СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

VI окружной фестиваль инновационных идей "Путь к успеху". Из опыта работы по реализации ФГОС ООО". Тема: "Система оценивания на уроках русского языка в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система оценивания на уроках русского языка в начальной школе. Презентация опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«VI окружной фестиваль инновационных идей "Путь к успеху". Из опыта работы по реализации ФГОС ООО". Тема: "Система оценивания на уроках русского языка в начальной школе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Профильный лицей №24» города Рубцовска















VI окружной фестиваль инновационных идей

«Путь к успеху»



Секция №1/2

«Актуальный практический опыт реализации ФГОС ООО»







Тема: «Система оценивания на уроках русского языка в начальной школе»











Автор :

Галинченко Елена Викторовна





2019 год

Презентация опыта

Добрый день, уважаемые коллеги!

Одна из проблем современного образования заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Вот поэтому наша с вами задача, как учителей - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.

Уважаемые коллеги, я думаю, вы согласитесь со мной, что мы часто анализируем многие моменты нашей жизни, и как следствие этого оцениваем результат. Так вот оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд, - это не только актуальная тема, но и сложнейшая педагогическая проблема.

Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Учеба без оценки подобна выстрелу без мишени, баскетбольному поединку без кольца. Но как мишень и баскетбольное кольцо определенным образом нормированы, так и оценка деятельности ученика обязательно должна быть выражена в конкретной форме и по определенному алгоритму. Таким нормативным выражением оценки на протяжении веков является школьная отметка.

Через выступление представлю собственный опыт работы по теме:

«Система оценивания на уроках русского языка в начальной школе»

Принципы:

- оценивание является постоянным процессом;

- оценивание может быть только критериальным;

- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка;

- оценивать можно только то, чему учат;

- в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.

В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Если, в этом смысле, УМК идеальный, совершенный. Но очень часто учителю приходится самому разрабатывать критерии. На мой взгляд, очень ценно, если эти критерии вырабатываются совместно с учениками на уроке – причём для более старших детей (3-4 класс и далее)

В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Принципы:

- в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;

- объективность оценки;

- открытость процедуры и результатов оценки,

-комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- оценка динамики образовательных достижений школьников.

Если один из принципов выпадает в работе, то говорить о системе оценивания как о системе не имеет смысла.


Тема моего урока: «Правописание мягкого знака в числительных».

Данный урок является пятым в разделе «Имя числительное»

Цель урока: формирование первичных представлений о правописании мягкого знака в именах числительных.

Задачи урока:

  • создать оптимальные условия для знакомства учащихся с особенностями правописания мягкого знака в именах числительных и создания алгоритма доказательства его написания;

  • тренировать полученные умения;

  • развивать творческие способности через моделирование правила.

  • развивать коммуникативные навыки через отдельные виды деятельности.

Формирую различные ууд в том числе личностные

Личностные:

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи,

  • развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.

В соответствии с требованиями ФГОС к управлению уроком, дидактической системе деятельного метода, я планировала тип и структуру урока.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Для стуктуры данного урока характерны 9 этапов.

1. Мотивация. Самоопределение учебной деятельности.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Все этапы урока объединяет оценочная деятельность:

- оценочная деятельность самого ученика (самооценивание);

-в парах;

- в группе;

- взаимооценивание;

- оценочная деятельность учителя.

В соответствии с данной структурой старалась определить логическую последовательность, взаимосвязь этапов урока и формирование универсальных учебных действий.

Основным в уроке является этап открытия новых знаний.

На этом этапе использован проблемный метод. Создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию: блиц-опрос и диалог.

Для блиц-опроса были предложены вопросы по изученной теме и вопрос, на который дети еще не знают ответа.

Блиц-опрос

1. На какие две большие группы делятся числительные?

2. Что называют и на какой вопрос отвечают количественные числительные?

3. Что называют и на какие вопросы отвечают порядковые числительные?

4. Какие по составу бывают числительные?

5. Как изменяются числительные?

6. Где пишется мягкий знак в числительных?

На основе этого детям было предложено самостоятельно сформулировать тему урока и поставить задачи, которые они должны решить во время урока. Построен план проекта выхода из затруднения.

ПЛАН

Наблюдаем…

Исследуем…

Открываем…

Применяем…

Проверяем…

Оцениваем…

Организованная данным образом работа, позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний.

На уроке дети работали на индивидуальных листах самооценки, где на каждом этапе урока оценивали свою деятельность, в соответствии с предложенными критериями.

Для открытия новых знаний и формулирования правила была проведена работа в парах. Распределение на группы по морфемному составу правила, употребление мягкого знака в конце и середине слова. Самооценивание проводилось по ключам ответов (Работа в парах. Карточка №1).

Дети занесли свои ответы в листы самооценки.

Во время работы в парах, дети пытаются сформулировать правило, по которому пишется мягкий знак в числительных, сравнивают свои предположения с правилом в учебнике, далее моделируют данное правило.

Дети оценивают работу своих групп в листах самооценки, устанавливают правильность и осознанность изученного материала.

Для закрепления правила выполнили 2 самостоятельные работы:

- по учебнику (предварительно составив, план выполнения упражнения).

Дети должны были не только проверить задание, но и определить лишние слова и аргументировать алгоритмом правило правописания.

Вторую - по карточке, с предложенными критериями оценки.

Через лист самооценки не прошло домашнее задание.

На дом был дан текст и предложены три уровня заданий.

1 уровень. Задание: выпиши из текста простые имена числительные, проанализируй орфограммы в числительных.

2 уровень. Задание: выпиши из текста составные имена числительные, запиши два своих примера составных числительных, проанализируй орфограммы в числительных.

3 уровень. Задание: выясни, какое значение имеют имена числительные в научном тексте.

Третий уровень был самым сложным и мне было интересно как дети справились с этим заданием.

Вот так выглядел проект домашнего задания третьего уровня сложности. За данную работу ученик получил отдельную конкретную оценку.

Дети подводят итоги работы в листах самооценки.

Очень важно, что ребенок не получает на данном уроке отрицательной оценки. Он может улучшить свой результат на следующем уроке.

Если не совпадает самооценка и оценка учителя, проводится индивидуальная работа с обучающимся.

В чем суть правил новой технологии оценивания? Оценивается любое, особенно успешное действие, фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т. е. умения по использованию знаний. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, т. к. каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

В конце урока эмоциональное настроение детей было оценено в цветовой гамме, после прочтения притчи, которой я закончу свое выступление.


Трое мужчин выполняли одну и ту же работу. По окончании которой им задали один и тот же вопрос «Как вам работалось?» Первый ответил: «Я камни таскал», т.е. работать ему было трудно. Второй на вопрос ответил: «Я на жизнь зарабатывал», т. е. работал в меру своих сил без напряжения. Третий ответил: «Я строил храм», т. е. ему работалось легко.