Система оценивания в 1 классе
Безотметочное обучение - это обучение учащихся 1 класса, представляющее собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Основные принципы безотметочного обучения:
дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);
гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);
естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).
Никакому оцениванию не подлежит:
темп работы ученика;
особенности личностных психических процессов
(особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
Основные виды контроля:
стартовый контроль,
тематический контроль,
итоговый контроль.
Приёмы безотметочного оценивания знаний и умений:
«Радуга»
- у детей полоски или жетоны цвета радуги (маркеры или фломастеры) с соответствующим значением:
К – выполнил работу отлично
О – выполнил работу хорошо (незначительные недочёты)
Ж – выполнил работу, есть ошибки
З – выполнил половину работы
Г – выполнил меньше половины работы
С – выполнил незначительную часть работы
Ф – не справился с работой
«Волшебные линеечки»
- это отрезок, разделенный на высокий, средний или нижний уровни, который может быть расположен горизонтально или вертикально. Крайняя правая или верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу. «Линеечка» может содержать несколько шкал: правильность, аккуратность, красота, пропуск букв и т.п. На полях тетради ученик рисует «линеечку» и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. При проверке тетрадей учитель ставит крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. На начальном этапе желательно задавать только один критерий.
«Дерево успеха»
- у детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево:
плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
цветок – получилось почти все, дело прошло неплохо;
зеленый листик – не все получилось, но я старался;
желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать.
«Светофор» - если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Знаю и понятно». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: « Немного что-то знаю». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: « Не понял!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Практическая значимость данного оценивания состоит в том, что:
1. Повышается уровень профессионализма учителей начальной школы в формировании умений самоорганизации младших школьников. 2. Повышается уровень сознательности, самостоятельности и активности младших школьников в учебной деятельности. 3. Повышается качество уровня обученности младших школьников, уровень воспитанности. 4. Формируется контрольно-оценочная деятельность. 5. Сохраняется и укрепляется их физическое и социально-психологическое здоровье.