баллов составляют 51 – 65 % от общего количества; |
«2» | Количество баллов составляют 50 % и менее верных ответов от общего количества; |
«1» | 1) объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий; 2) обучающийся не выполнил работу (отказался выполнять). |