Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Профильный лицей №24» города Рубцовска
VI окружной фестиваль инновационных идей
«Путь к успеху»
Секция №1/2
«Актуальный практический опыт реализации ФГОС ООО»
Тема: «Система оценивания на уроках русского языка в начальной школе»
Автор :
Галинченко Елена Викторовна
2019 год
Презентация опыта
Добрый день, уважаемые коллеги!
Одна из проблем современного образования заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Вот поэтому наша с вами задача, как учителей - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.
Уважаемые коллеги, я думаю, вы согласитесь со мной, что мы часто анализируем многие моменты нашей жизни, и как следствие этого оцениваем результат. Так вот оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд, - это не только актуальная тема, но и сложнейшая педагогическая проблема.
Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Учеба без оценки подобна выстрелу без мишени, баскетбольному поединку без кольца. Но как мишень и баскетбольное кольцо определенным образом нормированы, так и оценка деятельности ученика обязательно должна быть выражена в конкретной форме и по определенному алгоритму. Таким нормативным выражением оценки на протяжении веков является школьная отметка.
Через выступление представлю собственный опыт работы по теме:
«Система оценивания на уроках русского языка в начальной школе»
Принципы:
- оценивание является постоянным процессом;
- оценивание может быть только критериальным;
- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка;
- оценивать можно только то, чему учат;
- в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.
В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Если, в этом смысле, УМК идеальный, совершенный. Но очень часто учителю приходится самому разрабатывать критерии. На мой взгляд, очень ценно, если эти критерии вырабатываются совместно с учениками на уроке – причём для более старших детей (3-4 класс и далее)
В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Принципы:
- в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
- объективность оценки;
- открытость процедуры и результатов оценки,
-комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- оценка динамики образовательных достижений школьников.
Если один из принципов выпадает в работе, то говорить о системе оценивания как о системе не имеет смысла.
Тема моего урока: «Правописание мягкого знака в числительных».
Данный урок является пятым в разделе «Имя числительное»
Цель урока: формирование первичных представлений о правописании мягкого знака в именах числительных.
Задачи урока:
создать оптимальные условия для знакомства учащихся с особенностями правописания мягкого знака в именах числительных и создания алгоритма доказательства его написания;
тренировать полученные умения;
развивать творческие способности через моделирование правила.
развивать коммуникативные навыки через отдельные виды деятельности.
Формирую различные ууд в том числе личностные
Личностные:
развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи,
развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.
В соответствии с требованиями ФГОС к управлению уроком, дидактической системе деятельного метода, я планировала тип и структуру урока.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Для стуктуры данного урока характерны 9 этапов.
1. Мотивация. Самоопределение учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Все этапы урока объединяет оценочная деятельность:
- оценочная деятельность самого ученика (самооценивание);
-в парах;
- в группе;
- взаимооценивание;
- оценочная деятельность учителя.
В соответствии с данной структурой старалась определить логическую последовательность, взаимосвязь этапов урока и формирование универсальных учебных действий.
Основным в уроке является этап открытия новых знаний.
На этом этапе использован проблемный метод. Создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию: блиц-опрос и диалог.
Для блиц-опроса были предложены вопросы по изученной теме и вопрос, на который дети еще не знают ответа.
Блиц-опрос
1. На какие две большие группы делятся числительные?
2. Что называют и на какой вопрос отвечают количественные числительные?
3. Что называют и на какие вопросы отвечают порядковые числительные?
4. Какие по составу бывают числительные?
5. Как изменяются числительные?
6. Где пишется мягкий знак в числительных?
На основе этого детям было предложено самостоятельно сформулировать тему урока и поставить задачи, которые они должны решить во время урока. Построен план проекта выхода из затруднения.
ПЛАН
Наблюдаем…
Исследуем…
Открываем…
Применяем…
Проверяем…
Оцениваем…
Организованная данным образом работа, позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний.
На уроке дети работали на индивидуальных листах самооценки, где на каждом этапе урока оценивали свою деятельность, в соответствии с предложенными критериями.
Для открытия новых знаний и формулирования правила была проведена работа в парах. Распределение на группы по морфемному составу правила, употребление мягкого знака в конце и середине слова. Самооценивание проводилось по ключам ответов (Работа в парах. Карточка №1).
Дети занесли свои ответы в листы самооценки.
Во время работы в парах, дети пытаются сформулировать правило, по которому пишется мягкий знак в числительных, сравнивают свои предположения с правилом в учебнике, далее моделируют данное правило.
Дети оценивают работу своих групп в листах самооценки, устанавливают правильность и осознанность изученного материала.
Для закрепления правила выполнили 2 самостоятельные работы:
- по учебнику (предварительно составив, план выполнения упражнения).
Дети должны были не только проверить задание, но и определить лишние слова и аргументировать алгоритмом правило правописания.
Вторую - по карточке, с предложенными критериями оценки.
Через лист самооценки не прошло домашнее задание.
На дом был дан текст и предложены три уровня заданий.
1 уровень. Задание: выпиши из текста простые имена числительные, проанализируй орфограммы в числительных.
2 уровень. Задание: выпиши из текста составные имена числительные, запиши два своих примера составных числительных, проанализируй орфограммы в числительных.
3 уровень. Задание: выясни, какое значение имеют имена числительные в научном тексте.
Третий уровень был самым сложным и мне было интересно как дети справились с этим заданием.
Вот так выглядел проект домашнего задания третьего уровня сложности. За данную работу ученик получил отдельную конкретную оценку.
Дети подводят итоги работы в листах самооценки.
Очень важно, что ребенок не получает на данном уроке отрицательной оценки. Он может улучшить свой результат на следующем уроке.
Если не совпадает самооценка и оценка учителя, проводится индивидуальная работа с обучающимся.
В чем суть правил новой технологии оценивания? Оценивается любое, особенно успешное действие, фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т. е. умения по использованию знаний. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, т. к. каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
В конце урока эмоциональное настроение детей было оценено в цветовой гамме, после прочтения притчи, которой я закончу свое выступление.
Трое мужчин выполняли одну и ту же работу. По окончании которой им задали один и тот же вопрос «Как вам работалось?» Первый ответил: «Я камни таскал», т.е. работать ему было трудно. Второй на вопрос ответил: «Я на жизнь зарабатывал», т. е. работал в меру своих сил без напряжения. Третий ответил: «Я строил храм», т. е. ему работалось легко.